Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Финансовая грамотность для детей разных возрастов: советы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Данный процесс лучше начинать с 5-6-летнего возраста. В этот период дети способны легко усваивать информацию о природе денег, назначении и источниках их появления. Они могут различить денежный номинал и подлинность купюры. Для этого есть особые финансовые лайфхаки. К ним мы еще вернемся.
Финансовая грамотность для детей: когда начинать разговор о деньгах?
В промежутке между 7-10 годами ваше чадо способно контролировать свой бюджет и совершать несложные процедуры по его приумножению. Именно в этом возрасте необходимо ввести такое понятие карманных денег. Для этого договоритесь с малышом о конкретной сумме, которую вы будете ежедневно ему выдавать. Соответственно, эти деньги он без труда сможет потратить на личные нужды.
В то же время следует обсуждать расходы малыша и говорить, как правильно распределять свои финансы. В 7-10 лет он может обосновать свои растраты, сравнивать стоимость идентичных товаров, выбирать приемлемую цену и экономить. В перспективе 7-10-летние дети способны откладывать часть карманных денег с последующим их накоплением на среднесрочный период (не более 1-3 месяцев).
Дошкольное детство (3–7 лет)
В этом возрасте ребенок быстро расширяет свои возможности: сам ест и одевается, осваивает новые навыки, изучает первые абстракции, например геометрические фигуры, календарь, время, счет и буквы. Пиаже считал, что именно с трех лет малыш учится использовать символы: карандаш — это градусник, а крышка от коробки — лодка. Но некоторые виды опыта ребенок еще не в силах воспринять; например, он думает, что кусок пластилина уменьшится, если его раскатать в колбаску, или что денег станет больше, если разменять большую монету на несколько маленьких.
Дети пока еще не могут точно оценить свои силы и часто ошибаются; это приводит к возникновению чувства вины, подтверждает Петрановская. Оно полезно и важно: формируется совесть, ответственность за свои поступки. Но при этом родители не должны стыдить ребенка, иначе чувство вины будет мешать проявлению самостоятельности и может занизить самооценку.
Лайфхаки для детей и родителей
Для грамотного планирования можно подключить финансовые приёмы. Например, методика “Пять конвертов”, суть которой заключается в том, что месячный заработок распределяется по 5 стопкам или пакетам. Четыре из них — это расходы на месяц, по одному на неделю. Пятый конверт — накопления на цели.
Ещё один увлекательный способ копить деньги — расчертить табличку, сделав в ней 50 клеток. В каждой клетке прописывается сумма, например, от 10 до 100 рублей (хотя цифры могут меняться как в меньшую, так и большую сторону). По определённым дням подросток выбирает любую сумму из таблицы, зачеркивает её и откладывает в копилку или отдельный конверт. Таким образом нужно зачеркнуть все клеточки. Данный метод подходит для тех молодых людей, которые получают деньги на карманные расходы несколько раз в месяц, например, еженедельно.
Хочется напомнить родителям, что одна из самых действенных “фишек” — собственный пример. Не нужно воспитывать детей, займитесь воспитанием себя — это истина, не раз доказавшая свою состоятельность.
Топ-10 игр по финансовой грамотности для детей
Наибольшая эффективность в усвоении знаний достигается посредством игровой формы. В рамках программы «Финансовая грамотность» разработаны игровые занятия, позволяющие получить опыт, который пригодится в реальной жизни. С их помощью растет уровень финансовой грамотности и закладывается интерес к грамотному финансовому поведению.
- «Финансовый театр»
Эта деловая игра позволяет лично спланировать финансовые расходы на примере сказочных персонажей. Учит рационально тратить средства.
- «Как тратить карманные деньги»
Игра помогает разобраться в существующих источниках дохода, знакомит с понятием инфляции и учит составлять личный финансовый план.
Отслеживайте, какие денежные установки вы даёте детям
🗣 «Деньги достаются тяжёлым трудом…» С такой установкой ребёнок подсознательно будет выбирать работу, где хорошо заработать он сможет только прикладывая слишком много усилий. Поменяйте её, например, на «я зарабатываю деньги легко и с удовольствием». Или «существует множество способов достичь стабильного дохода».
🗣«Денег на всех не хватит». В Советском Союзе эта фраза была обоснована, сейчас — нет. Однако она всё также осталась в голове многих родителей, бабушек и дедушек. Меняем на: «Я получаю денег столько, сколько мне нужно, я живу в изобилии и достатке».
🗣 «Тратить деньги на себя — плохо». Ребёнок с такой установкой во взрослой жизни будет тратить деньги на всё что угодно, кроме себя. А значит, он не будет у себя в приоритете. Как вы можете это исправить? Показывайте на своём примере, какую часть денег из дохода вы тратите на себя.
Для начала давайте разделим базовые финансовые знания на несколько групп. Это позволит структурировать информацию для удобства и понять, о чем с ребёнком ещё рано говорить, а о чём уже можно. Имейте в виду, что иногда уроки грамотности зависят не только от детского возраста, но и от степени интереса ребёнка, от его вовлечённости в семейный бюджет. К примеру, если школьник захотел найти подработку ещё в 14 лет, стоит рассказать ему больше об особенностях заработной платы и его финансовых правах на работе.
Итак, информацию можно распределить на следующие разделы:
1. Знания о деньгах: какими они бывают, как их считать и тратить, как экономить и защитить от хищения.
2. Знания о потребностях: как соотносить возможности и желания, какие потребности первичны, а какие – нет.
3. Знания о товарах: что такое покупка-продажа, от чего зависит стоимость вещей и скидка на них, как определить, что товар качественный и соответствует своей цене.
4. Знания о труде: какие бывают профессии, что является результатом труда, как и когда на работе платят деньги.
5. Знания о бюджете: из чего состоит бюджет и зачем он нужен, что такое статьи расходов и доходов, какие виды дохода бывают и как сэкономить, чтобы уложиться в бюджет.
Путешествие с Пином. Игра-квест.
Болотина Екатерина Сергеевна — ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов,
Жукова Вера Сергеевна — ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов,
Кириллова Елена Владимировна — ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов,
Дворак Ольга Васильевна — ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов,
Гуськова Ольга Дмитриевна — ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов,
Абу Хадер Елена Валерьевна — ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов,
Бочарова Марина Александровна — ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов,
Петухова Татьяна Валентиновна — ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов,
Короткова Марина Юрьевна — ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов,
Семенова Алла Григорьевна — ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов.
Этап 2. Желание пойти в магазин
Следующим этапом стало то, что она стала проситься в магазин за продуктами одна, без меня.
— Мама, когда я буду ходить в магазин одна?
— Когда мусор будешь выносить сама, тогда и в магазин будешь ходить одна.
— А когда я буду выносить мусор? Давай я пойду сейчас!
— Надо ещё немного подрасти. Давай так: исполнится 5 лет и тогда и пойдешь.
Примерно год-полтора ребёнок ждал, когда же исполнится 5 лет, чтобы вынести мусор! и тогда мама отпустит в магазин
К моему удивлению, в 5 лет она сама мне напомнила об этом разговоре, даже чуть раньше, убедилась, помню ли я о своём обещании, не передумала ли я. Естественно, обещание я выполнила.
Ещё одной игрушкой, которая нам помогала учиться распоряжаться деньгами, была зверушка-копилка, которую нужно было сначала раскрасить. Многие дети любят работать с красками и им ценны работы, выполненные своими руками. А потом я просто сказала: «Смотри, если в эту копилочку ты будешь откладывать деньги, то скоро сможешь купить не просто мороженое, а целый тортик». Ребёнку понравилась такая перспектива. И скоро она уже купила на свои «собственные сбережения» вкусный тортик, который, конечно же, выбирала и оплачивала сама. Ещё через какое-то время сама купила игрушку, которую хотела, а потом – телефон, потому что предыдущий разбился.
Дети схватывают налету. Главное и сложное – донести до них информацию и увлечь.
Основы финансовой грамотности для школьников
Финансовая грамотность для школьников важна так же, как учёба. Когда ребёнок идет в школу, то ему необходимо давать деньги на обед в столовой, на проезд в общественном транспорте. Определите эту сумму заранее, обговорите с ребёнком, на что уйдут деньги. Выдавайте их раз в неделю, чтобы малыш научился их распределять. Если у него это не вышло, не стоит вновь спонсировать его, иначе ребёнок не научится на своих ошибках.
Помните, что в школьном возрасте ребёнок уже может начать зарабатывать. Это может быть раздача листовок, мытье полов, сидение с младшим братом друга. Те деньги, которые он сам заработает, принадлежат только ему. Это так называемые независимые средства. Родители должны быть готовы к тому, что подросток может потратить их на что угодно. Вы не имеете права отбирать у ребёнка то, что он заработал своими силами.
Как ребенок может самостоятельно заработать свои деньги?
Есть два способа.
- Первый – это на выходные или каникулы найти временный заработок вне дома. Это может быть выгул соседских собак, работа няней, разносчиком газет, мойщиком машин или другие. Очень интересные советы о том, как школьник может заработать, и о других важных понятиях, рассказано в книге “Мани, или азбука денег”. Такая азбука финансовой грамотности, непременно, поможет ребенку сориентироваться в мире денежных операций.
- Второй способ – это заработок дома. Заведите листок А4 с именем ребенка. И за каждое полезное, самостоятельное, на ваш взгляд, действие вознаграждайте малыша маленькой наклейкой. Например, проснулся и застелил постель, выучил уроки, помог маме помыть посуду и т.д. Одна наклейка равна одному рублю. В конце месяца подсчитайте количество наклеек и обменяйте их на деньги, которые с вашей помощью ребенок будет тратить или копить. Только следите за тем, чтобы такое обучение финансовой грамотности не привело ребенка к мыслям о том, что нет никакого смысла совершать полезных и добрых поступков бесплатно.
Почему развитие финансовой грамотности — обязательная часть воспитания
Примерно с 5–6 лет у детей появляются свои желания, для осуществления которых нужно совершить покупку. С этого момента можно учить ребенка распоряжаться финансами, в том числе — копить.
Благодаря развитию финансовой грамотности ребенок:
-
начинает осознавать, что деньги зарабатываются и не появляются просто так;
-
понимает взаимосвязь между умением распоряжаться деньгами и удовлетворением потребностей;
-
развивает навыки целеполагания;
-
развивает критическое мышление, благодаря чему становится менее уязвимым к мошенничеству.
Ребенка можно учить пользоваться как банковской картой, так и наличными деньгами, чтобы ощущать их физически. Есть несколько предлагаемых обстоятельств для обучения:
-
Совместные походы в магазин.
Предложите ребенку выбрать какой-то продукт, сравнить цены, самостоятельно оплатить. -
Откладывание денег «на мечту».
Можно завести копилку, в которую ребенок будет откладывать деньги на свою мечту. Нужно обсудить с ним стоимость этого предмета, а также составить план: в течение какого времени и какую сумму нужно регулярно откладывать. -
Собственный заработок.
Иногда у детей возникает идея заработать собственные деньги: например, продавать самодельные открытки. Обсудите с ребенком так называемый бизнес-план: посчитайте, сколько расходных материалов нужно приобрести, по какой цене стоит продавать открытки, объясните разницу между прибылью и выручкой.
Зачем учить детей финансовой грамотности
- Деньги взрослые получают за труд
Это необходимо для того, чтобы детки понимали, что деньги не падают нам, взрослым, с неба за просто так. Ходя в магазин и расплачиваясь картой банка, деньги на этой карте появились не случайно. Необходимо своим чадам рассказывать что вы делаете на работе, освещать свои обязанности. Это необходимо для того, чтобы они понимали каково вам там работать.
«Мне отец всегда рассказывал как он работает на шахте, что делает и какие рабочие процессы возникают во время смены. Мне тогда это было интересно. И уже тогда я понимал, что шахтерский труд необходимо уважать».
- Финансы любят счёт
С самого раннего детства (когда у ребенка уже есть свои карманные деньги) необходимо приучать его вести свой бюджет. Пускай это и будут «копейки». Главное привить в раннем возрасте для ребенка желание считать и разбираться «откуда пришли и куда ушли» деньги. Какие траты бьют больше всего по карману, а какие были сделаны импульсивно. Это даст ребенку большую осознанность на первых порах финансовой грамотности.
- Деньги можно/нужно копить
Когда ребенок маленький, он часто сталкивается с подарками от родителей, родственников. Это, безусловно, хорошо. Но в некоторых случаях может привить ребенку неправильное понимание происходящего. Ему может казаться, что все для него так и должно даваться. Когда подарки закончатся, он столкнется с суровой реальностью, где всего нужно добиваться самому (взрослая жизнь). Никто больше не принесет желанное в блюдце с голубой каёмочкой.