Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто оплачивает сверхнормативное потребление по общедомовым нуждам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Проблема кроется в несовершенстве законодательства и самих потребителях. К сожалению, часть жителей может занижать показания, вовсе не передавать, а начисления, сделанные УО могут не отражать реальное потребление в квартирах. Поэтому получается огромная разница между показаниями общего счетчика и объемом услуг по начислениям (индивидуальные счетчики). Также согласно Правил 354 УО обязаны проводить проверки достоверности переданных показаний, но к сожалению процедура настолько сложна, что не всегда получается попасть в «любимые» квартиры. По своей практике скажу, что в домах, где счетчики вынесены в подъезды — проблем с общедомовыми нет, поскольку у УО есть возможность контролировать состояние счетчиков, их показания и т.д.
Обязательны общие собрания
Если общедомовой прибор учета уже установлен, но плата за ОДН начисляется по нормативам, собрание собственников тоже потребуется, подчеркивает Ирина Булгакова. «Надо провести общее собрание, где нужно определить, какой способ из начислений перерасчета за ОДН выбрать. Например, можно весь год расходы на ОДН считать по среднему показателю, а в конце года корректировать. Делать корректировку можно чаще: через определенные периоды, можно и каждый месяц по факту считать», — пояснила она.
Если собственники не определились с периодичностью, перерасчет по умолчанию будет ежегодным. Как отмечает Никита Чулочников, это может привести к крупным расходам. «В таком случае сумма может накопиться большая, которую придется единомоментно оплачивать», — говорит эксперт, добавляя, что самый комфортный вариант для жильцов — ежемесячный перерасчет. «Чтобы сумма не была большой, ее лучше регулярно корректировать», — заключает он.
Собранием собственников также можно вообще отказаться от оплаты по нормативам и перейти на оплату по фактическому потреблению, напоминают в Минстрое. — В этом случае перерасчеты не потребуются. Такой вариант расчетов максимально выгоден в домах, где все собственники дисциплинированно оплачивают коммуналку и нет серьезных проблем с состоянием самого дома.
Заключение Договора На Одн С Рсо За Счет Собственников
Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «Заключение Договора На Одн С Рсо За Счет Собственников». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В итоге Верховный суд отказал в удовлетворении искового заявления, подчеркнув, что оспариваемые положения нормативного правового акта не лишают административного истца возможности обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
Считаем, если УК не выступает в роли исполнителя коммунальных услуг по причине заключения РСО и собственниками помещений прямых договоров (независимо от основания для возникновения таких отношений, в том числе по инициативе самих собственников), в связи с чем приобретает у РСО только КР на СОИ, объем коммунального ресурса необходимо устанавливать с учетом положений п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения.
Прямые договоры с РСО: разработан типовой договор управления
Согласно документу Минстроя, собственников квартир могут обязать снимать показания счетчиков и передавать РСО ежемесячно, а не раз в полгода, как сейчас. Алексей Макрушин поддерживает это предложение. Он привел пример, когда житель утверждает, что не пользовался услугами ЖКХ, но по дому возник небаланс в виде 10 куб. м воды. В результате «лишние» объемы автоматически были отнесены к общедомовым нуждам (ОДН), УК в пределах нормативной платы «раскидала» их по другим гражданам, остальное погасила сама. А спустя полгода житель все-таки отчитался о 60 потребленных куб. м. Возникает вопрос, что делать с деньгами, возвращать ли их тем, кто заплатил за ОДН.
Для работников управляющих компаний и аварийно-диспетчерских служб прописан четкий алгоритм, как они могут попасть в квартиру. Предварительно необходимо позвонить хозяину, объяснить, зачем нужно обеспечить доступ в дом, согласовать время и ФИО сотрудника. У него должен быть бейдж и бахилы. Светлана Разворотнева полагает, что текст договора еще доработают и распространят эти требования на представителей РСО. По ее словам, «ЖКХ Контроль» получает информацию о случаях, когда мошенники попадают в дом под видом сотрудников коммунальных служб. Соблюдение формальностей становится защитой от этих проблем, считает она.
Сверхнормативные одн в 2021 году
Фактически новая формула снижает исчисленный объем определяемой тепловой энергии по сравнению с ранее действующим. Имеется ли право в настоящий момент у управляющей организации отдельно исчислять объем потребленной тепловой энергии в помещениях, входящих в состав общего имущества? Можно ли включать отдельной графой в платежную квитанцию такой показатель?
Энергия, израсходованная жильцами в квартирах, измеряется индивидуальными счетчиками. Если такого счетчика нет, собственник жилья оплачивает электроэнергию в соответствии с установленными нормативами. Разница между показаниями общедомового счетчика и суммарным объемом электроэнергии, потребленной в жилых и нежилых помещениях, оборудованных и необорудованных счетчиками – это и есть электроэнергия, израсходованная на общедомовые нужды дома. Правила содержат схему распределения платы за ОДН между жильцами и юридическими лицами вне зависимости от наличия счетчиков пропорционально площади занимаемых помещений.
Проблема кроется в несовершенстве законодательства и самих потребителях. К сожалению, часть жителей может занижать показания, вовсе не передавать, а начисления, сделанные УО могут не отражать реальное потребление в квартирах. Поэтому получается огромная разница между показаниями общего счетчика и объемом услуг по начислениям (индивидуальные счетчики). Также согласно Правил 354 УО обязаны проводить проверки достоверности переданных показаний, но к сожалению процедура настолько сложна, что не всегда получается попасть в «любимые» квартиры. По своей практике скажу, что в домах, где счетчики вынесены в подъезды — проблем с общедомовыми нет, поскольку у УО есть возможность контролировать состояние счетчиков, их показания и т.д.
Ежегодно Правительство страны рекомендует региональным властям повышать стоимость жилищно-коммунальных услуг минимум на процент, свойственный инфляции. Кроме того, субъекты наделены правом вносить коррективы в действующие значения. Стандартно в столице страны устанавливаются повышенные нормативы. Причина состоит в том, что каждый год повышается стоимость работ ресурсоснабжающих компаний.
Жильцы МКД не хотят переплачивать за поддержание общественного имущества в пригодном для эксплуатации состоянии и стремятся знать, из чего складываются суммы платежей в их квитанциях за услуги ЖКХ.
Хотя нормативы потребления электроэнергии на общественные нужды в многоквартирных домах регионов страны существенно отличаются, правила начисления ОДН по электроэнергии абсолютно идентичны.
При проведении расчетов учитываются следующие факторы:
- отсутствие или наличие общедомового счетчика;
- размер утвержденных региональными властями нормативов потребления электричества на общественные нужды в МКД;
- тарифы, по которым следует оплачивать данный энергоресурс.
Для того чтобы удостовериться в правильности сумм, представленных к оплате, нужно понимать, как начисляется электроэнергия на общедомовые нужды и каковы численные выражения участвующих в расчетах нормативов и тарифов.
Если многоквартирный дом оборудован специальными приборами учета потребления, то оплата за электричество за места общего пользования рассчитывается с учетом:
- всех общих площадей МКД;
- жилых площадей;
- применяемого в конкретном регионе тарифа на электроэнергию.
При наличии общедомового ОДПУ и индивидуальных счетчиков электричества во всех квартирах или в большинстве из них, применяют следующую формулу:
Vi одн = (V об − Σu Vu неж. − Σv Vv жил.н. − Σu Vw жил.п. − V кр) × (Si ∕ S об).
Чтобы понять, что подразумевается под этими обозначениями и как рассчитывается электроэнергия на общедомовые нужды на квартиру, стоит учесть, что в данных вычислениях:
- V об — данные с общего прибора учета;
- Vu неж — величина электроэнергии, потраченной в нежилых помещениях;
- Vv жил.н — электричество, использованное жильцами квартиры без индивидуального счетчика;
- Vw жил.п — потребление жителями квартиры, оборудованной ИПУ;
- V кр — показатель энергии, которую исполнитель коммунальных услуг задействовал для обеспечения горячего водоснабжения и отопления строений без централизованного предоставления подобных ресурсов;
- Si — площадь конкретной квартиры;
- S об — общая площадь всех квартир в доме.
Если прибор общедомового учета электроэнергии отсутствует, расчет производится по установленным нормативам. Формула расчета электроэнергии в этом случае будет иметь следующий вид:
Vi одн.5 = N одн × S ои × (Si ∕ S об)
При этом:
- N одн — норматив потребления, который установлен властями субъекта РФ, имеющими право его регулировать;
- S ои — суммарная площадь всего общедомового имущества с учетом того, какие площади входят в общедомовые нужды по электроэнергии;
- Si — площадь квартиры;
- S об — суммарная площадь жилых и нежилых квартир в доме.
После вычисления доли электроэнергии, потребленной на ОДН каждым собственником жилья, УК суммирует ее с показаниями ИПУ (при их наличии) или с установленным нормативом. Полученная сумма указывается в квитанции за услуги.
Хотя алгоритм расчета ОДН по электричеству довольно прост, часто фактический размер начисления ОДН бывает завышен. Нормативы допускают некоторое превышение этой суммы в пределах нескольких процентов от общего расхода ресурса, но иногда его объем достигает 30%.
Чтобы сократить этот показатель, нужно системно устранить слабые звенья, которые приводят к потерям ресу��са и нецелевым расходам. Рассмотрим в примерах, что можно отнести к этим негативным факторам:
- неисправность индивидуальных приборов учета;
- некачественная система общедомовой проводки;
- несанкционированные подключения;
- недобросовестность жильцов и так далее.
Устранив эти недостатки, УК оптимизирует расход и, соответственно, минимизирует размер оплаты на ОДН за электричество.
Общедомовые нужды по электроэнергии – часть ресурса, что уходит на поддержание и обеспечение освещением многоэтажки, вне той доли электричества, которую использует владелец в пределах своей жилой собственности. То есть в величину ОДН по электроэнергии входит такой перечень затрат:
- освещение лестничных площадок, тамбуров, подъездов;
- электричество, необходимое для бесперебойной работы домофонов;
- электроэнергия, которую потребляют лифтовые кабины;
- электричество для видеокамер, если они установлены в доме;
- технологические потери, фиксированные во внутридомовых сетях.
Специалисты утверждают, что согласно постановлению под номером 354, величина оплаты ОДН по электроэнергии в 2021 году во многом зависит, установлен ли на доме счетчик, который позволят существенно сэкономить средства жильцов. Если его нет, Энергонадзор рассчитывает энергопотребление многоэтажкой по нормативу, установленному еще в 2012 году.
Общедомовые нужды по электроэнергии постановление 354 2021 год
Вычислив долю потребленной электроэнергии ОДН каждого собственника жилья, управляющая компания прибавляет ее к показаниям индивидуальных счетчиков, если они установлены, или к нормативу и указывает в квитанции за услуги.
Нулевое или отрицательное значение ОДН может сложиться, если потребленный объем по общедомовому счетчику учета ресурсов окажется равен или меньше того объема, который суммирован по показаниям индивидуальных приборов учета. Такое может быть, когда в нескольких квартирах многоквартирного дома приборы не установлены и они платят по нормативу.
При этом фактическое потребление их значительно меньше.
- земельный участок, на котором расположен дом;
- инженерные системы и коммуникации;
- лестничные пролеты и площадки;
- чердаки;
- крыши;
- коридоры;
- подвалы;
- технические этажи;
- помещения, которые приспособлены для обслуживания жильцов, их социальных или бытовых потребностей;
- все техническое оборудование, которое обслуживает больше одной квартиры.
Основным критерием расчета оплаты СОИД служат нормативы, установленные органами власти в конкретном регионе РФ. Если до принятия новых постановлений оплата общедомовых нужд в многоквартирном доме рассчитывалась управляющими компаниями по индивидуальной схеме, то теперь расчет производится в соответствии с законом – по нормативам.
Нормативы зависят от технических особенностей многоквартирного дома:
- этажность;
- год постройки;
- вид системы отопления;
- размер ванн;
- наличие унитазов и центральной канализации.
Как упоминалось выше, до внесения изменений в действующее законодательство жильцы многоквартирных домов получали квитанции за оплату коммунальных услуг с графой «ОДН». С прошлого года этой графы больше нет в платежных документах.
Обслуживание общедомового имущества и плата за ОДН в составе жилищных услуг включаются в расчеты за электричество, газ, водоотведение, канализацию и прочие использованные ресурсы. К примеру, в новой платежке в графе «Электричество» теперь содержатся данные не только об объеме энергии, потребленной отдельной квартирой, но и о расходах на освещение в лифте и подъезде.
Подобный порядок оплаты и включение услуг ОДН в квитанции ЖКХ за квартиру должен исключить возможность для УК вносить в платежные документы несанкционированные и ничем не мотивированные суммы. Жильцы теперь должны будут оплачивать установленный нормативом ресурс.
Новый порядок оплаты не применяется для МКД с непосредственным управлением, а также в домах, в которых не выбран способ управления.
Ответственность за неуплату стоимости ОДН не отличается от схемы взыскания задолженности за иные виды услуг на обслуживание квартиры собственника. Разграничения между этими понятиями в законодательстве не существует.
Вопрос о том, как не платить общедомовые нужды, не должен даже возникать, поскольку оплата ОДН, как и прочих коммунальных услуг, – законодательно регламентированная обязанность каждого собственника или арендатора.
В случае возникновения задолженности применяются меры административного воздействия:
- начисление пени;
- взыскание долга через суд с оплатой судебных издержек за счет должника.
Раньше поставщики ресурса могли приостановить или полностью прекратить предоставление услуги потребителю. Однако на основании изменений в законодательстве Верховный Суд внес ясность в вопрос правомочности подобных действий.
Разделить квартиры по зонам риска и проверить в них показания ИПУ
Схема «Светофор» поможет УО и ТСЖ выявить источники потерь ресурса: снять показания ИПУ или установить фактически проживающих в квартире, где счётчиков нет. Но у управляющих организаций, в лицензии которых десятки домов, нет возможности обойти все помещения.
Для решения этой задачи эксперт рекомендует разделить квартиры в МКД на три зоны:
- Красная зона.
Сюда УО необходимо попасть. Это помещения без индивидуальных приборов учёта и с одним человеком прописанным, а также квартиры с нулевым расходом за два и более расчётных периода и другие случаи.
- Жёлтая зона.
В эти квартиры по возможности нужно попасть, если в них двое прописанных и нет ИПУ, или потребление меньше 30 кубометров в год.
- Зелёная зона. Квартиры, попавшие в эту зону, проверять не нужно.
Как можно сэкономить на плате за общедомовые нужды?
Уменьшить начисления можно за счет установки счетчиков на все коммунальные услуги и своевременной передачи их показаний. Если собственники не передают показания вовремя, то, например, при расчете платы за холодное водоснабжение от расхода, который посчитал общедомовой прибор учета, отнимается среднее значение потребления за последние три месяца.
Собственники также могут могут обратиться в управляющую компанию для проведения энергоаудита. Электропроводка в старых домах может быть изношена, а рассыхание изоляции проводов, механические повреждения кабелей и многочисленные скрутки могут приводить к потерям электроэнергии.
Жильцы многоквартирного дома также вправе изменить перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, и требовать от управляющей компании проведения мероприятий по энергосбережению, например установки энергосберегающих лампочек.
ПОВЫШЕНИЕ ТАРИФОВ ЖКХ В 2022 ГОДУ (ТАБЛИЦА ПО РЕГИОНАМ)
Далее публикуем единую таблицу с коэффициентами повышению тарифов ЖКХ по всем регионам России в 2022 году. Заметим, что повышением варьируется от 2,9% до 6,5%.
Меньше всего повысят “коммуналку” в Свердловской области (2,9%), Марий Эл (3,2%) и Чукотском автономном округе (3,3%). Самый большой рост тарифов будет в Чечне (6,5%), Санкт-Петербурге (6,3%), Севастополе, Крыму и Татарстане (по 6,2%), а также в Москве, Якутии и Дагестане (6%).
Наименование субъекта Российской Федерации | Средний индекс по субъекту РФ на второе полугодие 2022 г. (процентов) |
Республика Адыгея | 4,6 |
Республика Алтай | 3,4 |
Республика Башкортостан | 4,4 |
Республика Бурятия | 4 |
Республика Дагестан | 6 |
Республика Ингушетия | 4,7 |
Кабардино-Балкарская Республика | 5,4 |
Республика Калмыкия | 4,2 |
Карачаево-Черкесская Республика | 4,6 |
Республика Карелия | 4,2 |
Республика Коми | 4,1 |
Республика Крым | 6,2 |
Республика Марий Эл | 3,2 |
Республика Мордовия | 5 |
Республика Саха (Якутия) | 6 |
Республика Северная Осетия – Алания | 4,7 |
Республика Татарстан | 6,2 |
Республика Тыва | 4 |
Удмуртская Республика | 3,4 |
Республика Хакасия | 4 |
Чеченская Республика | 6,5 |
Чувашская Республика | 3,4 |
Алтайский край | 3,8 |
Забайкальский край | 5 |
Камчатский край | 3,8 |
Краснодарский край | 4,2 |
Красноярский край | 4 |
Пермский край | 4,4 |
Приморский край | 4,5 |
Ставропольский край | 3,4 |
Хабаровский край | 3,8 |
Амурская область | 4,5 |
Архангельская область | 4,2 |
Астраханская область | 5 |
Белгородская область | 4 |
Брянская область | 4 |
Владимирская область | 3,4 |
Волгоградская область | 4 |
Вологодская область | 3,4 |
Воронежская область | 5,3 |
Ивановская область | 3,4 |
Иркутская область | 3,7 |
Калининградская область | 3,4 |
Калужская область | 3,4 |
Кемеровская область – Кузбасс | 4,5 |
Кировская область | 4 |
Костромская область | 3,4 |
Курганская область | 4 |
Курская область | 4,5 |
Ленинградская область | 3,4 |
Липецкая область | 4,9 |
Магаданская область | 4 |
Московская область | 4,5 |
Мурманская область | 4,5 |
Нижегородская область | 4,4 |
Новгородская область | 5 |
Новосибирская область | 5,2 |
Омская область | 5,3 |
Оренбургская область | 5,4 |
Орловская область | 4 |
Пензенская область | 3,4 |
Псковская область | 4 |
Ростовская область | 3,8 |
Рязанская область | 3,9 |
Самарская область | 3,8 |
Саратовская область | 5 |
Сахалинская область | 3,9 |
Свердловская область | 2,9 |
Смоленская область | 4,6 |
Тамбовская область | 4,5 |
Тверская область | 3,4 |
Томская область | 5,2 |
Тульская область | 4,9 |
Тюменская область | 3,4 |
Ульяновская область | 3,4 |
Челябинская область | 3,4 |
Ярославская область | 4,5 |
Город Москва | 6 |
Город Санкт-Петербург | 6,3 |
Город Севастополь | 6,2 |
Еврейская автономная область | 4,2 |
Ненецкий автономный округ | 3,8 |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | 3,4 |
Чукотский автономный округ | 3,3 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 3,4 |
Такие коэффициенты повышения тарифов ЖКХ по регионам с 1 июля 2022 года зафиксированы в Распоряжении Правительства РФ от 30.10.2021 № 3073-р.
Обязана ли ук заключать договор с электриками на оплату одн
Откуда берется этот сверхнормативное потребление? В первую очередь — это подключенные к домам сторонние потребители (гаражи, сараи, «качалки» в подвалах) и провода, пущенные местными «кулибиными» мимо счетчика. Неучтенные киловатты все равно отображаются на общедомовом счетчике! Поэтому, если возник вопрос, как такое может быть, что «у меня в квартире нагорает двести киловатт, и за ОДН приходит столько же, а в подъезде одна лампочка», ответ тут совершенно определенный: либо ваши соседи подворовывают электроэнергию, либо к дому кто-то подключился.
В одном из документов ГЖИ пишет: «Незаключение договора управляющей организацией с электроснабжающей организацией привело к необходимости вступить в прямые договорные отношения с гражданами, выставлять им счета на оплату услуг по электроснабжению, в том числе и на общедомовые нужды». То есть, если жители города получат квитанции, где будет стоять строка ОДН, то это будет означать, что ответственна за это организация, которая управляет жилым домом. — А если домом управляет не УК? В отношении ТСЖ и ЖСК это тоже актуально? — Да, и те, и другие так же ответственны за установление договорных отношений с ресурсоснабжающими организациями. И в ТСЖ, и в ЖСК мы тоже высылаем для подписания договоры электроснабжения.
Но в этом случае жильцы платить не должны, объяснили «РГ» в Министерстве регионального развития. В соответствии с постановлением правительства N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов. Исполнитель обязан заключать с поставщиками ресурсов договоры о приобретении воды, энергии и тепла, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям. Жилищный кодекс жестко прописывает, кто отвечает за предоставление коммунальных услуг. «Статья 161, часть 2.2 и 2.3 говорят о том, что управляющая организация, ТСЖ, ЖСК или другой специализированный потребкооператив отвечают за предоставление коммунальных услуг. И именно они обязаны выставлять платеж независимо от того, есть договор ресурсоснабжения или нет. Граждан просто обманывают, перекладывают на них выпадающие доходы, ссылаясь на отсутствие договора», — считает Прокофьев.
Правила игры на коммунальном поле в последнее время меняются довольно часто, и каждое изменение направлено на то, чтобы закрыть ту или иную лазейку для предприимчивых дельцов от бизнеса в сфере ЖКХ. Однако талантливые деятели находят способ обернуть перемены в свою пользу. Так, в некоторых городах уже распространяются «креативные» трактовки новых правил. «Если ТСЖ или УК не заключили договор с ресурсоснабжающей организацией (в моем городе это сделали единицы ТСЖ или УК), то тогда функции «исполнителя» коммунальных услуг выполняет ресурсоснабжающая организация. В этом случае жильцы оплачивают весь, в том числе и сверхнормативный, расход энергоресурсов на общедомовые нужды», — пересказывает в письме их аргументацию один из читателей «РГ».
Кто оплачивает одн по нормативу за электроэнергию при прямых платежах
Причем оплата зависела от численности проживающих жильцов. Развитие рынка привело к тому, что всякий поставщик энергоресурсов желает получить полную оплату за действительно потраченные ресурсы, независимо от проблем потребителя.
- от 0,57 до 2,99 кВт/ч в зависимости от этажности (от 1-2 этажей до 16 и более) за осветительные приборы;
- от 0,25 до 0,57 кВт/ч за насосы и аппаратное управление насосами холодного водоснабжения в зависимости от этажности;
- от 1,19 до 1,58 кВт/ч в домах, оснащенных лифтами, в зависимости от их грузоподъемности и этажности дома;
- от 0,04 до 0,28 кВт/ч в зависимости от этажности и так далее.
Договор на общедомовые нужды с управляющей компанией
- лицом, обязанным производить РСО оплату поставленных коммунальных ресурсов является, по смыслу Жилищного кодекса и Гражданского кодекса, исполнитель коммунальных услуг. Он же вправе требовать оплаты предоставленных коммунальных услуг от потребителей;
- по общему правилу УК приобретает статус исполнителя коммунальных услуг не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному ей с РСО. До указанного момента исполнителем коммунальных услуг является ТСЖ (если договор управления с УК был заключен органами управления ТСЖ и именно оно ранее выполняло функции исполнителя) или сама РСО;
- договорные отношения между водоканалом и УК отсутствуют;
- при этом если УК фактически управляет общим имуществом МКД, собственники помещений вносят ей плату за коммунальные услуги, а РСО выставляет счета за поставку соответствующего ресурса, то отношения между УК и РСО можно квалифицировать как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, а за самой УК признать статус исполнителя коммунальных услуг;
- однако в рассматриваемом случае — в отсутствие договора водоснабжения между РСО и УК – водоканал выставлял платежные документы именно потребителям (собственникам и нанимателям помещений), а не УК, и оплачивали эти счета тоже потребители непосредственно и напрямую, минуя счета УК;
- следовательно УК не является исполнителем коммунальной услуги, а значит, и оплачивать «общедомовую» холодную воду не обязана.
- паспорт (оригинал и копию);
- документ, подтверждающий право собственности (пользования ) на жилое помещение (договор купли-продажи, выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН ), свидетельство о государственной регистрации права собственности, договор аренды) (оригинал и копию);
- паспорт прибора учета электроэнергии;
- акт осмотра/допуска в эксплуатацию прибора учета.
Что означает водоотведение в квитанции за квартиру?
Проблема кроется в несовершенстве законодательства и самих потребителях. К сожалению, часть жителей может занижать показания, вовсе не передавать, а начисления, сделанные УО могут не отражать реальное потребление в квартирах. Поэтому получается огромная разница между показаниями общего счетчика и объемом услуг по начислениям (индивидуальные счетчики). Также согласно Правил 354 УО обязаны проводить проверки достоверности переданных показаний, но к сожалению процедура настолько сложна, что не всегда получается попасть в «любимые» квартиры. По своей практике скажу, что в домах, где счетчики вынесены в подъезды — проблем с общедомовыми нет, поскольку у УО есть возможность контролировать состояние счетчиков, их показания и т.д.
11. Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) холодной воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, определяется по формуле 11:
1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Часто возникающие вопросы по расчету норм ОДН
Ответы по оплате ОДН. Фото № 3
Несмотря на то, что данный тариф был задуман как плата за водные ресурсы, которые идут на нужды обслуживания домов, формируется он не прозрачно, поэтому многие коммунальные предприятия стараются завышать нормы потребления ОДН.
Рассмотрим часто возникающие вопросы. Первый касается схем расчетов. Существует несколько формул по расчету ОДН, однако не одна из них не совершенна и существует множество способов запутать потребителей.
Проще тем, у кого многоквартирный дом оборудован общедомовым счетчиком холодной и горячей воды. Имея его, потребители коммунальных услуг всегда могут сопоставить, сколько воды зашло в дом, а также количество ее, потраченное всеми потребителями. Соответственно разница будет составлять сумму ОДН.
Те дома, которые не имеют общедомовых учетных приборов, будут платить за ОДН исходя из расчетов поставщиков коммунальных услуг. Формула для них следующая – Н = х К / С.
Н – это значение ОДН на конкретный объект потребителя (то есть на один лицевой счет), это стандартное число, применяющееся для всех расчетов, К – это общее количество граждан проживающих в доме, С – это общее значение всех жилых и нежилых в конкретном многоквартирном доме.
Как видно из данной формулы, она не будет отражать точное показание использованной воды для обслуживания дома и его инженерных сетей.
Следующий вопрос касается оплаты за не предоставленные услуги. Например, бывают ситуации, когда в доме отсутствует вода по причине ремонтных работ на центральном водоводе, или других поломок, а полученная платежка содержит ОДН. Не нужно паниковать. Достаточно составить заявление в виде претензии в коммунальное предприятие поставляющее воду.
Управляющие компании обязаны руководствоваться Указом Президента РФ, которым введен в действие ФЗ №258 от 29.07.2017 г. (опубликован 30 июля 2021 г.). Исходя из закона, расчет сумм ОДН производится либо по счетчикам, либо по нормативам региона.
Обратите внимание! Если счетчик установлен, то управляющая компания не вправе игнорировать его показания, равно как и требовать с жителей дома суммы сверх потребленных фактически услуг.
Потребление ресурсов на коллективные нужды точно так же относится к сфере коммунальных услуг, как и их индивидуальный расход. В связи с этим поставщик электроэнергии, воды, газа, тепла или УК имеет право обратиться с иском на собственников квартир в судебный орган или ограничить подачу тем жильцам, которые игнорируют счета, до того момента, пока не будет осуществлено полное покрытие долгов по оплате общедомовых нужд.
Проведенный специалистами в сфере жилищно-коммунального хозяйства анализ показал, что оплата за потребленные на СОИ ресурсы может как увеличиться, так и уменьшиться. При этом и снижения, и повышения оказались незначительными. Управляющие организации могут наблюдать, что в домах одного типа начисляемые суммы получаются неодинаковыми. Оплата во многом определяется общей площадью помещений, относящихся к общедомовому имуществу. Для каждого дома этот параметр индивидуален, поэтому и суммы расходов будут везде свои.
Лампы, освещающие перечисленные ранее общие площади в доме и возле дома, потребляют некоторый объем электроэнергии. Так же лифт и другие коммуникации, находящиеся в общедомовом пользовании. Конечно, это расходы, и за год далеко не малые. Эти ОДН распределяются на всех владельцев жилых площадей дома.
Формулы расчёта
То, как производится расчет ОДН по воде, зависит от наличия/отсутствия общедомового счётчика.
При отсутствии общего счётчика, расчет платы производится по нормативам, при этом алгоритм в соответствии с каждым нормативом дан в Приказе Минэнергетики и ЖК. В схематическом выражении формула расчёта ОДН по горячей и холодной воде в этом случае выглядит так:
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято соответствующее решение.
Обзор судебной практики по сверхнормативному ОДН доказывает, что суд не признает за РСО права перевыставлять счета за превышение установленных нормативов на управляющую компанию или ТСЖ, если до сих пор действуют прямые договоры поставки энергоресурса, заключенные между РСО и конечными потребителями услуги.
Как и прежде, расходы на общедомовые нужды обязаны покрывать из собственных средств владельцы жилья в МКД. Таким образом, на вопрос о том, кто платит ОДН: жильцы или управляющая компания, в законодательстве содержится однозначный ответ: УК обязана оплачивать лишь превышение установленного норматива потребления коммунальных услуг на ОДН, выявленное учетными приборами.
Жителям многоквартирных домов интересно знать, что входит в общедомовые нужды (ОДН), которые они регулярно оплачивают на основании квитанций по ЖКУ. Когда-то эта сумма прописывалась в платежном документе отдельной строкой, но лишь раздражала собственников непонятным принципом формирования и астрономическим размером. С 2021 года эта графа исчезла из квитанций, но сами расходы и необходимость их возмещать не упразднены.
Как управляющие компании наживаются на оплате жильцами общедомовых нужд
7. Прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников. Ресурсоснабжающая организация может перенести данный срок (указанный в решении собрания), но не более, чем на 3 месяца. О переносе срока ресурсоснабжающая организация должна уведомить лицо (по инициативе которого было созвано общее собрание) не позднее 5 рабочих дней с момента получения копий решения и протокола общего собрания собственников.
ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ ГРАЖДАН: в соответствии с действующим законодательством (ФЗ от 03.04.2022 №59 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»), заключение договора с потребителем в отношении квартиры в письменной форме не требуется. До утверждения Правительством Российской Федерации типовых договоров, условия договоров, заключенных между собственниками помещений в многоквартирном доме и РСО, определяются в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Действительно, согласно правилам расчета размера платы за коммунальные услуги ( Постановление Правительства РФ № 354 ) при наличии общедомового прибора учета и индивидуальных счетчиков, объем электроснабжения, предоставленного на общедомовые нужды, определяется как разница между показаниями общедомового прибора учета и индивидуальным потреблением в квартирах.
Если перевести на нормальный язык, то согласно постановлению собственники должны иметь договоры с ТСЖ, УК . А ТСЖ, УК заключенные договора с ресурсоснабжающией организацией. Это значит, что собственники платят все в ТСЖ, УК, а они уже перечисляют их ресурсоснабжающей организации. Как говориться, что соберут, то и отдадут. Естественно долги будут висеть на УК, ТСЖ. И разница потребленной энергии собственниками и общедомовыми приборами учета будет висеть на УК, ТСЖ.
Продолжаем тему штрафа, который должна заплатить собственникам и нанимателям помещений в МКД управляющая организация, если после заключения прямых договоров продолжает выставлять квитанции за КУ. Можно ли провести проверку по этому вопросу и что делать, если УО не выполняет данную обязанность?
4 мая Минстрой РФ выпустил письмо № 20223-АЧ/04, в котором объяснил, нужно ли вносить изменения в ДУ при переходе на прямые договоры, в каких случаях РСО не может в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения. Больше интересных фактов в сегодняшней статье.
Также обращаю внимание на следующий пункт Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (Постановление Правительства РФ от 14.02.2022 N 124):
Мы ресурсоснабжающая организация. Предоставляем услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению. Заключили договор ресурсоснабжения с управляющей компанией. Какой договор (агентский или может быть уступки прав) заключить с УК, чтобы РСО непосредственно могла заниматься начислением платежей населению и сбором платежей? И нужно ли отдельно заключать договор с УК на ОДН, т.к. с 01 января 2022 г. плата за общедомовые нужды входит в состав платы за общее имущество.
В данном случае сумма будет определена по имеющимся нормативам для каждой отдельной услуги.Рассматривая полномочия государственной власти, стоит отметить, что в сфере жилищных отношений им дано право, определиться с тем, как будет происходить использование привлечение заемных средств от владельцев квартир МКД для капитальных ремонтных работ.
Лампы, освещающие перечисленные ранее общие площади в доме и возле дома, потребляют некоторый объем электроэнергии. Так же лифт и другие коммуникации, находящиеся в общедомовом пользовании. Конечно, это расходы, и за год далеко не малые.
Изменения законодательства об отоплении,КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХУСЛУГ СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙВ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМОВ ПО ВОПРОСУПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ОТОПЛЕНИЮВ МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ.
Уважаемый Сергей Викторович!Система центрального отопления многоквартирного дома относится к общему имуществу многоквартирного дома, услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и на общедомовые нужды.
Отказ от внутриквартирного потребления тепла от центральной системы теплоснабжения при переходе на индивидуальное отопление не прекращает потребление собственником квартиры услуги теплоснабжения на общедомовые нужды.
Договор с региональным оператором считается публичным, и он не вправе отказать в подписании этого документа, если на оферту откликнулся клиент.
В то же время, если вы не подписывали такой договор, по умолчанию он считается заключенным на неопределенный срок, в связи с этим необходимо будет оплачивать услуги по обращению с ТКО по отдельной квитанции или отдельной строке, вне перечня жилищно-коммунальных услуг.
В то же время, оператор обязан рассматривать жалобы на ненадлежащее оказание услуги, и многие стремятся заключить именно письменный договор, где четко были бы прописаны права и обязанности сторон. Договор нужен и в тех случаях, когда муниципалитет не подготовил соглашения и регионального оператора в субъекте нет.
Например, в регионе всего пять домов с инновационными технологиями. В них используют солнечную энергию для освещения двора, а сточные воды очищают и поливают ими клумбы. По умолчанию для таких домов власти не рассчитают отдельные нормативы. Но если управляющая компания обоснует запрос, могут рассчитать.
Тем не менее, данное письмо носило рекомендательный характер и не было принято всеми областями к исполнению. Поэтому летом власти приняли закон от N 258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса РФ…», в котором официально утвердили положения о приоритете показателей приборов учета в формировании платежей за ОДН.
По каким услугам ОДН сверхнорматив оплачивает управляющая компания?
После подписания договора ресурсоснабжения обеими сторонами договор вступает в силу, и с этого момента РСО приобретает законное основание выставлять счета за ОДН, потребленный сверх установленного лимита, не владельцам помещений в МКД, а УК, которая его обслуживает.
Однако и суммы вдруг резко увеличились, с чем россияне абсолютно не согласны. Во-вторых, регионам предоставили право принимать решение о способе оплаты услуги по отоплению: либо равномерно в течение календарного года, либо только в течение отопительного периода.
Оплата коммунальных ресурсов, израсходованных на общедомовые нужды ОДН , регулярно становится причиной споров жильцов с управляющими компаниями. Правила их расчета были изменены. Это позволило уйти от обвинений в том, что УК не следят за состоянием коммуникаций и платить приходится за соседей. В статье мы расскажем о том, что такое общедомовые нужды, об их видах, а также об актуальных правилах расчета оплаты для них. Оплата коммунальных ресурсов, израсходованных на общедомовые нужды, регулярно становится причиной споров жильцов с управляющими компаниями.
Однако и суммы вдруг резко увеличились, с чем россияне абсолютно не согласны. Во-вторых, регионам предоставили право принимать решение о способе оплаты услуги по отоплению: либо равномерно в течение календарного года, либо только в течение отопительного периода. Это решение принимается органами власти субъектов не чаще одного раза в год до 1 октября. Как их заключим, будем выставлять сверхнормативные ОДН на управляющие компании.
Отдельное спасибо за ссылку на пост. Буду изучать. Но у нас сложность в том, что почти никто из УК не заключает договора ресурсоснабжения с РСО по взаимной договорённости между собой , платежи всегда шли и идут напрямую РСО. Поэтому постоянная проблема с исполнителем коммунальных услуг и надлежащим ответчиком. Но это уже отдельная больная тема. Расчет общедомовых нужд в году Данное нововведение позволило навести порядок в сфере оплаты коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды.
Фактически новая формула снижает исчисленный объем определяемой тепловой энергии по сравнению с ранее действующим. Имеется ли право в настоящий момент у управляющей организации отдельно исчислять объем потребленной тепловой энергии в помещениях, входящих в состав общего имущества? Можно ли включать отдельной графой в платежную квитанцию такой показатель?