Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Тихая война», или Как санкции разрушают страны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).
Обязательным условием для назначения трудовой пенсии является наличие стажа работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН (страховой стаж).
С 1 января 2023 г. в Беларуси минимальный страховой стаж, который гарантирует назначение трудовой пенсии, будет повышен до 19 лет (в 2022 г. – 18,5 лет).
К 2025 г. запланировано повышение минимального страхового стажа до 20 лет.
Периодически на разных площадках возникают дискуссии насчет включения в страховой стаж дополнительных видов деятельности, кроме работы с уплатой страховых взносов. Например, в 2020 г. установили, что военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца, т.е. пенсионному страхованию. Взносы в ФСЗН за них поступают за счет средств республиканского бюджета. Соответственно, с 2020 г. в страховой стаж включают срочную службу в армии.
Но многие другие инициативы пока заблокированы: включение в страховой стаж периодов получения высшего образования, времени декретного отпуска. Позиция регулятора высказана четко: нет вливаний в ФСЗН – нет права на пенсию.
Если страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту не хватает, может быть назначена только социальная пенсия.
Уровень пенсионных выплат поддерживают периодические перерасчеты.
Минтруда и соцзащиты гарантирует, что в 2023 г. трудовые пенсии будут повышены как минимум один раз. Прогноз главы государства оптимистичнее: на совещании 23 декабря он утверждал, что в следующем году трудовые пенсии могут поднять трижды.
По законодательству перерасчет осуществляется:
– трудовых пенсий – в связи с ростом средней заработной платы работников в республике на основании указов Президента не реже 1 раза в год в пределах средств ФСЗН;
– минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, доплат к пенсиям лицам в возрасте старше 75 лет – в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ). БПМ обновляют 4 раза в год – 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября. Соответственно, социальные пенсии и доплаты, будем надеяться, пересмотрят четырежды.
Как считают трудовой и страховой стажи для назначения пенсии?
— Под страховым стажем подразумеваются только периоды работы с уплатой взносов в фонд соцзащиты. Сюда не входят учёба, декретный отпуск, уход за малолетними детьми либо нетрудоспособными гражданами. Срочную службу в армии в него будут включать за периоды службы, начиная с января 2020 года. Кроме того, если выяснится, что ваш наниматель не платил за вас взносы в фонд соцзащиты, это время тоже не попадёт в страховой стаж. Минимальный страховой стаж, необходимый для получения пенсии, увеличивается на полгода каждый год. В 2021 году он 18 лет. В итоге минимальный страховой стаж должен увеличиться до 20 лет. Это произойдёт в 2025 году.
Чтобы получать полную трудовую пенсию по возрасту, общий стаж должен быть минимум 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. В этот стаж, в отличие от страхового, входят учёба в вузе, отпуск по уходу за ребёнком, армия, уход за инвалидом I группы или человеком старше 80 лет. Чем больше ваш трудовой стаж, тем больше будет пенсия.
Итак, чтобы получить положенную трудовую пенсию по возрасту, нужно наработать и трудовой стаж (минимум 25/20 лет), и страховой стаж (в этом году — минимум 18 лет).
Мой трудовой стаж больше 40 лет, а пенсия маленькая, еле на лекарства хватает. Почему наши пенсии такие маленькие?
С сентября не работаю, вышла на пенсию. Нужно ли подавать какие-либо бумаги в собес?
— По Закону РБ «О пенсионном обеспечении», пенсионер обязан извещать орган, выплачивающий ему пенсию, об обстоятельствах, которые влекут изменение размера пенсии или прекращение её выплаты.
Таким образом, вам необходимо предоставить сведения об увольнении с работы в орган, выплачивающий пенсию.
В каких случаях назначается социальная пенсия?
— Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию и (или) пенсию из других государств, назначается социальная пенсия. Мужчинам по достижении возраста 65 лет, женщинам — 60 лет. Данное условие не распространяется на детей-инвалидов, инвалидов, в том числе инвалидов с детства, детей, потерявших кормильца.
Социальные пенсии определяются из наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в таких размерах: инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, — 110 %; инвалидам с детства II группы — 95 %; инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца на каждого ребёнка —
85 %; инвалидам III группы, в том числе инвалидам с детства, — 75 %; мужчинам, достигшим 65 лет, женщинам — 60 лет — 50 %; детям-инвалидам до 18 лет при первой степени утраты здоровья — 80 %, второй степени — 85 %, третьей — 95 %, четвёртой — 110 %. К слову, БПМ сейчас 258,11 рубля.
Таблица выхода на персию в РБ, женщины
Дата рождения
Дата выхода на пенсию
Пенсионный возраст, лет
«Чтобы все было по справедливости, от накопительной пенсии никуда не деться». Эксперты — о накопительной системе и о том, будет ли она обязательной
Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».
— Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счёта. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе всё равно придём. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.
Пенсионный возраст в Беларуси
Пенсионер – это человек, достигший пенсионного возраста и имеющий право на выплаты от государства. Не так давно пенсионный возраст в Беларуси для женщин составлял 55 лет при стаже 20 лет. А для мужчин – 60 лет, при стаже 25 лет. Но с 2017 года происходит постепенное повышение срока выхода на пенсию. Завершение реформы планируется на 2020 год. К тому времени пенсионный возраст в Беларуси для мужчин будет составлять 63 года, а для женщин 58 лет.
Повышение пенсий в Беларуси в 2020 году была вынужденной мерой. Наблюдается падение рождаемости, старение населения и рост среднего возраста белорусов.
Выясним, сколько в Беларуси пенсионеров. В общей численности наблюдается увеличение доли этой категории населения. Количество пенсионеров в 2017 году было 2,6 млн. человек.
Перераспределение взносов, о, покупка стажа. Какие еще есть предложения по пенсиям
Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».
— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.
Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.
— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.
Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.
Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».
— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.
Пенсионный возраст в Беларуси
Пенсионный возраст в Беларуси на 1 января 2020 года установлен на отметке: 57 лет для женщин, 62 года для мужчин. По сравнению с 1 июля 2019 года увеличился на полгода. Пенсионная выплата по возрасту назначается женщинам, рожденным во второй половине 1963 года, и мужчинам, рожденным во втором полугодии 1958 г.
Сводная таблица по годам и датам рождения (для полного просмотра на смартфонах тяните таблицу влево).
год | страховой стаж | мужчины | женщины | дата рождения для мужчин | дата рождения для женщин | дата выхода |
2019 | 17 | 61 и 6 мес. | 56 и 6 мес. | 1-полугодие 1958 г. | 1-полугодие 1963 г. | 2-половина 2019 г. |
2020 | 17,5 | 62 | 57 | 2-полугодие 1958 г. | 2-полугодие 1963 г. | 2-половина 2020 г. |
2021 | 18 | 62 и 6 мес. | 57 и 6 мес. | 1-полугодие 1959 г. | 1-полугодие 1964 г. | 2-половина 2021 г. |
2022 | 18,5 | 63 | 58 | 2-полугодие 1959 г. и младше | 2-полугодие 1964 г. и младше | 2-половина 2022 г. |
Что включается в страховой стаж и когда трудовые пенсии назначаются на общих основаниях? Спросили специалиста
В пенсионном законодательстве немало нюансов. За разъяснениями некоторых из них корреспондент агентства «Минск-Новости» обратилась к начальнику управления пенсий и пособий комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Елене Живице.
— При каких условиях назначаются трудовые пенсии по возрасту на общих основаниях?
— Данный вид пенсии назначается при достижении общеустановленного пенсионного возраста, наличии общего стажа и страхового стажа работы установленной продолжительности.
Так, в 2019 году пенсии по возрасту назначаются мужчинам в возрасте 61 год 6 месяцев, женщинам — 56 лет 6 месяцев при наличии общего стажа 25 и 20 лет соответственно, а также страхового стажа продолжительностью не менее 17лет.
— Что такое страховой стаж?
Стаж для выхода на пенсию
В 2016 году возрастная пенсия в Белоруссии будет начисляться тем, кто по достижении соответствующего возраста имеет трудовой стаж не менее чем 15 лет и 6 месяцев. А вот с 2017 года этот показатель также будет неуклонно расти на 6 месяцев ежегодно. К 2025 году минимальный стаж для получения пенсионных выплат в Белоруссии достигнет 20 лет. Если все вышесказанное немного систематизировать, то это будет выглядеть так:
Год | Возраст (мужчины), лет | Возраст (женщины), лет | Минимальный стаж работы, лет |
2017 | 60,5 | 55,5 | 16 |
2018 | 61 | 56 | 16,5 |
2019 | 61,5 | 56,5 | 17 |
2020 | 62 | 57 | 17,5 |
2021 | 62,5 | 57,5 | 18 |
2022 | 63 | 58 | 18,5 |
2023 | 63 | 58 | 19 |
2024 | 63 | 58 | 19,5 |
2025 | 63 | 58 | 20 |
Если нужный трудовой стаж заработать не удалось, то выплаты будут производиться при наличии хотя бы 10 лет трудовой деятельности. Начисляться такая пенсия будет с учетом фактически отработанного времени. При этом она не может быть ниже половины минимальной пенсии по возрасту.
Кого не затронет увеличение стажа? Как всегда, это повышение не относится к тем, кто претендует на пенсию по инвалидности, многодетным матерям, инвалидам с детства и лицам, обеспечивающим уход за ними. Для всех этих категорий будет по-прежнему достаточно отработать хотя бы 5 лет.
Как считается стаж? В расчет принимается только то время, когда из заработной платы работника фактически производились отчисления в фонд соцстраха. Например, армия, учеба или декрет в расчет приниматься не будут.
Если стажа нет, для таких граждан пенсия в Белоруссии может быть только социальной. Она равна половине прожиточного минимума. При этом получать даже такое небольшое пособие мужчины смогут лишь с 65 лет, а женщины по достижению 60-летнего возраста.
Что нужно знать о досрочном выходе на пенсию в Беларуси
Досрочно стать пенсионером можно, если вы постоянно проживаете на территории страны. Также нужно достигнуть определенного возраста, установленного ст.11 закона РБ от 5 января 2008 г. номер 322 «О профессиональном пенсионном страховании». Кроме того, необходимо наработать предусмотренный этим же законодательным актом рабочий стаж.
Люди, которые вправе оформить как досрочную, так и другую пенсию, могут выбрать любую из них. Что касается величины выплат, то она рассчитывается посредством нахождения частного суммарных пенсионных накоплений и предполагаемого периода предоставления пенсионного обеспечения (в месяцах).
Периодом предоставления досрочного пенсионного обеспечения считается период с месяца, который следует за месяцем подачи заявления об оформлении выплат, по месяц, когда гражданин достигнет соответствующего возраста.
Трудовая пенсия в Беларуси по возрасту
Трудовые пенсии выплачиваются тем, кто регулярно во время рабочего периода делал отчисления в ФСЗН. Кроме этого, нужно соответствовать ряду условий:
Страховой стаж – это период, когда с заработной платы человека делались постоянные отчисления. Минимальный страховой стаж в 2021 году – 18 лет. Ежегодно он будет расти на 6 месяцев, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.
В общий трудовой стаж включается не только рабочий период со страховыми выплатами, но и:
С 1 января 2020 года солдаты срочной службы включены в систему обязательного государственного социального страхования. Так как в это время будут поступать взносы в ФСЗН, то теперь срочная служба учитывается при учете страхового стажа.
Продолжительность трудового стажа для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет.
Официальное трудоустройство на территории Российской Федерации учитывается при расчете трудового и страхового стажа для белорусов.
Пенсионный возраст в 2021 году для белорусских мужчин – 62 года 6 месяцев, для женщин – 57 лет 6 месяцев. Подробный график возрастного повышения пенсий в Беларуси составлен ниже. Расчет трудовых пенсий по возрасту зависит от средней заработной платы работников в стране.
Пенсии по возрасту – это как минимум 55% от средней зарплаты в стране. При этом сумма не может быть меньше, чем установленная законодательством минимальная пенсия.
Пенсия по возрасту: действия работодателя
При достижении определенного возраста у работника может возникнуть право на трудовую пенсию по возрасту (далее — пенсия). Вспомним условия и общий порядок назначения пенсии. Кроме того, разберемся, какие действия важно предпринять нанимателю, чтобы отследить момент наступления пенсионного возраста и назначения пенсии работникам.
Условия назначения пенсии по возрасту
Право на пенсию может возникнуть у работника при совпадении нескольких условий в совокупности :
1) достижение установленного пенсионного возраста;
2) наличие определенного минимального стажа для пенсии:
— страхового. Проще говоря, это сумма времени, в течение которого за работника были уплачены обязательные страховые взносы в ФСЗН;
Обратите внимание!
В трудовой стаж для начисления пенсии засчитывается время нахождения в декретном отпуске в общей сложности не более :
— 9 лет — по 31.12.2020;
— 12 лет — с 01.01.2021.
Требования к возрасту и стажу работника для получения пенсии различаются в зависимости от следующих обстоятельств :
1) идет на пенсию мужчина или женщина. При этом величина страхового стажа одинаковая для работников обоих полов;
2) назначается пенсия:
— на общих основаниях ;
— за работу с особыми условиями труда ;
Год выхода на пенсию
Мужчины
Женщины
Минимальный страховой стаж (лет)
возраст (лет)
период рождения
трудовой стаж (лет)
возраст (лет)
период рождения
трудовой стаж (лет)
Право на пенсию при нехватке
Возраст
Трудовой стаж
Требуемый страховой стаж
Вид пенсии (примечание)
мужчина
женщина
мужчина
женщина
общеустановленный пенсионный — см. таблицу 1
менее установленного страхового стажа, — см. таблицу 1, но минимум 10 лет.
пенсия по возрасту на общих основаниях отдельным категориям граждан
из них 10 лет военной службы в ВС и иных воинских формированиях, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете, органах госбезопасности и иных органах
пенсия по возрасту при неполном страховом стаже работы (вводится с 01.01.2021)
менее установленного страхового стажа, — см. таблицу 1
установленный страховой стаж – см. таблицу 1
пенсия по возрасту при неполном стаже работы
Несколько слов о размере пенсии
На заметку
Для определения заработка, из которого будет начислена пенсия, используется индивидуальный коэффициент заработка. Он представляет собой среднее арифметическое значение коэффициентов за весь период работы, полученных из соотношения фактического заработка работника и средней зарплаты работников по республике в тех же месяцах. Коэффициент сложно рассчитать самостоятельно, поскольку размер фактического заработка и средняя зарплата постоянно меняются.
Составление списка работников пенсионного возраста на будущий год
Работодатель обязан своевременно оформлять документы, необходимые для выхода работника на пенсию, и представлять их в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. При этом документы должны быть оформлены в полном объеме и содержать достоверные сведения. Нарушение данных обязательств может повлечь для работодателя ответственность :
— административную — в виде штрафа в размере от 20 до 50 БВ;
— материальную перед работником за причиненный ему ущерб в виде не полученной работником суммы пенсии по вине работодателя.
Судебная практика
При подаче документов на оформление пенсии работнику работодатель не представил копию удостоверения пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Вследствие этого работник не получал полагающуюся ему доплату к пенсии. Материальный ущерб в виде неполученных сумм доплат к пенсии был взыскан с работодателя в пользу работника.
С учетом сказанного выше работодателю важно отслеживать наступление пенсионного возраста у своих работников и заранее готовить документы, необходимые для получения пенсии. Для этих целей в начале каждого года работодателю целесообразно составлять список работников, которые достигнут в следующем году пенсионного возраста и получат право на пенсию (далее — список). В списке желательно отразить:
— общие сведения о работнике: Ф.И.О., дата рождения, должность (профессия) с указанием структурного подразделения;
— сведения, касающиеся назначения пенсии: вид пенсии, основание ее назначения, общий стаж работы, специальный стаж при его наличии.
Обратите внимание!
По общему правилу работник достигает пенсионного возраста и, соответственно, приобретает право на пенсию в день своего рождения. В документах, подтверждающих рождение работника, может быть не указана точная дата рождения. В таком случае считается, что работник достигает пенсионного возраста :
— в последнее число месяца рождения — если указаны только месяц и год рождения;
— 1 июля соответствующего года — если указаны только число и год рождения;
— 15 июля соответствующего года — если не указано ничего, кроме года рождения.
На практике список составляется на основании данных трудовых книжек и личных карточек работников. Целесообразно указывать работников в списке в хронологическом порядке в зависимости от даты приобретения права на пенсию. В таком виде список будет удобен работодателю в наблюдении за наступлением пенсионного возраста. Такое же правило действовало ранее, когда список был обязателен к применению.
Процедура назначения пенсии
Как правило, к моменту получения от работника заявления документы для назначения пенсии уже собраны.
На заметку
Работник-пенсионер может отказаться от получения пенсии на время работы с целью ее увеличения в будущем. Это можно сделать сразу после назначения пенсии. В данном случае работодателю целесообразно передать заявление об отказе работника одновременно с документами для назначения ему пенсии .
После поступления заявления работника работодатель должен пошагово выполнить следующие действия:
1) в течение 5 рабочих дней представить форму ПУ-3 (тип формы — назначение пенсии) по работнику за текущий год в районный (городской) отдел ФСЗН ;
2) подготовить на основании собранных документов для назначения пенсии :
— либо представление к назначению пенсии работника (далее — представление) по форме, после чего ознакомить с ним работника под подпись;
— либо отказ в представлении. Отказ в представлении происходит обычно из-за того, что у работника не хватает трудового или страхового стажа для назначения пенсии. Работодатель обязан письменно сообщить работнику об отказе и его причинах.