Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Миграционный учет иностранных граждан в РФ в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заявление на выписку из квартиры можно подать по месту фактического проживания/нахождения. Например, гражданин проживает в Москве, а прописан в Уфе. Чтобы выписаться из уфимского жилья, он может обратиться в районное МВД Москвы. В данном случае его могут выписать «в никуда». Если же в Москве он прописывается по новому адресу, то со старого адреса его выпишут автоматически в течение трех дней.
Снятие с регистрационного учета удаленно или по доверенности
Выписаться из квартиры можно по доверенности. Например, человек находится в другом городе или стране и может поручить своему доверенному лицу (например, супругу) выписать его из квартиры. «Доверенность и заявление о снятии с регистрационного учета необходимо заверить у нотариуса. При оформлении доверенности понадобится только паспорт», — уточнил Шон Бетрозов.
Граждане, находящиеся за пределами России, могут дистанционно выписаться из квартиры. «В этом случае придется заверить заявление в консульстве России или обратиться к нотариусу в стране проживания для оформления доверенности с последующим ее переводом на русский язык и произвести апостиль — процедуру легализации», — добавил адвокат. После этого доверенное лицо может обратиться в МФЦ или отделение МВД и пройти процедуру снятия с регистрационного учета.
Во-первых, в Правилах (п. 18) появляется дополнительная фраза о том, что регистрация несовершеннолетних детей по месту жительства их родителей и иных законных представителей проводится независимо от согласия собственника или нанимателя жилого помещения.
Эта норма упоминалась и ранее, но теперь она сформулирована более четко. При этом поправки не предусматривают какого-то срока для уведомления собственника жилого помещения, куда на регистрационный учет был поставлен несовершеннолетний ребенок.
Поэтому собственнику придется отслеживать это самостоятельно — ведь изменение числа жильцов в его квартире или доме может повлиять на его льготы по оплате коммунальных услуг, если он их получает.
Во-вторых, оформить временную или постоянную регистрацию ребенку младше 14 лет по месту жительства его родителя или иного законного представителя можно будет через портал «Госуслуги».
Если к заявлению не приложено свидетельство о рождении ребенка или установлении опеки над ним, МВД РФ само запросит в органах ЗАГС соответствующую информацию. Срок регистрации при этом не может превышать 6-ти рабочих дней.
Если же все документы будут представлены сразу же при обращении, регистрацию оформят уже на следующий рабочий день.
Свидетельство о постоянной или временной регистрации ребенка будет выдаваться либо на руки его законному представителю, либо путем почтового отправления, либо в форме электронного документа, который направят в Личный кабинет портала «Госуслуги».
Временная регистрация и пенсия
Наличие временной регистрации позволяет существенно упростить порядок получения документов по месту проживания. Оформив временную регистрацию, граждане больше не должны ездить на место постоянной регистрации, чтобы получить нужный документ. То же самое касается пенсии.
«Все без исключения граждане России, а также лица, проживающие на территории иностранных государств, могут подать заявление о назначении пенсии в территориальное отделение ПФР по месту проживания. Следовательно, при наличии временной регистрации есть возможность получения пенсии по месту фактического проживания», — разъяснила член АЮР.
Однако пенсионер по временной регистрации может получать пенсию только по тарифу своего региона. Чтобы получать московские доплаты, гражданин должен прожить в столице не менее десяти лет. Поэтому при переезде сразу получить надбавки полностью не получится. Ранее данного требования не было. Но после введения надбавки, выплачивавшейся за счет городского бюджета, в столицу устремились пенсионеры со всей страны. Они регистрировались в жилых помещениях у своих родственников или знакомых, это давало им право на дополнительные выплаты, хотя они фактически там не проживали. В результате был введен данный ценз.
Миграция россиян в пределах страны подлежит учету так же, как и смена места нахождения иностранцами или лицами, не имеющими гражданства.
По правилам миграционного законодательства меняющие адрес фиксированного проживания либо на длительный срок сменившие место жительства, обязаны предупредить государственные органы о новом месте. А также им вменяется в обязанность выписаться со старого местонахождения.
Перерегистрироваться можно следующим образом:
- Лично явившись в регистрирующую службу.
- Отправив уведомление онлайн с помощью портала муниципальных и госуслуг.
- Посредством услуг почтового ведомства России (только если регистрируется место пребывания).
Закон о временной регистрации по месту пребывания
Закон о временной регистрации в стране отсутствует. Административный порядок регламентируется, указанным ранее Постановлением Правительства РФ № 713.
Документ обязывает лиц, которые по месту своего пребывания находятся более 90 дней, обратиться в государственный орган с заявлением о постановке на временный учет.
Бланк заявления имеет установленную форму 1, Приказом ФМС № 288 от 11.09.2012 года. В документе следует указать:
- Название органа;
- Сведение о заявителе;
- Персональные и паспортные данные;
- Информацию о месте расположения жилого помещения;
- Сведения о документе, который позволяет проживать заявителю в недвижимом объекте.
Помимо заполненного бланка следует подать:
- Паспорт;
- Документ, подтверждающий право проживания в жилом помещении.
Нормативная база и основные понятия
Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, являются:
- Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» (далее — Закон о свободе передвижения);
- Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее — Правила регистрации) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
- Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденный Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208 (далее — Регламент регистрации).
Как следует из абз. 1 ст. 3 Закона о свободе передвижения, регистрационный учет граждан вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Именно поэтому контроль за соблюдением Правил регистрации возложен на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (абз. 5 ст. 3 Закона о свободе передвижения). А органами регистрационного учета в соответствии со ст. 4 Закона о свободе передвижения и п. 2 Правил регистрации являются территориальные органы ФМС и местная администрация (с 01.01.2011 — только территориальные органы ФМС).
Согласно п. 4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.
Таким образом, понятия «органы регистрационного учета» и «ответственные за регистрацию граждан» не идентичны, что подтверждается и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию.
Передача документов регистрационного учета
Регламентом регистрации утверждены не только формы учетных документов, но и сроки их хранения (Приложение 15). Когда дом находится в управлении ТСЖ или управляющей организации, обязанность по хранению поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства лежит на должностных лицах этих организаций (п. п. 6 и 58 Регламента регистрации). При непосредственной форме управления документы должны хранить сами собственники помещений в многоквартирных домах. Поквартирная карточка хранится до снятия с регистрационного учета всех внесенных в нее лиц, а карточка регистрации по месту жительства — постоянно.
При выборе новой организации для управления домом обязанности по регистрационному учету переходят к ней. Ей должны быть переданы и документы. И здесь возможны различные затруднения и злоупотребления. Так, например, при смене непосредственного управления на управление ТСЖ или управляющей организацией документы необходимо собрать со всех собственников помещений в доме. Новый управляющий может столкнуться и со злоупотреблением прежней компании, удерживающей документы регистрационного учета.
Истребовать необходимые документы у прежнего управляющего можно только через суд. Не секрет, что решение проблемы в судебном порядке — способ не эффективный ввиду потери времени. Однако обратиться в суд все-таки придется. И не столько для того, чтобы получить документы, сколько для того, чтобы в дальнейшем при возникновении спора доказать, что в сложившейся ситуации было сделано все возможное.
А теперь о том, как получить столь необходимые сведения, не дожидаясь принятия и вступления в силу судебных актов. Кроме прежнего управляющего, информация о зарегистрированных гражданах имеется как минимум у самих собственников и у органов регистрационного учета. Прежде всего целесообразно обратиться в органы регистрационного учета, а если эта попытка ни к чему не приведет, то собирать информацию с собственников. На первый взгляд задача может показаться невыполнимой. Однако отметим, что еще при проведении общего собрания на предмет смены способа управления нужно обладать данными о собственниках помещений в доме. Хорошо выполненная работа на этом этапе — залог успеха в дальнейшем. Кроме того, приступать к управлению домом без необходимых документов представляется неразумным. Если решение о смене способа управления принимается действительно в соответствии с жилищным законодательством, то будущая управляющая организация находит союзников в лице как минимум половины собственников помещений в доме. В такой ситуации уже легче получить необходимые данные.
Постановлением Правительства от 17.07.1995 года под № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан РФ с учета по месту жительства и временного пребывания на территории России и должностных лиц, отвечающих за прием в миграционную службу необходимых документов.
Прописка различается по сроку, она может быть постоянной и временной.
Постоянная регистрация, в соответствии с законом, может быть оформлена в жилплощади, которая принадлежит гражданину на праве собственности или занимается на основании договора соц. найма. Все граждане должны быть прописаны в месте своего фактического проживания на постоянной основе.
Местом временного пребывания может являться гостиница, хостел, санаторий или иное рекреационное учреждение. Также временная прописка оформляется в местах лишения свободы, местах прохождения военной службы.
Временная прописка может быть оформлена в съемной квартире, апартаментах или жилом помещении родственников.
Закон о постоянной регистрации по месту жительства
Закон о регистрации по месту жительства на территории страны не принят. Однако в настоящее время действует Постановление Правительства № 713 от 17.07.1995 года, которое регулирует порядок внесения сведений о проживании лица в конкретном жилом помещении.
В соответствии с этим документом, постановка на учет осуществляется в течение недели, после получения права на проживание на новом месте.
Документы подаются по месту нахождения недвижимого жилого объекта.
Допускается представление документов представителем лица. В этом случае представитель обязан предъявить сотруднику органа доверенность, которая заверена нотариусом в установленном порядке, в которой указано полномочие по регистрации лица.
В случаях, когда сведения направляются в электронном виде, документы должны иметь электронную цифровую подпись.
Сотрудник, принявший документы, по требованию заявителя, должен выдать расписку с указанием даты и перечня принятых документов.
Специалистами органа принимается документ, удостоверяющий личность, в котором после внесения данных о месте проживания ставится печать и указанием адреса регистрации.
Порядок регистрации граждан РФ по месту жительства
Процедура осуществления прописки по месту проживания для российских граждан состоит из следующих шагов:
- Составление заявления о снятии с регистрационного учёта с текущего места прописки.
- Далее необходимо пройти процедуру снятия с учёта. Для этого требуется явиться с необходимыми документами в федеральную миграционную службу или другой компетентный орган, осуществляющий данные процедуры по месту жительства. На базе предоставленных бумаг составляется лист выбытия, после чего гражданин заполняет форму для прописки, которая подтверждает факт снятия с регистрационного учёта.
- Следующим шагом является подача документов в соответствующие органы для регистрации по новому месту долгосрочного пребывания. Помимо пакета документов, в регистрационное учреждение ФМС должны прийти все члены семьи от 14 лет, которые участвуют в перерегистрации. После проверки бумаг, если они правильно заполнены, их передают главе отделения, который осуществляет прописку и указывает в какой срок можно забрать документы;
- Оформленные бумаги выдаются любому члену семьи, проходящему процедуру регистрации, под роспись.
Правила регистрации по месту жительства устанавливаются следующими законодательными актами:
- Законом № 5242-1 “О праве граждан на свободу передвижения”;
- Конституция Российской Федерации;
- Жилищный кодекс РФ;
- Постановление правительства РФ № 713 от 17.07.1995 “Об утверждении правил регистрирования”.
В субъектах Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные особенности процедуры регистрации, однако перечисленные шаги являются основными и действуют на территории всей страны и её субъектов.
Номер документа: | 713 |
Дата принятия: | 17.07.1995 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 17.07.1995 |
Органы эмитенты: | Правительство |
Московская прописка преимущества и ответственность
Преимущества прописки в Москве очевидны. Статус москвича дает право на получение многих бонусов столичной жизни и сопутствующих им социальных льгот.
Прописка в Москве дает различные привилегии. Можно, к примеру, прикрепиться к поликлинике, оформить различные льготы, встать в военкомат на учет, увеличивает шансы получить образование, поставить на учет автомобиль, купить жилье и т.д.
Но получить регистрацию в Москве не так просто — наличие множества факторов делает эту задачу достаточно сложной:
- стоимость жилья в Москве — самая высокая по России;
- усиленный миграционный контроль и требования к прописываемым гражданам и предоставляющим жилье лицам усложняет процесс оформления прописки.
Для желающих улучшить свою жизнь и поселиться в Москве необходимо помнить, что нахождение на территории столицы без регистрации для иногородних жителей законно только в течение 90 дней, по истечении которого гражданин обязан встать на регистрационный учет.
Штраф за проживание без прописки определен ст. 19.15.1 КоАП РФ и составляет сумму от пяти до семи тысяч (подробнее тут — ).
В чём отличие понятий
Оба понятия обозначают, по сути, одно и то же явление.
Чтобы понять, чем они отличаются, следует учесть отличие системы государственного обеспечения СССР и современной России.
В советском государстве гражданин имел право на получение ряда существенных благ абсолютно бесплатно. Например, он безвозмездно получал жилое помещение и претендовал улучшение жилищных условий в последующем.
Многие крупные предприятия строили собственные многоквартирные дома, так что степень обеспеченности нуждающихся отдельными квартирами была очень высокой. Схожим образом граждане получали медицинскую помощь, пенсию, отправляли детей в школы и детские сады.
Чтобы люди не переезжали в более богатые города, была введена система прописки, которая заключалась в выдаче разрешений на проживание по конкретному адресу. Кроме того, она закрепляла право человека бессрочно использовать указанное помещение.
Система социального обеспечения человека теперь не столь эффективна.
Регистрация даст возможность обратиться гражданам за медицинской помощью в местную больницу, определить ребёнка в школу, в детский сад и так далее. Но рассчитывать на массовую раздачу государственных квартир в социальный наём не приходится.
Рыночная экономика развивается по своим законам, поэтому ограничивать приток рабочей силы на государственном уровне нет смысла. Хотя некоторые работодатели всё ещё требуют от потенциальных сотрудников паспорт с местной регистрацией.
Обе процедуры существенно отличаются в оформлении друг от друга. В СССР требовалось получить соответствующее разрешение от местного административного органа.
Особую сложность представлял процесс получения прописки в крупных городах, например, в Москве или Ленинграде.
Сегодня действует уведомительный принцип учёта граждан: человек лишь направляет перечень документов в миграционную службу.
Данному процессу больше соответствует термин «регистрация», который обозначает исключительно техническую процедуру внесения определённых записей в информационную базу, а не принятие какого-либо административного решения.
Кроме того, смена терминологии имела и политическую подоплёку. Общая дебюрократизация государственного аппарата начала 90-х годов требовала максимальных изменений любой области административного регулирования.
Термин «прописка» в официальных документах и нормативных актах не используется.