Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о скважинах на воду в частном доме и на даче 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Статья 19 закона «О недрах» четко определяет, что собственники частных домов и земли могут использовать воду только с песчаного горизонта. Такой горизонт не используется для забора воды на нужды централизованного водоснабжения и не учитывается на балансе государства.
Куда уплачивают и как рассчитать водный налог
Водный налог — платеж федерального уровня. Оплату его производят по месту нахождения объекта водопользования.
Расчет водного налога осуществляют применительно к четырем видам водопользования:
- забору воды;
- использованию акватории (исключая лесосплав);
- использованию гидроэнергетических ресурсов;
- лесосплаву.
Они имеют разные базы расчета и разные налоговые ставки.
Базой для забора воды служит ее фактический объем. Базу по использованию акватории определяют площадью использования этой акватории. База по гидроэнергетике — объем выработанной электроэнергии. База по лесосплаву является расчетной величиной, зависящей от объемов сплавленного леса и расстояния сплава.
Базовые ставки водного налога по видам водопользования указаны в п. 1 ст. 333.12 НК РФ. С 2015 года к ним применяют повышающий коэффициент, установленный п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ на период 2015–2025 годов.
Полный перечень ставок водного налога есть в «КонсультантПлюс». Получите бесплатный демодоступ к системе К+ и переходите в справочник.
Кроме того, к ставкам могут применяться дополнительные увеличивающие коэффициенты в следующих случаях:
- при сверхлимитном заборе воды — 5-кратный коэффициент;
- отсутствии средств измерения объемов забранной воды — коэффициент 1,1;
- заборе подземных вод для их дальнейшей продажи — 10-кратный коэффициент.
При одновременном применении нескольких коэффициентов их следует перемножить. Полученную таким образом ставку округляют до целых значений.
Для забора воды в целях водоснабжения населения существует льготная ставка (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Повышенный коэффициент к ней до 2026 года не применяют.
Порядок исчисления водного налога для всех видов водопользования достаточно прост: налоговую базу умножают на ставку, скорректированную на повышающий коэффициент, значения которого указаны в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. Если есть необходимость во введении дополнительных повышающих коэффициентов, то ставку рассчитывают с их учетом.
Лицензированию подлежат следующие хозяйственные субъекты:
- дачные и садовые товарищества;
- коммерческие структуры;
- частные сады, теплицы, владельцы которых выращивают продукцию для дальнейшей продажи.
Разновидности скважин и получение лицензии
Выделяют несколько разновидностей скважин:
Колодцы. Их глубина до 5 метров
Скважины, глубина которых от 5 до 30 метров. Согласно статье 10 закона «О недрах», срок использования таких скважин до 25 лет. Такие скважины называют «на песок»
Артезианские скважины глубиной 20-1000 метров. Вода в них попадает из горизонта в известняке. Срок их использования до 50 лет. Такие скважины могут использовать СНТ
Промышленные скважины бурятся на глубину от 300 до 1000 метров
Для колодцев и скважин «на песок» лицензия не требуется. А вот для артезианских и промышленных скважин придется оформлять лицензию.
Нужно учитывать тот факт, что глубина залегания известняка может быть разной в разных местностях. Например, в Московской области известняк находится на глубине менее 20 метров. Поэтому в этих районах лицензия нужна на каждую скважину.
Лицензия для садоводческих товариществ
Садоводческие товарищества – особый тип организаций. Тем не менее, в последнее время изменения законодательства все чаще касаются и их.
Все понимают, что СНТ без воды существовать не может. На текущий момент в целях обеспечения членов товарищества водой, во многих СНТ устроены централизованные скважины. Вода из этих скважин скапливается в водонапорной башне, а потом вода по системе коммуникаций подается на каждый отдельно взятый участок. Для таких товариществ с 1 января 2020 года наступила обязанность по оформлению лицензии на такую скважину.
ВАЖНО! До конца 2020 года для СНТ предусмотрена определенная льгота – они могут оформить лицензию на подземные воды без уплаты госпошлины
С наступлением 2020 года, согласно пункту 1 статьи 333.33 НК РФ, для оформления лицензии потребуется заплатить госпошлину в размере 7500 рублей.
Для того чтобы получить лицензию, нужно подать документы в местный орган министерства природных ресурсов.
При этом потребуются следующие документы:
- Паспорт руководителя СНТ
- Учредительные и регистрационные документы СНТ
- Схема, на которой видно расположение скважины
- Предложение о том, как будет использоваться вода
Лицензия выдается сроком на 25 лет.
В 50-х годах на территории теперь уже бывшего Советского Союза были созданы первые садовые товарищества. Площадь земельного участка для пользования на одного человека составляла 6 соток. Территории были не облагороженными и малоплодородными.
Земли на всех не хватало – выдавали наделы вблизи оврагов, ЛЭП. Чтобы сделать грунт пригодным для возделывания плодовых или овощных культур, человек тратил почти 20-30 лет, постепенно меняя почвенный состав, повышая плодородность. Для личных целей граждане выкапывали колодцы, поскольку о водопроводе тогда речь не шла.
В 90-х гг. государство начало контролировать освоение и использование земных недр. Однако вопрос водопользования из скважин на частных владениях до текущего года оставался не отрегулированным.
Теперь владельцы участков, где есть объекты водной среды, должны будут уплачивать государственный сбор. Однако этот факт вызывает множество протестов со стороны детей и внуков первых собственников не облагороженных земель в садовых товариществах.
За что конкретно оплачивают водный налог
Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).
Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.
Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».
СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».
Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.
Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.
Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.
Задача правительства – наполнять бюджет, и они нашли способ, как это сделать. Вся земля в стране принадлежит государству, хоть и находится в частной собственности. При этом почти все дачники используют для полива участка скважины, то есть используют земельные ресурсы.
Чтобы исправить ситуацию, был разработан законопроект, который обязывает платить за пользование грунтовыми водами через частные скважины. Поскольку точно высчитать потребляемое количество невозможно, было решено ввести единую сумму для уплаты. Для более точного учета владельцам предлагается устанавливать счетчики.
Для контроля количества скважин предложено внедрить систему лицензирования, такую же, как уже действует при бурении скважин для промышленного использования. Стоимость такой лицензии составляет не менее 7 500 рублей.
Уплачивать налог должны будут граждане, которые используют полив со скважин в коммерческих целях и потребляют больше 100 воды. Также облагаются налогом коллективные скважины для садов и огородных хозяйств. Исходя из этого, не должны платить налог люди, чьи колодцы и скважины меньше 20 метров и применяются для полива собственной усадьбы.
Мнение населения о налогах на скважины
Вменение населению сборов за использование подземных источников воды с 1 января 2021 года было анонсировано многими интернет-источниками. По сути это не совсем достоверная информация, т.к. речь идет не обо всех привычных гражданам способах извлечения воды из-под земли, а только о глубинных скважинах.
Только многие дачники возмущены тем, что именно им придется оплачивать стоимость лицензии, обязательной для садовых товариществ со следующего года. Особенно это задевает владельцев участков, имеющих собственный источник воды, хотя им в общий счет включат оплату за лицензию на скважину. Может быть позже законодательно появится какая-то поправка для дачников и из категории владельцев собственных скважин, подлежащих лицензированию.
Внимание! Пока для частных лиц нет соответствующего закона, позволяющего официально получать лицензию на бурение артезианской скважины. При этом уже планируется внедрение нового налога на такие глубинные источники водоснабжения и штрафов за отсутствие лицензий на прочие методы разработки подземных недр.
В ближайшее время гражданам стоит быть внимательными при проверках своих колодцев или скважин. Эксперты предполагают, что в первые месяцы после принятия закона вероятен всплеск коррупции. Физическим лицам стоит знать о том, что это не они обязаны доказывать объем потребляемой из колодца воды, а власти, хотя паспорт или технические документы на скважину/колодец все же желательно иметь, т.к. некоторые представители власти захотят выписать «штраф». В такой ситуации стоит помнить свои права, не позволяя запугать себя и вынудить к оплате выдуманных штрафов.
Налог на подземную воду в России с 2021 года не станет неожиданностью для населения. Люди были давно информированы о вероятном введении такого вида государственных сборов. Речь идет не о том, что все физические лица станут платить налоги государству. Такую обязанность вменят лишь гражданам, имеющим скважины определенной глубины.
Когда лицензия не нужна
Если источники воды используются для личных нужд, то лицензировать их не требуется. Например, если колодец располагается на территории в частном доме, и его владелец использует воду только для полива огорода, то оформлять лицензию не нужно.
Таким образом, закон о лицензировании скважин относится к тем источникам воды, которые служат для коллективных целей участников товарищества. Для оформления лицензии потребуется обращаться в Министерство природных ресурсов и экологии с определенными документами и квитанцией об оплате госпошлины. За отсутствие лицензии предусмотрены штрафные санкции.
Если скважина или колодец с неартезианской водой располагаются на личном участке, глубина – до 20 метров, а владелец участка использует воду для некоммерческой деятельности, то оформлять лицензию ему не нужно.
Пример расчета водного налога по забору воды
Предположим, что организация имеет лицензию на забор воды для нужд производства из скважины, расположенной в бассейне реки Печора и оборудованной средствами измерения объемов воды. Квартальный лимит водопользования составляет 320 000 куб. м. Организация за 1-й квартал 2020 года осуществила забор 360 000 куб. м воды. Рассчитаем сумму водного налога за 1-й квартал 2020 года.
В течение квартала организация допустила забор сверхлимитного объема воды. Его величина составляет:
360 000 — 320 000 = 40 000 куб. м.
Из-за наличия сверхлимитного объема налог будет складываться из двух составляющих:
1. По объему в пределах лимита налог составит:
320 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,31 = 221 760 руб.,
где:
320 000 куб. м — объем воды в рамках лимита водопользования;
300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;
2,31 — коэффициент, применяемый к ставке для 2020 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.
2. По объему сверх лимита налог составит:
40 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,31 × 5 = 138 600 руб.,
где:
40 000 куб. м — объем воды сверх лимитированного значения;
300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;
2,31 — коэффициент, применяемый к ставке для 2020 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ;
5 — коэффициент, применяемый к ставке для сверхлимитного объема в соответствии с п. 2 ст. 333.12 НК РФ.
Таким образом, за 1-й квартал 2020 года организации в срок до 20.04.2020 придется уплатить в бюджет сумму водного налога, равную:
221 760 + 138 600 = 360 360 руб.
Объект налогообложения и налоговая база
Объектом обложения водным налогом признается в первую очередь забор воды из водных объектов (пп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ), причем Налоговый кодекс не различает подземные и поверхностные объекты. Единственное, что нужно учитывать, — если вода, добытая из подземных объектов, содержит полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы либо является термальной, объекта обложения водным налогом не возникает (пп. 1 п. 2 ст. 333.9 НК РФ), а придется уплачивать НДПИ (пп. 15 п. 2 ст. 337 НК РФ). Заметим, что цель добычи подземных вод (хозяйственно-питьевое, производственное водоснабжение или получение минеральных вод и полезных ископаемых) всегда указана в лицензии на право пользования недрами.
В качестве налоговой базы выступает объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период — квартал (п. 2 ст. 333.10 НК РФ). При этом вода, забранная для обеспечения пожарной безопасности, ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий, а также орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, не облагается водным налогом (пп. 2, 13 п. 2 ст. 333.9 НК РФ). Это значит, что предприятие ВКХ для определения налоговой базы вправе исключить из общего объема забранной воды объем воды, добытый и реализованный на вышеперечисленные цели (Письмо Минфина России от 21.06.2006 N 03-07-03-04/28).
Пунктом 1 ст. 333.10 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан определять налоговую базу по каждому виду водопользования отдельно в отношении каждого водного объекта. Более того, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется также применительно к каждой налоговой ставке. Такая ситуация знакома предприятиям ВКХ: они забирают воду для питьевого и производственного водоснабжения, при этом при заборе воды для водоснабжения населения ставка водного налога единая — 70 руб. за 1000 куб. м воды (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Если часть добытой воды направляется на водоснабжение промышленных предприятий, а также на собственные нужды организации водопроводного хозяйства, налоговая ставка должна определяться на основании п. 1 ст. 333.12 НК РФ (дифференцирована по экономическим районам и бассейнам рек).
Пункт 2 ст. 333.10 НК РФ предписывает определять объем забранной воды на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. Если таких приборов нет, то учитывается время работы и производительность технических средств. Если и это невозможно, то объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления. Заметим, что налоговики не вправе рассчитывать налоговую базу на основании сведений из статистических форм 2-ТП (водхоз). К такому выводу пришел ФАС СЗО в Постановлении от 15.10.2007 N А05-432/2007.
Подготовительные мероприятия под бурение скважины на воду
Первоначально определяют, где, в каком конкретном месте вести земляные работы, чтобы попасть в водяную жилу, чтобы она не истощалась с течением времени. С какой глубины и из какого пласта брать воду, чтобы она была питьевой, а не годилась только для бытовых нужд.
Для этого делают запрос в региональный Фонд геологической информации. Сотрудники данной службы, отталкиваясь от карты, на которой указано расположение участка, предоставят необходимую геологическую информацию.
Законодательством предписано, что бурение колодцев могут проводить только специализированные организации, имеющие государственную аккредитацию и другие разрешительные документы.
Регламентирующие законы
Кроме Закона «О недрах», отношения в сфере пользования водой из скважин регулируются еще многими документами.
Порядок лицензирования изложен в постановлении Верховного Совета РФ №3314-1 от 15.07.1992, инструкции Роскомнедра №583 от 16.05.1994 г. Водный кодекс от 03.06.2006 №74-ФЗ закрепляет в п. 3 ст. 43, что регламент пользования подземными водными ресурсами регулируется законодательством о недрах.
В части налоговых сборов и в целях расширения круга плательщиков за счет скважин на дачных участках действуют следующие документы:
- Налоговый кодекс РФ части 1 от 31.07.1998 №146-ФЗ и 2 от 05.08.2000 №117-ФЗ;
- закон о садоводстве и огородничестве от 20.07.2017 №217-ФЗ;
- Правила охраны подземных вод, утвержденные правительственным постановлением №94 от 11.02.2016 г.
Плательщики водного налога обязаны ежеквартально, до 20 числа следующего периода, отчитываться о расходе ресурса и сдавать декларацию в инспекцию ФНС — Федеральной налоговой службы. Форма документа утверждена приказом ФНС от 09.11.2015 №ММВ-7-3/497.
Налог на подземные воды: что ожидает владельцев частных домов и дачников с 2020 года
13.06.2019
Недра земли, к которым относится и вода, являются собственностью государства. Деятельность по использованию недр как юридическими лицами, так и обычными гражданами осуществляется на законодательном уровне. С этой целью разработан закон «О недрах», который определяет порядок пользования природными ресурсами, в том числе владельцами земель, выделенных для ухода за садами и огородами.
- Природные богатства ограничены и требуют финансирования для их разработки, охраны, восстановления, поэтому и появилась законодательная инициатива об установлении платежа за пользование ресурсами.
- Как действует закон «О недрах» сейчас
Сфера взаимоотношений с водой регулируется федеральными и региональными нормативными актами. В частности, Водным кодексом РФ водные объекты делятся на наземные и подземные. Закон «О недрах» регулирует деятельность, связанную именно с сохранением подземных вод.
Участки подземной среды, содержащие водоносные горизонты с водой, используемой для питья и быта, в том числе для садоводства, в технологических процессах промышленных объектов, на объектах сельхозназначения, и при объёме добычи не более 500 куб. метров в сутки, определяют к участкам недр местного (регионального) значения.
- Колодец на даче
- Колодец на даче — это природный ресурс, относящийся к участку недр регионального значения
- Сфера действия закона о подземных водах
- Упомянутый нормативный акт определяет перечень лиц, имеющих право использовать подземные воды. К ним относятся:
- собственники земельных участков — лица, имеющие право собственности, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
- землепользователи — лица, получившие право постоянно пользоваться земельным участком (без срока) или получившие право пользоваться им безвозмездно;
- землевладельцы — лица, имеющие право пожизненного владения при наследовании земли;
- арендаторы земельных участков — лица, которым предоставлены земли во владение и пользование по договорам аренды либо субаренды.
До конца 2021 года все еще будет актуальной упрощенная схема оформления документации для получения лицензии на использование подземных вод. Так называемая “водная амнистия” дает возможность физическим лицам и владельцам водозаборов на территории СНТ лицензирования на более мягких условиях. Для вышеперечисленных граждан до окончания года отменены:
- уплата государственной пошлины, размер которой составляет 7500 рублей;
- необходимость в заказе геологоразведочных работ;
- необходимость проведения экспертизы подземной скважины.
Еще одно явное отличие упрощенной системы от стандартной — существенная экономия времени. Обычное получение разрешения может растянуться на полтора года. В то время как до конца 2021 это займет всего 6 месяцев.
Для получения лицензии физическому лицу потребуется обратиться в отдел лицензирования местного ответственного органа. Это может быть Департамент, Министерство области или иное.
Перед обращением необходимо подготовить пакет документов, в который будут входить:
- заявление на лицензирование;
- паспорт;
- свидетельство о собственности, аренде или о праве пользования земельным участком;
- ситуационный и генеральный планы земли;
- кадастровый план недвижимости;
- индивидуальный номер налогоплательщика;
- банковские реквизиты;
- проект зоны санитарной охраны — его требуется согласовать в Роспотребнадзоре;
- проект бурения скважины: для составления нужно обратиться к гидрологу, а для согласования — в Роснедр.
Вышеперечисленные пункты актуальны только для тех граждан, которые планируют создание новой скважины. Если она есть, достаточно просто ее зарегистрировать. Для этого представители Роспотребнадзора возьмут пробы жидкости на экспертизу и вынесут решение о ее пригодности для эксплуатации. Сразу после получения на руки результатов проверки можно регистрировать скважину в Государственном водном реестре.
В каком случае потребуется лицензия на добычу природного ресурса
Обязательным условием для каждого пользователя недр является соблюдение правил охраны подземных ресурсов, а также определённых требований по разумному использованию недр. Указанное условие действует на все случаи использования полезного ресурса: от целей хозяйственно-бытового водоснабжения садовых обществ и товариществ до обслуживания скважины для нужд завода.
При этом обязанность получения лицензии возложена ФЗ «О Недрах» только на определённых пользователей (физических и юридических лиц):
- если скважина используется для извлечения выгоды;
- в случае когда забор воды из земли осуществляется на глубине водоносного канала;
- если объём выкачивания составляет более 100 куб. метров в сутки.