Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые нарушения и преступления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.
Ответственность за неуплату налогов
Существует три вида ответственности за нарушение налогового законодательства, к которой могут привлечь компанию или ее сотрудника: административная, налоговая и уголовная.
- Административная ответственность предполагает обязательство для налогоплательщика погасить образовавшуюся недоимку. Никаких дополнительных санкций (в виде наказания рублем или лишения свободы) этот вид ответственности не предусматривает.
- Налоговая ответственность предполагает финансовые расходы, то есть наказание рублем в виде штрафа. Инспектор вправе потребовать у налогоплательщика погасить недоимку, начислить пеню, штрафы. Эти суммы налоговики взыщут с без судебного разбирательства.
- Уголовная ответственность предусмотрена за преступления тяжелые и финансово емкие. Виновного определяет суд, который может его заключить под арест и лишить свободы на довольно длительный срок, в зависимости от тяжести и масштаба преступления.
В разработке статья о «налоговом мошенничестве»
С конца июля 2020 года правоохранители инициировали разработку проекта статьи о налоговом мошенничестве. Предполагается, что в УК будет внесен новый состав преступления под названием «налоговое мошенничество». Законопроект разрабатывается СКР совместно с Генпрокуратурой, Федеральной налоговой службой, МВД.
Деталей новой статьи пока нет, лишь есть уточнение, что новая статья УК будет призвана устранить несовершенство законодательной базы. На фоне этого следует отметить, что сейчас в УК РФ есть две статьи, по которым чаще всего привлекают бизнесменов: 199 — уклонение от уплаты налогов и 159 — мошенничество. Предполагалось, что в 2021 году появится еще одна статья — за налоговое мошенничество. Однако судьба ее пока не ясня.
В итоге очевидно, что политика в отношении собираемости налогов ужесточается и нам остается ждать новую статью УК за налоговые преступления.
Как увидеть свой бизнес глазами налогового инспектора? Выявить слабые места и устранить их до проверки? Избежать нарушений налогового законодательства призван СБИС Оценка налоговых рисков . С его помощью вы сможете оценить эффективность выбранного режима налогообложения, сравнить вашу налоговую нагрузку со средней по рынку и многое другое. А СБИС Сверка проверит все платежи в госорганы и предупредит о расхождениях в данных.
Виды и порядок применения санкций за нарушение налогового законодательства
Налоговая санкция представляет собой конкретную меру ответственности за совершенное налоговое правонарушение. Налоговый кодекс устанавливает налоговые санкции только в виде такой меры имущественного характера, как штраф. В определении Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. указано, что штрафы, взимаемые налоговыми органами с налогоплатель- щиков за нарушения ими требований налогового законодательства, выходят за рамки налогового обязательства как такового и этим отличаются от недоимок и налоговой пени. Штрафные санкции, применяемые налоговыми органами за нарушение норм законодательства, направленного на обеспечение фискальных интересов государства, относятся к мерам взыскания административно-правового характера (за административные правонарушения). Таким образом, Конституционный Суд РФ признал административно-правовую природу налоговых санкций и отсутствие налоговой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности.
В зависимости от характера совершенного налогового правонарушения Кодексом установлены штрафы в твердой денежной сумме или в процентах от суммы налога, подлежащей уплате. Так, например, при несообщении либо несвоевременном сообщении налогоплательщиком налоговому органу об открытии банковского счета размер штрафа составляет пять тыс. руб. (ст. 118 НК РФ). Неуплата или неполная уплата сумм налога влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога (ст. 122 НК РФ).
Основные правила взыскания штрафов за налоговые правонарушения установлены ст. 104, 105 и 115 НК РФ.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующими статьями Кодекса за совершение налогового правонарушения. К смягчающим обстоятельствам относятся: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. Иные обстоятельства могут быть признаны смягчающими судом.
При наличии такого отягчающего обстоятельства, как совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа увеличивается на 100 процентов. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.
Кодексом предусмотрен судебный порядок взыскания финансовых санкций: налоговый орган должен обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд, если ответчиком является организация или индивидуальный предприниматель, либо в суд общей юрисдикции, если санкции взыскиваются с физического лица, не являющегося предпринимателем. К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.
Кодекс устанавливает обязанность налогового органа до обращения в суд предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции (п. 1 ст. 104 НК).
Досудебная процедура урегулирования спора между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу привлечения последнего к налоговой ответственности является обязательной. Налоговый орган обращается в суд с иском о взыскании санкций только в случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму санкции либо пропуска налогоплательщиком срока ее уплаты, указанного в требовании об уплате налоговой санкции.
Кодекс не содержит положений о форме соответствующего требования. Оно может быть изложено как в отдельном документе, так и в тексте решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
В необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган может направить в суд ходатайство об обеспечении иска.
Указанные выше правила применяются также в случае привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
После удовлетворения судом исковых требований налогового органа реальное взыскание сумм штрафов производится в общем порядке путем исполнительного (Производства.
Статья 115 НК РФ предусматривает важную гарантию прав налогоплательщиков — срок давности взыскания санкции. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Этот срок является пресекатель- ным, т.е. не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска налоговым органом. Исчисление данного срока осуществляется либо со дня составления акта выездной налоговой проверки, либо со дня обнаружения налогового правонарушения при осуществлении иных форм налогового контроля.
Какие бывают нарушения налогового кодекса
Налоговых правонарушений достаточно много, рассмотрим самые распространенные из них, которые хотя бы раз случаются в жизни каждой компании или предпринимателя.
Основные нарушения закреплены в статьях 116 – 126 НК РФ.
- Статья 116 НК РФ говорит об ответственности за нарушение сроков при подаче заявления для государственной регистрации.
- Если налоговая декларация не была предоставлена в налоговый орган, то в статье 119 НК РФ предусмотрена за это ответственность.
- Статья 119.1 регулирует подачу декларации в электронном виде.
- Если компания или предприниматель допускает серьезные нарушения в отражении доходов, расходов или объектов налогообложения, то ответственность за такие нарушения нужно искать в статье 120 НК РФ.
- Занижение налоговой базы и, как следствие, неуплата налога, регулируется в статье 122 НК РФ.
- Ответственность налоговых агентов по неперечислению налогов в бюджет закреплена в статье 123 НК РФ.
- Если по требованию налоговой инспекции компания не предоставила документы или иные данные, то ответственность наступит в соответствии со статьей 126 НК РФ
Уголовная ответственность за неуплату налогов
Те, кто не платят налоги, могут стать обвиняемыми по следующим статьям УК РФ:
- 198 – уклонение от уплаты налогов физическим лицом;
- 199 – уклонение от уплаты налогов и сборов представителями юридического лица;
- 199.1 – неперечисление удержаний в пользу государства налоговым агентом.
За указанные деяния допускается привлечение к уголовной ответственности лица, которому более 16 лет. Впрочем, судебная практика не знает примеров осуждения несовершеннолетних граждан по данным статьям уголовного закона.
Налоговая ответственность за неуплату налогов может наступить по решению налогового органа. И для уголовного дела решение ИФНС тоже необходимо. Вообще инспекция обязана направлять информацию о выявленной неуплате в следственные органы, если соблюдены одновременно четыре условия:
- решение о привлечении к налоговой ответственности принято и вступило в законную силу;
- налогоплательщика уведомили об обязанности уплаты налога с пенями в установленный срок;
- после истечения срока, установленного в уведомлении, прошло 2 месяца;
- установлен крупный или особо крупный размер неоплаченной суммы.
Инспекция обязана направить сведения в течение 10 суток со дня выявления нарушений. После чего следственный комитет выносит постановление о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении. Это зависит от наличия/отсутствия состава преступления.
Налоговые правонарушения
Налоговое правонарушение — совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей.
Обычно за это деяние НК РФ установлена ответственность. К лицам, подлежащим ответственности за совершение налоговых правонарушений, относятся:
- организации;
- физические лица, которые привлекаются к налоговой ответственности с 16 лет.
При совершении налогового правонарушения выделяют две формы вины:
- умышленная;
- неосторожность.
Понятие, формы и методы налогового контроля
Налоговый контроль — это деятельность уполномоченных госорганов (ФНС) по контролю за исполнением налогового законодательства налогоплательщиками, проводимая с помощью определенных средств и методов. В то же время можно определить налоговый контроль, как вид финансового контроля государства со своими объектами, методами и формами осуществления, ведь налоговые поступления – один из важнейших источников пополнения госбюджета.
Общие положения о налоговом контроле содержит ст. 82 НК РФ. Выполнение контролирующих функций возложены на должностных лиц – сотрудников налоговых органов.
Формы проведения налогового контроля могут быть следующими:
-
Налоговые проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные.
- камеральные проверки проводятся инспекторами на территории ИНФС по налоговой отчетности или документам, полученным от налогоплательщика. Срок проведения — не более 3-х месяцев. Проверяется только тот налог, или сбор, по которому получена отчетность.
- выездные проверки проводятся инспекторами непосредственно на территории налогоплательщика и могут касаться любых налоговых платежей.
- Получение объяснений – может осуществляется по любым вопросам касательно налоговой отчетности, документов и т.п. Формами налогового контроля являются как получение устных, так и письменных объяснений налогоплательщика.
- Проверка данных учета и отчетности – проводится в отношении документов налогового и бухгалтерского учета, которые в течение 10 дней должен предоставить налогоплательщик по требованию ИФНС. Проверяется, насколько правильно налогоплательщиком ведется учет, и верно ли составлена при этом отчетность.
- Инвентаризация – одна из форм налогового контроля, применяемая во время выездных проверок. Проводится в отношении обязательств и имущества налогоплательщика. Порядок проведения утвержден приказом Минфина РФ № 20н и МНС РФ № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999.
- Осмотр территории, помещений, документов и предметов, имеющих отношение к получению налогоплательщиком дохода – проводится во время проверки, в присутствии понятых и оформляется протоколом (ст. 92 НК РФ).
- Мониторинг — относительно новое понятие и форма налогового контроля, с 2015 года применяемая только к крупным налогоплательщикам. Возможна исключительно на добровольной основе, по заявлению налогоплательщика и решению ИФНС (ст. 105.26 НК РФ). При введении мониторинга, налоговики получают доступ к информационным базам плательщика, либо вся необходимая информация и документы поступают от него в электронной форме, таким образом, налоговый контроль ведется постоянно и непрерывно.
Методы налогового контроля – это приемы и способы применяемые для проверки законности хозопераций, верно ли они отражены в документах и налоговых регистрах, насколько полно начислены и уплачены в бюджет налоги, и не содержат ли действия налогоплательщика признаков правонарушений.
Очевидно, что формы и методы налогового контроля тесно переплетены между собой, и разделить их довольно сложно. Все способы, применяемые налоговиками, можно распределить на несколько групп:
- Основные методы контроля.
-
Документальные:
- истребование и выемка документов и учетных регистров,
- проверка правильности составления и достоверности отчетности,
- проверка на соответствие нормам права,
- арифметическая проверка,
- проверка обоснованности проведенных операций;
-
Фактические:
- инвентаризация имущества,
- экспертиза,
- проверка фактического объема оплаченных работ (встречная проверка),
- анализ качества сырья и материалов,
- контрольная закупка и т.д.
Зная, как трактует понятие «налоговая ответственность» НК (он же Налоговый кодекс), понимая, что же считается правонарушением, можно переходить и к мерам наказания за налоговые преступления.
Перед этим стоит обратить внимание на некоторые конкретные цифры, касающиеся уплаты обязательных платежей в пользу государства. Физическое лицо обязано отдавать 13% своей прибыли в налоговые фонды, обычно эта сумма автоматически вычитается из заработной платы. Нерезиденту придётся выплатить стране 30% своей прибыли. Облагаются налогом и те, кто выиграл приз, стоимость которого превысила четыре тысячи российских рублей, — им необходимо заплатить 35% стоимости вознаграждения. Те, кому посчастливилось получать доход от акций, отдают только 9% от заработанного.
Организации и налогообложение
Свои особенности имеет налоговая ответственность организаций. Например, за нарушение закона налоговым агентом (так называется тот, кто платит обязательные отчисления, вычитая их из заработной платы налогоплательщика) ответственность может понести и сам плательщик: если фирма не вычла процент заработной платы, который должен идти на уплату налогов, то виноват потом может оказаться и тот, кому эту зарплату выплатили, даже если он не знал о неправомерных действиях своего агента.
Стоит отметить, что налоговые агенты, то есть организации, имеют чёткие сроки выплаты налогов. В случае если выплаты будут просрочены хотя бы на день, организация будет обязана заплатить пеню или же штраф.
Ещё одной функцией налоговых агентов, как говорилось немного выше, является посредничество между налоговыми организациями и налогоплательщиками в случае наличия у последних задолженностей по выплатам отчислений в государственный бюджет.
Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
Раздел VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение» части первой НК РФ посвящен правовому описанию сущности понятия «налоговое правонарушение» и регламентации системы санкций за совершение налоговых правонарушений.
Элементы налогового правонарушения
Налоговое правонарушение — это виновно совершенное, противоправное (совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
Элемены налогового правонарушения | |
---|---|
Элемент налогового правонарушения | Определение, структура |
1. Объект налогового правонарушения |
Урегулированные и защищенные законом общественные ценности и блага, которым наносится вред соответствующим противоправным действием (бездействием). Его составные части: установленный законом порядок исчисления и уплаты налогов и сборов; порядок осуществления налоговой отчетности; порядок учета налогоплательщиков; порядок осуществления налогового контроля
|
2. Объективная сторона | Противоправное действие (бездействие) субъекта правонарушения, за которое нормами НК установлена ответственность, его юридически нежелательные результаты для публичного правопорядка в сфере налогообложения и юридически значимая причинная связь между ними |
3. Субъективная сторона | Юридическая вина правонарушителя в форме умысла или неосторожности |
4. Субъект | Лицо, совершившее правонарушение: налогоплательщик, плательщик сборов, налоговый агент, лица, способствующие осуществлению налогового контроля (эксперт, переводчик, специалист и пр.) |
Рассмотрим подробно основные принципы ответственности за совершение налоговых правонарушений, которые представлены на рисунке.
Административная ответственность за налоговые правонарушения, кто будет нести ответственность, ответственность бухгалтера за правонарушения, сколько составляет срок давности преступления
Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
2. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
1. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.
2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 рублей. 1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
2. Исключен. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.
1. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей. 2. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня. 3. Исключен. Федеральный закон от 09.
07. 1999 N 154-ФЗ. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 18. 01. 2001 N 6-О положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий.
1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. 2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей. 3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. 4. Исключен.
Федеральный закон от 09. 07. 1999 N 154-ФЗ. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 18. 01. 2001 N 6-О положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий.
1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора). 2. Утратил силу. Таможенный кодекс РФ от 28.
05. 2003 N 61-ФЗ.3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора). Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению. Несоблюдение установленного настоящим Кодексом порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ. 2. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135. 1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. 3. Утратил силу.
Федеральный закон от 30. 12. 2001 N 196-ФЗ. Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влечет взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей.
1. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей.2. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей.
Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового и административного законодательства в России
Состав правонарушения | Ответственность по НК РФ | Ответственность должностных лиц по КоАП РФ |
Ответственность налогоплательщиков и налоговых агентов | ||
Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе | 10 тыс. руб. | от 500 до 1000 руб. |
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе | 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч руб. | от 2000 до 3000 руб. |
Нарушение налогоплательщиком срока представления информации об открытии или закрытии счета в банке | 5 тыс. руб. | от 1000 до 2000 руб. |
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета | 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании налоговой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. |
от 300 до 500 руб. от 2000 до 3000 руб. (за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности) |
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде | 200 руб. |
от 300 до 500 руб. от 2000 до 3000 руб. (за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности) |
Грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов, объектов налогообложения в течение одного налогового периода | 10 тыс. руб. | от 2000 до 3000 руб. (за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности) |
Грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов, объектов налогообложения в течение одного налогового периода в течение более одного налогового периода | 30 тыс. руб. | |
Грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов, объектов налогообложения в течение одного налогового периода если эти деяния повлекли занижение налоговой базы | 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тыс. руб | |
Неуплата (неполная уплата) сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога, других неправомерных действий (бездействий) | 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тыс. руб | |
Умышленная неуплата (неполная уплата) сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога, других неправомерных действий (бездействий) | 40% неуплаченных сумм налога | |
Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом | 20% суммы, подлежащей перечислению | |
Несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест | 30 тыс. руб. | |
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) документов и (или) иных сведений, предусмотренных актами законодательства о налогах и сборах | 200 руб. за каждый непредставленный документ | от 100 до 300 руб. — для граждан, от 300 до 500 руб — для должностных лиц |
Отказ организации предоставить предусмотренные НК РФ документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, иное уклонение от их предоставления либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями | 10 тыс. руб. | от 100 до 300 руб. — для граждан, от 300 до 500 руб — для должностных лиц |
Совершение налогового правонарушения влечет для нарушителя негативные последствия в виде налоговых санкций. Наказуемость является формальным признаком налогового правонарушения, поскольку налоговым правонарушением признается совершенное противоправное деяние фискально обязанных лиц, ответственность за которое предусмотрена Налоговым кодексом РФ. Установление ответственности за налоговые правонарушения только Кодексом является императивной нормой, и, таким образом, никакие иные нормативные правовые акты не могут содержать положений, относящихся к налоговой ответственности.
Сущность наказуемости как формального признака налогового правонарушения заключается в угрозе применения наказания к виновным лицам при нарушении ими запрета совершать какие-либо деяния либо не совершать действия, юридические признаки которых закреплены в главах 16 и 18 НК РФ.
Определение уполномоченными органами в поведении лица, привлекаемого к ответственности, всех юридических признаков налогового правонарушения дает основания для квалификации совершенного им деяния в качестве налогового правонарушения и применения соответствующих мер воздействия.
Налоговое правонарушение является фактическим правовым основанием юридической ответственности и в силу этого характеризуется совокупностью объективных и субъективных признаков, образующих состав налогового правонарушения, который представляет собой это установленные нормами налогового права признаки (элементы), совокупность которых позволяет считать противоправное деяние налоговым правонарушением.
Обжалование действий налоговых органов
При несогласии с действиями должностных лиц налоговых органов налогоплательщики в соответствии со ст.14 Закона N 943-1 вправе обжаловать эти действия путем подачи жалобы в те налоговые инспекции, которым непосредственно подчинены эти должностные лица, либо в суд (арбитражный суд). Решения по жалобам налогоплательщиков могут быть обжалованы в вышестоящие государственные налоговые инспекции в течение месяца. Госналогслужбе России и государственным налоговым инспекциям субъектов Российской Федерации предоставлено право отмены решений нижестоящих налоговых инспекций.
Налогоплательщики при несогласии с решением Госналогслужбы России вправе обратиться в Арбитражный суд Российской Федерации. Установленный указанной статьей порядок обжалования налогоплательщиками решений налоговых органов по подчиненности не лишает налогоплательщика права на защиту своих имущественных интересов в судебном порядке.
В случае ненадлежащего осуществления налоговыми органами и их сотрудниками возложенных на них обязанностей, в результате чего налогоплательщику причинен ущерб, этот ущерб подлежит возмещению в установленном порядке (включая упущенную выгоду). Факт такого ущерба и его размер устанавливаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Ю.Подпорин Советник налоговой службы |
Какие бывают нарушения налогового кодекса
Налоговых правонарушений достаточно много, рассмотрим самые распространенные из них, которые хотя бы раз случаются в жизни каждой компании или предпринимателя.
Основные нарушения закреплены в статьях 116 – 126 НК РФ.
- Статья 116 НК РФ говорит об ответственности за нарушение сроков при подаче заявления для государственной регистрации.
- Если налоговая декларация не была предоставлена в налоговый орган, то в статье 119 НК РФ предусмотрена за это ответственность.
- Статья 119.1 регулирует подачу декларации в электронном виде.
- Если компания или предприниматель допускает серьезные нарушения в отражении доходов, расходов или объектов налогообложения, то ответственность за такие нарушения нужно искать в статье 120 НК РФ.
- Занижение налоговой базы и, как следствие, неуплата налога, регулируется в статье 122 НК РФ.
- Ответственность налоговых агентов по неперечислению налогов в бюджет закреплена в статье 123 НК РФ.
- Если по требованию налоговой инспекции компания не предоставила документы или иные данные, то ответственность наступит в соответствии со статьей 126 НК РФ
Административная и уголовная ответственность за нарушения налогового законодательства
При нарушениях в сфере налогового законодательства, кроме налоговой ответственности предусмотрена и административная. Административная ответственность назначается в соответствии с КОАП (статьи с 15.3 по 15.11).
Нарушение | Сумма штрафа |
Нарушен срок государственной регистрации | 500-1000 рублей |
Если государственная регистрация не проведена, а деятельность ведется | 2000-3000 рублей |
Опоздание с представлением в налоговый орган расчета по страховым взносам | 300-500 рублей |
Непредоставление или неполное предоставление в контролирующие органы необходимых документов или информации | 100-300 рублей для граждан и 300-500 рублей для должностных лиц |
Грубые нарушения требований к бухучету и бухгалтерской отчетности | 5000-10000 рублей на должностных лиц
Повторное нарушение 10000-20000 рублей или дисквалификация от 1 года до 2 лет |
Под денежным обращением понимается движение денежной массы (денежные знаки в обращении, денежные средства на счетах и во вкладах, другие безусловные денежные обязательства банков) в наличной и безналичной форме внутри страны. Вместе с тем наличный и безналичный денежные обороты органически взаимосвязаны.
При налично-денежной форме расчетов средством платежа между участниками расчетов в процессе оказания услуг, выполнения работ, продажи товаров выступают реальные денежные знаки – банковские билеты (банкноты) и металлические монеты. Такая форма расчетов на предприятиях реализуется путем проведения кассовых операций.
Безналичная форма расчетов предусматривает списание конкретной суммы денег со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении их на счет другого субъекта в этой или другой кредитной организации. Наличные денежные знаки при такой форме платежа отсутствуют.
Правовой основой денежного обращения в Российской Федерации выступают: Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства РФ, нормативные акты Центрального Банка РФ.
В соответствии со ст. 75 Конституции РФ денежная эмиссия находится в ведении Российской Федерации. На Федеральное собрание и Правительство Российской Федерации возлагается обязанность по проведению единой кредитно-денежной политики. Главная роль в реализации этой политики отведена Центральному банку России.
Базовые положения, характеризующие систему денежного обращения в РФ, отражены в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В частности, этот нормативный акт содержит следующие нормы:
• официальной денежной единицей Российской Федерации признается рубль. Введение на территории России других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются;
• официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается, как в большинстве стран мира;
• официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) и публикуется Банком России.
Валюта Российской Федерации включает в себя банкноты и монеты Банка России, являющиеся единственным законным средством платежа на территории страны.
Наличные деньги являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.
Законом также установлены задачи и полномочия, возлагаемые на Банк России.
Совет директоров Банка России принимает решение о выпуске в обращение новых денежных знаков и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых банкнот и монет. Информация об этом должна быть предварительно направлена Правительству РФ. Все сведения о новых денежных знаках публикуются в средствах массовой информации.
В процессе обмена денежных знаков старого образца на новые не допускаются ограничения по суммам или субъектам обмена. Монеты и банкноты старого образца могут находиться в обращении не менее 1 года, но не более 5 лет.
Только Центральный банк РФ имеет право проводить эмиссию наличных денежных средств (дополнительно выпускать деньги). На практике эмиссия – это передача денежных средств из резервного фонда банка, где хранятся деньги, в оборотную кассу, через которую происходит ежедневное движение наличных денег.
Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных систем в Российской Федерации.
Согласно закону Банк России в сфере денежного обращения должен выполнять следующие функции:
• прогнозирование и организация производства, перевозки и хранения банкнот и монеты, создание их резервных фондов;
• установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
• установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
• определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.
Важной составляющей кредитно-денежной политики Российской Федерации является правильное соотношение наличного и безналичного денежного обращения.
Так, в соответствии с Законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» определен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. Расчеты, превышающие установленную сумму, должны производиться безналичным путем. В другом законодательном акте – Указе Президента РФ «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» от 14.06.1992 г. № 622 – отражены следующие нормы. Юридические лица независимо от их организационно-правовой формы:
• должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков;
• могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий;
• обязаны сдавать в банк денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и в сроки, согласованные с учреждениями банка;
• имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только на определенные цели и срок.
Из сказанного выше следует сделать вывод, что государству выгоднее усиливать безналичную систему расчетов и ограничивать налично-денежное обращение.