Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения требований в национальной системе сертификации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Еще в 2022 году Минпромторг выдвигал предложения начать эксперимент по маркировке радиоэлектроники, кормов для животных, рыбной продукции, детской воды. Были разработаны и размещены на федеральном портале соответствующие проекты Постановлений, но они не получили одобрения. По состоянию на конец 2022 года, эксперименты по маркировке этих товарных групп так и не запущены.
Чем интересуются потенциальные заявители
Вопросы потенциальных заявителей делятся на
-
Отнесение продукции к объектам подтверждения соответствия техническим регламентам или национальному подтверждению соответствия — то есть вопросы идентификации продукции. Люди часто не понимают, что эти области продукции не пересекаются. Например, по ПП РФ №2425 сертификации будут подлежать, например, сантехнические смесители, трубы и фасонные изделия из термопластов и этой продукции нет ни в одном из техрегламентов Таможенного союза.
-
Вопросы использования доказательной базы: кто может выдать документы, как они должны выглядеть и др.
Что в ближайших планах?
Обязательная маркировка радиоэлектроники в РФ будет введена не раньше сентября 2023 года. В эту категорию входят трансформаторы, различные виды ламп, фонари и пульты.
Маркировка детской воды была запланирована на март 2023, но учитывая, что пилотный проект так и не начался, эта дата сдвинется, как минимум, на год.
Минеральную воду в России маркируют еще с декабря 2021 г. В марте 2022-го требования коснулись остальных ее видов. Есть несколько исключений, и в их число входит вода, отнесенная к пищевой продукции для детского питания. К ее подготовке предъявляются особые требования, за безопасностью установлен более жесткий контроль.
Как получить сертификат?
Порядок получения сертификата таков:
- заинтересованное в сертификации принадлежащей ему продукции лицо составляет заявление в орган сертификации согласно требованиям, выдвигаемым этим органом;
- к заявлению прилагается упомянутый выше пакет документов в соответствии с требованиями законодательства России относительно того или иного вида товаров;
- аккредитованная лаборатория проводит тестирование предложенного для сертификации продукта;
- эксперты лаборатории по окончании тестирования составляют протокол;
- орган сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия или отказе в таковом.
Что останется без изменений
Прежде, чем говорить об изменениях, следует зафиксировать то, что не изменилось:
- Требования к заявителю. Он по-прежнему должен быть зарегистрирован в ЕАЭС и иметь право декларировать соответствие продукции.
- Правила отбора образцов для испытаний и ввоза этих образцов в ЕАЭС также остались без изменений.
- Сама процедура испытаний при декларировании тоже осталась прежней.
- Внести изменения в декларацию о соответствии по-прежнему невозможно, но, как и прежде, предусмотрен ряд случаев, когда эту декларацию можно перерегистрировать без испытаний (об этом ниже).
- Ответственность за нарушение правил декларирования по-прежнему лежит исключительно на заявителе. Более того, все нововведения направлены как раз на то, чтобы подчеркнуть этот момент.
Когда сертификаты не нужны
Не нужны сертификаты на ряд товаров, которые входят в группу стройматериалов. То есть декларация соответствия либо сертификат не требуются при их изготовлении либо продаже. Но таких товаров немного.
Нюанс: то, что не нужно сертифицировать в РФ, может требовать госрегистрации и подлежать декларированию. Если группа товаров внесена в перечень подлежащих сертификации, но выпущена без подтверждающего соответствие документа, то на первый раз при обнаружении нарушения накладывается штраф. На второй — товары изымаются.
Существует перечень продукции, подлежащей обязательному декларированию, но не требующей сертификации. Это категории, которые не наносят ущерба, вреда:
- Здоровью населения.
- Окружающей среде, экологической безопасности.
- Материальным активам государства.
Распространенные позиции списка, требующие декларирования, но не сертификации. Это продукция:
- Санитарно-гигиенического назначения. Здесь имеются исключения — товары, по уходу за малышами.
- Галантерея из пленочных материалов (также исключены товары, предназначенные для детей).
- Посуда, столовые приборы, одноразовые варианты (кроме изделий для малышей от 0 до 3 лет).
- Бытовая химия.
- Хозяйственные ножи, посуда из чугуна.
- Оборудование (в том числе электро) для ж/д транспорта.
- Смазочные масла.
- Минеральные удобрения.
- Материалы для художественного творчества.
- Картон, фанерные товары, спички.
- Фарфоровая индустрия, фаянсовая, майолика (исключение — посуда медицинского назначения и лабораторного).
- Овощи, фрукты (сушеные, консервированные).
- Рыба (копченая, соленая, с/м).
- Медоборудование и протезное производство.
- Другие позиции, которые востребованы населением и безопасны.
Чтобы убедиться есть выпускаемое изделие в перечне продукции, подлежащей сертификации, нужно изучить:
- ТР ТС (техрегламенты Таможенного союза).
- Постановление №982 (от 01.12.2009).
- Отраслевые документы — акты, предопределяющие требования для сертификации продукции специальной категории (оборудование для промышленности, другое).
Если ваша продукция не названа в перечисленных документах, то сертифицировать ее не нужно.
Что такое декларация ГОСТ Р
В 2002 году Российским Правительством был принят Закон «О техническом регулировании» № 184-Ф. Его цель — создание и обеспечение оптимальных условий производства и перемещения товаров внутри нашей страны, а также за её пределами (в рамках международно-экономического сотрудничества и международной торговли).
Этот закон утвердил переход от тотальной «арбитражной» сертификации всей выпускаемой на отечественный рынок продукции (с непременным участием в проверке качества и безопасности товаров третьей стороны) к более гибкой форме контроля продукции — подтверждению соответствия.
Подтверждение соответствия — это документальное удостоверение тождества ключевых характеристик распространяемых товаров общим требованиям профильных техрегламентов, нормам стандартов или других условий (технических, договорных и т.п.)
Согласно действующей редакции закона № 184-ФЗ в России существует 3 формы подтверждения соответствия продукции:
- Обязательная сертификация
- Обязательное декларирование
- Добровольная сертификации
Статья 3 Приказа №478 гласит:
Регистрацию деклараций о соответствии осуществляет Федеральная служба по аккредитации.
В случае если правом Евразийского экономического союза предусмотрено, что регистрацию деклараций о соответствии осуществляют исключительно органы по сертификации, регистрацию деклараций о соответствии осуществляют аккредитованные [органы по сертификации].
Ключевое слово — «исключительно». И в данном случае под правом ЕАЭС подразумевается текст конкретных технических регламентов. Например, в ТР ТС 006 / 2011 «О безопасности пиротехнических изделий» явно указано, кто может регистрировать декларации о соответствии (статья 6, п.4):
Декларация о соответствии подлежит в установленном порядке регистрации органами по сертификации в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза.
Никакого упоминания о регистрации каким-то иным способом. В отличие от большинства других техрегламентов, указывающих, что регистрация деклараций осуществляется в порядке, установленном ЕЭК (как правило, Решение Коллегии ЕЭК №41).
Аналогичная ситуация (но в иных формулировках) в трёх железнодорожных техрегламентах: 001, 002 и 003. По ним, как и по ТР ТС 006, для регистрации декларации заявитель по-прежнему обращается в орган. И, кстати, сделать это он может уже лично или по почте.
В целях налогообложения прибыли расходы на сертификацию продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ). Это могут быть расходы на оплату услуг поверенного, стоимость работ аккредитованной лаборатории, проведения экспертиз и пр. Особо отметим, что характер сертификации (добровольный либо обязательный) для целей применения пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ не имеет никакого значения. На это прямо указал Минфин в Письмах от 25.09.2007 N 03-03-06/4/137, от 04.09.2006 N 03-03-04/4/143, N 03-03-04/1/643. Единственное условие — чтобы сертификация проводилась в порядке, установленном Законом о техническом регулировании.
Рассмотрим порядок отражения затрат, возникающих в связи с проведением сертификации услуг и декларированием соответствия продукции, на конкретных примерах.
Пример 1. Предприятие общественного питания заключило договор на проведение работ по подтверждению соответствия продукции в форме принятия декларации о соответствии. Стоимость работ составила 47 200 руб., в том числе НДС — 7200 руб. Стоимость образцов продукции, которые были переданы для лабораторных анализов, равна 5000 руб. Оплата работ произведена в том же месяце. Срок действия декларации — 3 года. Предприятие признает обозначенные расходы в бухгалтерском учете единовременно.
Для учета изготовленных блюд, изделий предприятие использует счет 43 «Готовая продукция», к которому среди прочего открыты:
- субсчет 43-1 «Готовая продукция на кухне»;
- субсчет 43-3 «Образцы, переданные для декларирования».
В бухгалтерском учете предприятия будут сделаны следующие записи.
Декларации соответствия
Декларации, как и сертификаты, удостоверяют качество продукции, однако реализована упрощенная процедура оформления. В рамках подачи заявки владелец партии предоставляет документы, на их основании центр принимает решение об одобрении или отказе. Экспертиза образцов не производится, средний срок оформления достигает 3 дней. Декларации, что отличает их от сертификатов, невозможно оформить добровольно. Документ необходимо получать на следующие товарные группы, что отражено в Постановлении:
- средства для стирки и бытовая химия;
- лакокрасочные, художественные материалы;
- эмалированная стальная и нержавеющая посуда;
- столовые приборы и кухонные принадлежности, произведенные из нержавеющей стали;
- минеральные и фосфатные удобрения;
- теплоизоляционные материалы, пестициды;
- обои, картонная и бумажная упаковка, ветеринарный инструмент;
- средства для дезинфекции.
Порядок ввоза образцов продукции на сертификацию
Ввоз образцов товара может производиться разными способами:
-
Ввоз образцов товара отдельной партией, в количестве достаточном для проведения сертификации и испытаний. Для этого необходимо предоставить:
- Заявление о ввозе образцов в сертифицирующий орган, с регистрационным номером и указанным количеством необходимых для сертификации образцов;
- Договор с сертифицирующим органом;
- Письмо из сертифицирующего органа для таможни о ввозе образцов товара для сертификации и испытаний, с указанием количества.
-
Ввоз образцов товара в составе с основной партией товаров (для реализации, внутреннего потребления, собственных нужд предприятия и др.). Существует два способа:
- Осуществляется условный выпуск всей товарной партии с дальнейшим перемещением на склад владельца товара. Для этого нужно написать заявление, если таможня даст письменное разрешение, то осуществляется условный выпуск товара (не более 45 дней с предоставлением в таможню полученного сертификата, после чего товар выпускается окончательно);
- Партия товара остаётся на СВХ до момента окончательного выпуска товаров. На имя начальника таможенного поста пишется заявление для получения письменного разрешения. В случае получения разрешения из этой партии отбираются образцы для сертификации, о чём составляется акт. Весь товар может быть выпущен, только после предоставления Сертификата соответствия или Декларации о соответствии.
-
Ввоз образцов товара с целью получения СГР (свидетельства о государственной регистрации) без возможности помещения под условный выпуск с основной партией продукции, так как срок сертификации для получения СГР как правило занимает более 45 дней. Для ввоза образцов на СГР требуется предоставить в таможню:
- Заявление о ввозе образцов в сертифицирующий орган, с регистрационным номером и указанным количеством необходимых для получения СГР образцов;
- Договор с сертифицирующим органом;
- Письмо на ввоз образцов из сертифицирующего органа для таможни о ввозе образцов товара для сертификации и испытаний, с указанием количества.
Список товаров подлежащих обязательной сертификации и декларированию 2021
Товары подлежащие обязательной сертификации. Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации. Международная сертификация продукции. Быстрое получение.
Сертификация продукции! Помощь в оформлении! Онлайн чат на сайте! Заходите! · Официальное оформление. Регистрация в реестре. Работа по договору · Содействие в подборе аккредитованных лиц для оценки (подтверждения) соответствия.
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии Номенклатура является самостоятельным документом, построенным по единым принципам с номенклатурой продукции, подлежащей обязательной сертификации
В системе сертификации ГОСТ Р обязательной сертификации подлежат обычно те товары, которые могут повлиять на безопасность людей, в таком случае оформляется обязательный сертификат. Данный перечень изменятся и дополняется один раз в год. Продукция, подлежащая обязательной сертификации в России, описана в номенклатуре продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация. Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ N 982 с изменениями 2018-2019 года.
Штрафы за нарушение маркировки
С 2019 года в нашей стране действуют санкции за нарушение правил маркировки, их размер отражён в статье 15.12 Кодекса об административных правонарушениях.
Если маркировка на товарах отсутствует:
— от 2 до 4 тысяч руб. для граждан;
— от 5 до 10 тысяч руб. для директора, бухгалтера и прочих должностных лиц;
— от 50 до 300 тысяч руб. для компаний или ИП.
Если маркировка неверная или нет всей требуемой по закону информации:
— от 5 до 10 тысяч руб. для индивидуальных предпринимателей;
— от 50 до 100 тысяч руб. для юридических лиц.
Во всех случаях продукцию конфискуют.
За нарушения (в основном в сфере алкоголя и табака) при особо крупном размере продажи может наступить уголовная ответственность.