Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет основных средств в бюджетных учреждениях в 2024 году на забалансовом счете». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учет ОС в бюджетных учреждениях строго регламентирован. При этом используется сложная структура счетов и кодировок. Автоматизация с 1С позволяет соблюдать действующие инструкции бухучета и нормы Налогового кодекса РФ, значительно упрощает учет имущества.
Согласно п. 10, 33 – 41, Инструкции № 162н в бюджетном учете операции по вводу (передаче) в эксплуатацию основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно (кроме библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества) оформляются следующими бухгалтерскими записями:
Наименование операции |
Дебет |
Кредит |
Списаны с балансового учета основные средства стоимостью до 10 000 руб. |
1 401 20 271 |
1 101 хх* 410 |
Приняты на забалансовый учет основные средства стоимостью до 10 000 руб. |
Забалансовый счет 21 |
|
Списаны с забалансового учета основные средства стоимостью до 10 000 руб. |
Забалансовый счет 21 |
15.02.2017 16:54
🙁
Практически живу на работе, но зарплата все меньше … Видимо начали вычитать за проживание…
Подробнее…
15.02.2017 14:14
Пожар в налоговой
Звонок в пожарную часть:
— Мужики, вы сильно заняты?
— Да нет, сидим, в домино играем…
— Ну, доигрывайте, и собирайтесь потихоньку, тут налоговая горит…
Подробнее…
19.01.2012 15:24
Баллада о среднесписочной численности
Я отбросил легкомысленность,
Я сегодня рано встал –
Среднесписочную численность
Я в налоговой сдавал.
Почесав щетину жёсткую
На физическом лице
Открываю дверь неброскую,
Покуривши на кры…
Подробнее…
05.03.2011 12:01
«Почему с пустыми руками?»
Сейчас а главбух в маленьком бюджетном учреждении, а в 90-х работала в налоговой. Это случай из моей инспектоской жизни. На двери нашего кабинета висело объявление, что для постановки на учёт предп…
Подробнее…
28.12.2010 16:09
Красное сторно
Заходит к главному бухгалтеру начальник и видит ,что у того на столе бутылка водки почти пустая.Он говорит:»Как вы можете?Пьяный на работе!Да еще и беленькое пьете!» На что главбух ,доста…
Подробнее…
Возникла обязанность отражать тот факт, что для объекта больше нет применения
Основными средствами признаются только активы.
Важный критерий актива — используется ли объект в тех целях, ради которых учреждение создано. Таким образом, чтобы объект числился в составе основных средств, важно не только иметь права на него, но и найти для него применение.
Например, объект будет признаваться активом, если учреждение может использовать его в своей деятельности, продать, обменять на иные активы или передать для использования другому учреждению того же собственника.
Если учреждение не может найти применение объекту, он перестает признаваться активом и, как следствие, основным средством. В этом случае учреждение принимает решение о прекращении использования объекта. В бухучете такое решение стало новым основанием для списания объекта с баланса.
Минфин разъяснил: решение о прекращении использования объекта принимает либо комиссия по поступлению и выбытию активов, либо инвентаризационная комиссия. Комиссия оформляет решение в акте о списании или акте о результатах инвентаризации.
Комиссия принимает решение в тот момент, когда больше нет уверенности, что применение для объекта будет найдено. Комиссия может обоснованно полагать, что актив простаивает временно и в дальнейшем его можно будет использовать в запланированных целях, продать или передать другому учреждению. В этом случае принимать решение о прекращении использования объекта и списывать его с баланса не нужно.
Учет ОС стоимостью до 10 000 руб.
Автор: Фурагина О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В консультации напомним особенности учета основных средств стоимостью до 10 000 руб.
Самое первое, на что следует обратить внимание при организации учета ОС стоимостью до 10 000 руб., это их забалансовый учет.
Согласно п. 39 СГС «Основные средства», п. 50 Инструкции № 157н первоначальная стоимость введенного (переданного) в эксплуатацию объекта основных средств, являющегося объектом движимого имущества, стоимостью до 10 000 руб. включительно, кроме объектов библиотечного фонда, списывается с балансового учета с одновременным отражением объекта основных средств на забалансовом учете.
Если такой объект основного средства будет отражен на забалансовом счете, то контролирующие органы при проверке бюджетного учета признают это ошибкой.
Обратите внимание: На объект основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно, кроме объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется.
Объектам стоимостью до 10 000 руб. включительно не присваивается инвентарный номер.
Операции, которые необходимо осуществить в 2021 году
Согласно п. 11 методических рекомендаций по применению СГС «Нематериальные активы», доведенных Письмом Минфина РФ от 30.11.2020 № 02-07-07/104384 (далее – методические рекомендации), объекты, ранее не признававшиеся в составе нематериальных активов и (или) учтенные на забалансовом счете, признаются в составе группы «Нематериальные активы» операциями 2021 года по результатам инвентаризации, проводимой в целях выявления таких объектов.
Признание новых объектов учета осуществляется по их справедливой стоимости. В случае если это невозможно, их первоначальная стоимость признается в условной оценке «один объект – один рубль».
Кроме того, на основании методических рекомендаций расходы на приобретение неисключительных прав, ранее признаваемые на счете 0 401 50 000, срок полезного использования которых на 01.01.2021 составляет менее 12 месяцев, относятся на финансовый результат первым рабочим днем 2021 года. Указанные расходы не формируют стоимость прав пользования нематериальными активами, поскольку не соответствуют критериям актива, установленным п. 6 СГС «Нематериальные активы».
Таким образом, при переходе на применение СГС «Нематериальные активы» необходимо:
1) провести инвентаризацию неисключительных прав пользования НМА;
2) определить оставшиеся сроки полезного использования данных активов (причем ранее определенные сроки полезного использования могут быть пересмотрены инвентаризационной комиссией);
3) определить справедливую стоимость неисключительных прав исходя из оставшегося срока полезного использования либо срока, установленного комиссией (в отдельных случаях при определении справедливой стоимости данных активов можно воспользоваться суммой, которая по состоянию на 01.01.2021 отражена на счете 0 401 50 000);
4) отразить в учете необходимые корректировки операциями 2021 года на основании решения инвентаризационной комиссии.
Критерии принадлежности имущества к особо ценного имущества
Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) учитывается обособленно от других фондов. На приобретение, использование, отчуждение имущества, полученного за счет финансирования, требуется согласование с учредительным органом.
Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.
Уровень бюджета принадлежности организации | Стоимость (тысяч рублей) |
Бюджетные учреждения федерального уровня принадлежности | 200 – 500 |
Региональные бюджетные учреждения | 50 — 500 |
Муниципальные учреждения | 50 — 200 |
Для учреждений бюджетов всех уровней | Имущество, без использования которого затрудняется деятельность |
В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.
Порядок действий бюджетной организации
- Составление по новым правилам учетной политики. Способ ведения бухгалтерского учета организация определяет самостоятельно (за исключением филиалов и дочерних компаний).
- Утвердить новый план счетов. Старый план счетов уже использовать не получится, так как в соответствии с приказом 157н были скорректированы названия определенных действующих счетов, а также появились новые. Например, в 2023 году появился счет 206 61 «Расчеты по авансам по пенсиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию». Также теперь действует новый порядок учета ошибок прошлого периода. Это необходимо отразить в учетной политике, а также установить субконто к тем счетам, по которым были сделаны ошибки.
Отражение в учете операций по оприходованию излишков оборудования, установленных по результатам инвентаризации
Операция |
Корреспонденция счетов |
Сумма, |
|
Дебет |
Кредит |
||
Оприходованы |
1 10134 310 |
1 40110 180 |
45 000 |
Учет имущества учреждения
- Счет 01 «Имущество, полученное в пользование»
На счете учитывают имущество, которое учреждение получило в пользование, но это не объекты аренды:
- активы, которые по решению учредителя учреждение использует без закрепления права оперативного управления;
- ценности, что по законодательству не отражают на балансе учреждения: музейные предметы и коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, права ограниченного пользования чужими земельными участками.
Такое имущество ставят на учет по акту приема-передачи или другому документу, который подтверждает получение имущества и прав на него. Активы отражают по стоимости, указанной в документах.
Учет ведут в разрезе объектов имущества, собственников (балансодержателей), местонахождений объектов, ответственных лиц, правовых оснований, КОСГУ, а также по инвентарным, серийным и реестровым номерам.
- Счет 02 «Материальные ценности, принимаемые на хранение»
Кроме имущества, которое учреждение получило на хранение, на счете 02 теперь нужно учитывать:
- материальные ценности, не соответствующие критериям активов;
- имущество, в отношении которого принято решение о списании до момента его демонтажа, утилизации или уничтожения.
Материальные ценности на хранении или для переработки учитывают на основании первичного документа, который подтверждает их получение: акта приема-передачи, договора и др.
Объекты отражают по стоимости, указанной в первичном документе. Если учреждение оформило акт в одностороннем порядке — по оценке: один объект, один рубль.
Материальные ценности, не соответствующие критериям активов, на счете 02 также отражают в условной оценке: один объект, один рубль.
Выбытие МЦ с забалансового учета отражают на основании оправдательных документов по стоимости, по которой они были приняты к забалансовому учету.
В карточке количественно-суммового учета объект, принятый на хранение или в переработку, отражают в разрезе владельцев (заказчиков), по видам, сортам и местам хранения.
Аналитический учет ведется в разрезе объектов имущества и их местонахождений, ответственных лиц, собственников, владельцев, иных лиц, правовых оснований.
- Счет 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению»
Учет на счете ведут учреждения-заказчики снабжения. Материальные ценности отражают по документам, которые подтверждают отгрузку грузополучателю в сумме выплат на их покупку. Учет ведется в книге учета материальных ценностей по каждому грузополучателю и виду имущества.
Курсы для бухгалтеров
Профпереподготовка, повышение квалификации. Обучение онлайн в Контур.Школе
Расписание курсов
- Счет 06 «Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности»
Задолженность принимают к учету в размере суммы расходов для восстановления или приобретения аналогичного имущества. Учет ведут в карточке учета средств и расчетов по видам поступлений, ценностей, учащимся.
- Счет 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры»
Перечень объектов, подлежащих учету на счете, не изменился. По-прежнему он предназначен для учета:
- имущества, полученного учреждением в пользование, не являющегося объектами аренды;
- имущества, которым по решению собственника (учредителя) пользуется учреждение (орган власти) при выполнении возложенных на него функций (полномочий), без закрепления права оперативного управления;
- имущества, полученного в безвозмездное пользование в силу обязанности его предоставления (получения) в соответствии с законодательством;
- музейных предметов и коллекций в составе государственной и негосударственной части Музейного фонда России;
- прав ограниченного пользования чужими земельными участками, в том числе сервитута, а также объектов, по которым сформированы капитальные вложения, но не получено право оперативного управления.
Счет предназначен для учета информации о материальных ценностях, выданных на транспортные средства взамен изношенных, в целях контроля за их использованием. Поправки, внесенные в пункт 349 Инструкции № 157н, уточняют, что не материальные ценности, а именно информация о них отражается на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» в момент выбытия запасных частей с балансового счета в целях ремонта транспортных средств, и информация сохраняется на этом счете в течение всего периода их эксплуатации (использования) в составе отремонтированного объекта.
Соответственно с указанного забалансового счета не может быть осуществлено выбытие. Инструкцией № 157н предусмотрено уменьшение показателя забалансового счета в следующих случаях:
- на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих замену соответствующих материальных ценностей в составе транспортного средства;
- при выбытии транспортного средства в объеме информации об установленных на нем материальных ценностях.
Повышение финансового порога и новые стандарты работы
Одновременно с увеличением финансового порога, учреждения также будут обязаны соблюдать новые стандарты работы. Они касаются организации управления, процессов взаимодействия с гражданами и других сторонних организаций, а также качества предоставляемых услуг.
Новые стандарты работы казенных учреждений: |
---|
1. Обязательное ведение электронной базы данных всех документов и процессов учреждения. |
2. Регулярное проведение аудита деятельности и предоставление отчетности соответствующим контролирующим органам. |
3. Внедрение системы мониторинга качества предоставляемых услуг и обратной связи от граждан и клиентов. |
4. Развитие системы электронного взаимодействия с гражданами и организациями, включая возможность получения информации и предоставления заявлений через интернет. |
5. Повышение квалификации сотрудников и создание программы обучения на основе современных требований и практик. |
Внедрение данных изменений позволит казенным учреждениям оперативно и эффективно решать поставленные задачи, улучшать работу, а также повышать уровень доверия и удовлетворенность граждан и клиентов.
Забалансовые счета бюджетных учреждений
- Счет 10 «Обеспечение исполнения обязательств». Обеспечения принимаются к учету по первичным документам в сумме обязательства, по которому получено обеспечение. Учет ведется в многографной карточке в разрезе обязательств по видам имущества (обеспечения), его количеству, местам хранения и обязательствам, в обеспечение которых поступило имущество. Обеспечение списывают в случае исполнения обязательств.
- Счет 11 «Государственные муниципальные гарантии». Учет ведется в карточке учета средств и расчетов в разрезе субъектов гражданских прав и обязательств, по которым предоставлены гарантии, по видам и сумме гарантии. Суммы обеспечений списываются со счета, когда исполнены обязательства, в отношении которых предоставлена гарантия.
Для учета дебиторской и кредиторской задолженности на забалансе предусмотрены два счета: счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» и счет 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами».
Забалансовые счета в бюджетных учреждениях в 2021 году
Согласно дополнениям, внесенным в п. 127 Инструкции № 157н, вложения в нефинансовые активы, осуществляемые в целях создания (модернизации, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, достройки, дооборудования) объектов государственного (муниципального) имущества, формирующего (составляющего) государственную (муниципальную) казну, в том числе ценностей Госфонда РФ, Госфонда субъекта РФ, государственных фондов материальных запасов, а также капитальные вложения в объекты незавершенного строительства, передаваемые в государственную (муниципальную) казну (передаваемые капитальные вложения, произведенные в целях бюджетных инвестиций), учитываются на счете 0 106 50 000 по соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета:
-
1 «Вложения в недвижимое имущество государственной (муниципальной) казны»;
-
2 «Вложения в движимое имущество государственной (муниципальной) казны»;
-
3 «Вложения в ценности государственных фондов России»;
-
4 «Вложения в нематериальные активы государственной (муниципальной) казны»;
-
5 «Вложения в непроизведенные активы государственной (муниципальной) казны»;
-
6 «Вложения в материальные запасы государственной (муниципальной) казны».
В Единый план счетов введены следующие счета:
Синтетический счет |
Аналитические счета |
0 106 50 000 «Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны» |
0 106 51 000 «Вложения в недвижимое имущество государственной (муниципальной) казны»; 0 106 52 000 «Вложения в движимое имущество государственной (муниципальной) казны»; 0 106 53 000 «Вложения в ценности государственных фондов России»; 0 106 54 000 «Вложения в нематериальные активы государственной (муниципальной) казны»; 0 106 55 000 «Вложения в непроизведенные активы государственной (муниципальной) казны»; 0 106 56 000 «Вложения в материальные запасы государственной (муниципальной) казны» |
Учет на забалансовых счетах в 1С. Бюджетный учет
Собственные аналитические коды синтетических счетов и забалансовые счета можно вводить в рабочий план счетов только с учетом требований органа, которому подаете отчетность (субъекта консолидации). В приказе об изменении инструкции не указано, как поступить с уже установленными дополнительными счетами. Полагаем, требования должны выполняться в отношении всех счетов, которые отражаются в отчетности после вступления поправок в силу. Рекомендуем согласовать все введенные вами счета до подачи отчетности за 2020 год.
Доходы будущих периодов разделяйте по датам признания в финрезультате. Суммы, которые планируете отнести к доходам текущего года, учитывайте на счете 401 41. Остальные суммы отражайте на счете 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы».
На забалансовом счете 27 помимо прочего учитывайте ОС в личном пользовании сотрудников. Это имущество, которое они используют в том числе за пределами учреждения и вне рабочего времени. Ранее в инструкциях не указывалось о забалансовом учете таких объектов, поэтому вопрос был спорным.
По счету 105 01 помимо медикаментов учитывайте все медизделия, которые учреждение использует в медицинских целях. Назначение счета привели в соответствие с кодом 341 КОСГУ.
В отношении некоторых поправок неясна дата начала применения. Так, в Единый план счетов и Инструкцию N 157н ввели счета 114 87 и 114 88 для учета резерва под снижение стоимости матзапасов. По стандарту эти резервы надо отражать с 2020 года, однако новые счета действуют начиная с учета за 2021 год. Рекомендуем согласовать с учредителем, финорганом и субъектом консолидации отчетности порядок отражения резерва в текущем периоде.
В инструкции с нынешнего года предусмотрели счет 106 50 для учета вложений в имущество казны. В Единый план счетов его ввели только с 2021 года. В связи с этим дату начала применения счета рекомендуем согласовать с финорганом.
Кроме того, установили правило: при завершении года в счетах с остатками не надо обнулять коды КОСГУ по подстатьям статей 560, 660, 730 и 830. Однако в приказе об изменении инструкции текст этой поправки приведен неполностью. Применять положение рекомендуем по согласованию с учредителем и финорганом.
Требования к аналитическому учету скорректировали для счетов 101 00, 106 00, 205 00, 206 00, 208 00, 209 00, 210 03, 210 10, 302 00, 304 01 и 304 03. Приведем наиболее существенные поправки.
Если после разукомплектования инвентарной группы вновь принимается к учету объект ОС, присваивайте ему новый инвентарный номер. Инвентарный номер комплекса объектов и внутренние инвентарные номера объектов в составе группы в дальнейшем не используйте.
Показатели счета 205 00 в регистрах аналитического учета разделяйте не только по контрагентам, но и по правовым основаниям возникновения доходов (например, по договорам). Учет можно вести по группам контрагентов, но лишь при условии, что вы ведете персонифицированный учет вне балансовых счетов (управленческий учет). При этом не реже чем на каждую отчетную дату сверяйте данные бухгалтерского и управленческого учета.
На счете 302 00 расчеты по закупкам товаров, работ, услуг отражайте в разрезе правовых оснований (договоров). Расчеты по оплате труда вы по-прежнему можете учитывать по группе контрагентов, если персонифицированный учет ведете вне балансовых счетов и данные сверяете на каждую отчетную дату.
Аналитический учет по счетам 206 00, 208 00 и 302 00 ведите в том числе по учетным номерам денежных обязательств (при их наличии).
Уточнен порядок аналитического учета для забалансовых счетов 08 и 20. Например, по забалансовому счету 20 кредиторскую задолженность учитывайте в разрезе кодов классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, а также контрагентов и КФО.
Часть поправок предусматривает порядок учета, который учреждения и органы уже могли применять на практике.
Например, на счете 103 00 непроизведенные активы учитывают в разрезе ответственных лиц, местонахождения и идентификационных номеров (кадастровых, реестровых, учетных). Учреждения и органы могли и ранее отражать эти данные в инвентарной карточке.
К спецодежде на счете 105 05 относят только запасы, которые учреждение использует в целях охраны труда, соблюдения техники безопасности, гражданской обороны и защиты от ЧС.
На счете 105 06 отражают в том числе БСО. Исключение — бланки, которые выданы со склада для оформления сотрудникам или которые поступили последним, минуя склад. Такие бланки учитывают на забалансовом счете 03. Минфин уже предписывал применять этот подход в учете.
К забалансовому учету подарков Минфин предъявлял аналогичные требования. Их также закрепили в инструкции по забалансовому счету 07.
Предусмотрели поправки и в отношении операций, которые совершает малое число организаций бюджетной сферы. К примеру, ввели недостающие счета для учета концессии и операций по долгосрочным договорам стройподряда.
В приказе об изменении инструкции указано только то, что новые правила нужно применять при формировании отчетности на 1 января 2021 года. Полагаем, проводки надо отразить в учете в один день с заключительными операциями.
Учреждения и органы вправе внедрить новшества в аналитическом учете в течение 2020 года. Решение об этом закрепите в учетной политике.