Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «К вам пришли из ФСС и ПФР: что надо знать о выездных проверках фондов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первое, что проверяется сотрудниками ФСС – это отчеты 4-ФСС и 4а-ФСС. Организация в обязательном порядке должна хранить эти отчеты не менее 5 лет, так как на основании предыдущих периодов рассчитываются будущие пособия.
Какие проверки проводит ФСС
Различают несколько видов проверок ФСС (Закон №255-ФЗ):
- Камеральная – при такой проверке производят сверку выплат по страховому обеспечению исходя из заявлений по возмещениям, либо информации из налоговой;
- Внеплановая выездная – проводится если в соцстрах поступила жалоба от застрахованного лица, предполагающего, что начисление страхового обеспечения ему произвели неправильно;
- Плановая выездная – такая проверка проводится вместе с налоговой с целью определения правильности выплат по страховому обеспечению;
- Проверка, необходимая для определения правильности расчетов, а также своевременности и полноты уплаты взносы, подлежащие к уплате до 2017 года.
Основная цель всех проверочных мероприятий заключается в контроле за соблюдением компаниями норм законодательства РФ. Камеральная проверка проводится при получении каждого отчета от компании. Если по итогам «камералки» будут выявлены нарушения или вынесено решение, ФСС направит в адрес проверяемого акт проверки. Если «камералка» проходит успешно, то никаких актов компаниям не направляют.
Ответственность работодателя
Штрафы, которые могут быть назначены ФСС предусмотрены в законе №125-ФЗ и в КоАП РФ. За просрочку в предоставлении расчета по взносам штраф взимается в размере 5% от страховых взносов за три месяца последних в расчетном периоде. При этом должен соблюдаться как максимальный, так и минимальный лимит – соответственно, не более, чем 30% от указанной суммы, но не менее 1000 рублей.
Рассмотрим административную ответственность для работодателя в случае нарушения требований законодательства РФ относительно предоставления определенных документов:
Нарушение | Штраф, рублей |
За нарушение срока предоставления сведений в ФСС по открытию/закрытию р/счета в банке | 1000 – 2000 |
За несвоевременное представление расчета по НС и профзаболеваниям | 300 – 500 |
Отказ от предоставления или несвоевременное предоставление сведений, запрашиваемых в ходе проверки, а также предоставление сведений не в полном объеме или с ошибками | 300 — 500 |
Какие организации первыми попадают на контроль?
Теоретически ФСС могут прийти даже к ИП, работающему без сотрудников. Но на практике интерес фонда вызывают следующие предприятия:
-
работодатели, применяющие льготные ставки страховых взносов;
-
компании, которые запрашивают у ФСС крупные суммы на оплату пособий;
-
организации, которые делают выплаты сотрудникам, не входящим в базу для расчета страховых взносов (например, выдают материальную помощь при рождении ребенка);
-
«должники», которые не оплатили взносы за 2 или более налоговых периода;
-
компании, часто корректирующие отчетность.
Есть ли мораторий на выездные проверки в 2021 году
Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2021 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.
Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2021 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.
Наоборот, для налоговиков созданы все условия для реализации проверок в нестабильной ситуации и в условиях пандемии (Федеральный закон № 248-ФЗ от 31.07. 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановление Правительства № 1969 от 30.11.2020 года). В 2021 году выездные налоговые проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. В частной беседе специалисты Управления ФНС рассказали, что мораторий на налоговые проверки не планируется вводить в 2021-2022 годах, даже если будет наблюдаться резкое ухудшение эпидемиологической ситуации, иными словами ослаблять свою хватку ФНС точно не планирует.
А есть ли вообще какие-то способы перенести выездную налоговую проверку или ее отменить
Если вы получили на руки Решение о начале проведения выездной налоговой проверки, то перенести срок ее начала не выйдет. Проверку может отсрочить только сама налоговая служба, например, из-за того что ей требуется собрать дополнительную информацию от контрагентов налогоплательщика.
Налоговики не проводят выездную проверку за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга, правда, тоже с нюансами. Проверка может состояться только в случаях: если налоговый мониторинг прекратился досрочно, компания не выполнила указания, которые получила от ФНС во время мониторинга, или подала уточненную декларацию за период, который налоговая контролировала.
Выездная проверка переносится или приостанавливается в результате ЧС, если на территории, где проводится контроль, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия.
В практике был случай, когда в легковом автомобиле, перевозившем документы на проверку в ИФНС, произошло внезапное короткое замыкание, приведшее к возгоранию транспортного средства, при этом водителю «чудом» удалось спастись. Правоохранительные органы не сумели доказать, что автомобиль моментально полностью сгорел вместе со всей первичкой и отчетностью злонамеренно. В результате выездная налоговая проверка была приостановлена, а компании дали приличный срок на восстановление утраченных документов, несмотря на то, что происшествие наводит на определенные мысли…
Комментируя суть новшеств, вносимых Постановлением N 81, отметим, что изменены критерии отбора страхователей для проверки. Так, плановые проверки упраздняются (Постановление N 24 предполагает проведение плановых проверок не реже одного раза в три года), а получение страхователем значительных сумм от отделения (филиала отделения) Фонда на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию может стать поводом для проверки, только если это происходит систематически (согласно Постановлению N 24 и единичный подобный случай служил основанием для назначения выездной проверки). В качестве других критериев отбора страхователей для проведения выездной проверки названы, как и ранее, значительные расходы, произведенные страхователем по обязательному социальному страхованию, а также рекомендации по результатам камеральной проверки страхователя.
Выездная проверка по новым правилам не может продолжаться более одного месяца (п. 7 Методических указаний). Ранее стандартный срок проверки составлял два месяца, а согласно Методическим рекомендациям он только в отдельных случаях может быть продлен до двух или трех месяцев решением управляющего (заместителя управляющего) отделением Фонда. В этот срок входит проверка расходования средств Фонда также филиалами и представительствами организации, и только при проведении самостоятельной проверки филиалов и представительств страхователя срок проверки увеличивается на срок не более одного месяца на проведение проверки каждого такого подразделения (в настоящее время срок проверки организации увеличивается на месяц для проверки каждого филиала и представительства).
Пункт 7 Методических указаний вводит также механизм приостановления проверки, которого не было в Постановлении N 24.
Появились и новые обстоятельства, дающие право Фонду на проведение повторной выездной проверки: подача страхователем уточненной расчетной ведомости по средствам Фонда, в которой указаны данные в меньшем (большем) размере, чем в ранее представленной расчетной ведомости. При этом согласно п. 8 Методических указаний при повторной проверке может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной проверки.
В каких случаях проверка возможна?
Следует иметь ввиду, что из указанного запрета есть исключения. Так, должны проводится в любом случае:
-
плановые лицензионные проверки (подп. «г» п. 8 Постановления № 1969);
-
плановые проверки лиц, чья деятельность или чьи объекты отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности, I, II и III классу опасности ОПО, I, II и III классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного госконтроля (подп. «а» п. 8 Постановления №1969);
-
плановые проверки лиц, осуществляющих виды деятельности в социальной сфере, сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергеоэффективности, в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, по перечню конкретных видов деятельности, установленных постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 (подп. «б» п. 8 Постановления № 1969, ч. 9 ст. 9 Закона № 294-ФЗ);
-
плановые проверки субъектов малого предпринимательства, которых по итогам ранее проведенной проверки дисквалифицировали либо приостанавливали их деятельность, приостанавливали или аннулировали лицензию или просто наказали за грубое (по КоАП РФ) нарушение, причем между этой ранее проведенной проверкой и моментом включения СМП в план проверок на 2021 год не прошло трех лет (подп. «в» п. 8 Постановления № 1969);
-
плановые проверки СМП в рамках федеральных госнадзоров в области обеспечения радиационной безопасности и использования атомной энергии, госконтроля за обеспечением защиты гостайны; а также внешнего контроля качества работы аудиторских организаций (подп. «д» п. 8 Постановления № 1969);
Во время плановых визитов инспекторов ФСС интересуют:
правильность расчета страховых взносов, включая те, которыми занимается ФНС – например, ВНиМ (взносы по временной нетрудоспособности и материнству);
выплаты при наступлении страховых случаев – при получении травм на производстве, выход в декрет, временная нетрудоспособность по больничному и пр.;
выдача застрахованным сотрудникам путевок на санаторно-курортное лечение.
Почти всегда проверяют больничные листы:
соответствует ли образец Госстандарту;
присутствует ли подпись врача, четкий оттиск печати;
нет ли признаков поддельного или неоригинального больничного;
верно ли заполнен документ работодателем – при наличии ошибок их нужно зачеркнуть, а правильные сведения указать на обратной стороне вместе с надписью «Исправленному верить», подписью руководителя и печатью организации (при наличии);
есть ли ошибки в заполнении, допущенные медицинским учреждением – в этом случае больничный признается недействительным, а застрахованному лицу нужно будет получить дубликат документа.
Кроме этого, конечно же, проверяют правильность расчета самого пособия.
Что из себя представляет выездная налоговая проверка
Выездные налоговые проверки призваны определить корректность исчисления налогов выявить своевременность уплаты компанией налогов, злоупотребления налогоплательщиков в стремлениях уклониться от налогообложения.
Если налогоплательщик применяет один из специальных налоговых режимов (главы 26.1–26.5 НК РФ), предметом проверки будут «все налоги и сборы». А вот отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах предметом проверки являться не могут.
Выездную налоговую проверку проводят на территории налогоплательщика, исключением будут случаи, когда налогоплательщик не может предоставить помещения для такой проверки. В такой ситуации проверка проводится по месту нахождения налогового органа.
Каковы цели выездной налоговой проверки:
- Исследовать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика и определить правильность начисления и полноту уплаты налогов и сборов.
- Выявить искажения, ошибки в проверяемых документах и факты нарушения порядка ведения бухучёта.
- Проанализировать, как выявленные нарушения влияют на формирование налоговой базы организации.
- При необходимости доначислить суммы налогов, которые не были уплачены или были уплачены лишь частично из-за наличия ошибок и нарушений и привлечь налогоплательщика к ответственности.
Кто принимает решение о проведении выездной проверки
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.
Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.
В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:
- полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
- предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Как подготовиться к выездной налоговой проверке
Налоговики имеют право не уведомлять ИП или компанию о будущей проверке. Однако обычно предприятие предупреждают заранее по телефону или электронной почте.
Чтобы пройти мероприятие без особых проблем, рекомендуем:
- проинструктировать персонал не распространяться о внутренних делах компании при проверяющих;
- предупредить контрагентов о возможной проверке;
- подготовить для инспекторов рабочее помещение и оставить в нем только документы, относящиеся к предмету проверки;
- привести в порядок учетные документы (проверить, все ли на месте, есть ли на них подписи, нет ли лишних пометок). Отметим, что с 17.03.2021 срок хранения сведений по налоговому и бухучету вырос до пяти лет;
- завести журнал проверок и попросить проверяющего отметить в нем число, время и цель инспекции.
Порядок проведения выездной проверки
Для выездных проверок характерно строгое соблюдение утвержденного плана мониторинга деятельности страхователей. Проверочные мероприятия осуществляются непосредственно на территории работодателя. В исключительных случаях при невозможности проверяемым предприятием обеспечить сотрудников исполнительных органов ФСС помещением на время их работы над документацией, проверка может быть проведена на базе фонда с условием подвоза всей необходимой документации.
Период проверки – не более 3 лет. Частота проверок – максимум 1 раз в 3 года.
СПРАВКА! Исключение по частоте проверочных мероприятий может быть сделано для случаев реорганизации или ликвидации предприятия – проверка назначается при наступлении одного из этих событий и не соотносится с датой предыдущего мониторинга.
Продолжительность – до 2 месяцев, а при мониторинге показателей деятельности обособленных подразделений – до 1 месяца.
Начало процедуры выездной проверки ФСС
Регламент проведения выездных проверок обязывает ревизоров следовать четкому порядку действий. Нарушение документооборота или сроков влечет оспаривание результатов налогоплательщиком и отмены решения. Проверка осуществляется на основании решения территориального отделения ФСС.
Особенности оформления решения на проверку:
- Право удостоверения документа имеет руководитель Фонда, его заместитель или иное лица, временно назначенное на должность приказом.
- Проверка филиала предприятия, имеющего самостоятельный счет, баланс и рабочие места, производится на основании решения органа территориального расположения филиала.
- В составесведений документа содержатся название налогоплательщика, цель проверки, период, охватываемый мероприятием, данные ревизоров.
- Документ издается на фирменном бланке ТО ФСС, утвержденном вышестоящим органом.
- Одновременно с решением (сразу после его вручения) налогоплательщику предъявляется требование о представлении документов.
В рамках совместных выездных проверок фондов решения и требования выписываются ФСС и ПФР каждым учреждением отдельно. Документы вручаются руководителю предприятия независимо друг от друга.
Права инспекторов Фонда при проверках
В ходе мероприятия контроля ревизоры Фонда имеют право затребовать документы, подтверждающие данные, указанные в отчетности. Производится контроль точности начисления взносов и обоснованности произведения расходов. Проверке выездного контроля подлежат только документы, имеющие отношение к отчислениям и затратам социального характера по страховым случаям.
Группировка документов | Составляющие формы группировки |
Учредительного характера | Устав, приказ о назначении руководителя |
Внутреннего распорядка по выплатам работникам | Положения об оплате труда, о премировании |
Кадрового назначения | Приказы, заявления, трудовые договоры, дополнительные соглашения, трудовые книжки и журналы учета к ним |
Расчетов по заработной плате | Табели, приказы о премировании, ведомости по начислению и выплате заработной платы, авансовые отчеты |
Выплат социального характера | Заявления, справки, листки нетрудоспособности, приказы, справки-расчеты, ведомости, кассовые документы, выписки банка, иные формы |
В дополнение к первичным документам учета представляются итоговые формы – своды, регистры, отчеты. Перечень документов не установлен законодательством и определяется внутренними документами Фондов. Запросы проверяющих на предоставление документов могут производиться до составления справки об окончании проверки.
Рассмотрим пример проверки ТО ФСС предприятия ООО «Рассвет». В процессе контроля кассовых документов ревизор ФСС определил большое число выдач подотчетных сумм. По данным оборотной ведомости счета 71 был выявлен большой остаток сумм, не закрытых авансовым отчетом. При проверке РКО обнаружились суммы, выданные лицам, не относящимся к списку подотчетных лиц, срок выдачи которых значительно превысил месячный срок и попал в проверяемый период. Полученные данные позволили ревизору обозначить суммы как доход работников, включить в налогооблагаемую базу, начислить налог, пени и наложить штраф.