Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования ФНС вне проверок: правила и штрафы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начнем с того, что истребование документов при любой налоговой проверке — это стандартная первичная процедура получения налоговым органом базовой информации о финансово-хозяйственной деятельности компании.
Истребование документов вне рамок налоговой проверки
В случае обоснованной необходимости налоговый орган имеет право требовать предоставления документов вне рамок выездной или камеральной проверки относительно конкретной сделки у участников этой сделки или третьих лиц (в т.ч. аудиторов), располагающих информацией об этой сделке. То есть в требовании должны быть четко указаны:
-
в рамках какого мероприятия налогового контроля (выездной, камеральной налоговой проверки контрагента) осуществляется проверка;
-
признаки, позволяющие идентифицировать сделку;
-
перечень истребуемых документов.
Обоснование требования – обязательный элемент
В ходе камеральной или выездной проверки инспекторы могут запросить дополнительные документы или пояснения по обнаруженным расхождениям. Но требования могут высылать и вне рамок проверки, когда проверяют контрагента и нужно подтверждение информации по нему или по конкретной сделке с ним. Именно так налоговые органы проводят подтверждение вычетов по НДС от контрагентов, удостоверение фактов хозяйственной деятельности от подрядчиков, арендаторов и продавцов и т.п. Этот способ отличается от запроса по проверке деклараций (выездной или камеральной) более узким направлением контроля – целью предполагается конкретное лицо или конкретная сделка.
В этой связи в форме требования о предоставлении документов или информации на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ (т.е. вне рамок проверки) обязательно должна быть указана причина запроса: мероприятие налогового контроля, обоснование необходимости в истребовании документов применительно к конкретным сделкам – как правило, это «встречные» проверки ваших контрагентов. Однако порой налоговики оставляют это поле документа пустым, что может стать аргументом для признания требования недействительным (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа № Ф02-4438/2021 от 20.09.2021 по делу № А33-277/2021).
Благодаря настойчивым коллегам теперь в подобных случаях можно ссылаться в отказе от исполнения требования на письмо ФНС России № ЕД-4-2/12216@ от 27.06.2017 и судебную практику (напр., Постановления арбитражных судов Уральского округа № Ф09-9127/19 от 16.01.2020 по делу № А76-15894/2019, Московского округа № Ф05-25455/2021 от 20.10.2021 по делу № А40-55951/2020). Налоговый орган обязан обосновать необходимость истребования большого массива данных либо непосредственно в требовании, либо позднее пояснить в ответ на жалобу налогоплательщика. Если этого не сделано, требование налоговиков о предоставлении документов (информации) суд может признать незаконным.
Обратите внимание, что аргумент об обосновании запроса работает в пользу налогоплательщиков только при значительных объемах запрашиваемой информации, в случае обычного запроса неуказание конкретного мероприятия налогового контроля может носить формальный характер и не свидетельствует о недействительности требования (Постановление Арбитражного суда Московского округа № Ф05-16443/2021 от 24.08.2021 по делу № А40-194238/2020).
Как поступать, если нечего предоставить
Неизвестный контрагент. На запросы о контрагентах, с которыми не имеется никаких отношений следует дать письменный отрицательный ответ. Он сам по себе уже достаточное свидетельство, да и ничего другого все равно передать не получится. Но это, пожалуй, единственный случай безболезненного ответа на законное и обоснованное требование простым отказом.
Документы не из бухгалтерии. Формулировка ст. 93.1 НК РФ не ограничивает круг информации, которую могут запросить налоговые органы, и к сожалению, это могут быть не только привычные бухгалтерские документы и налоговые регистры. Так, судьи двух инстанций поддержали налоговую инспекцию, затребовавшую журналы инструктажей и проверки знаний по охране труда, пропуски на водителей и транспортные средства. Такие документы подтверждают реальность работ и относятся к хозяйственной деятельности организации, а значит нужны для проверки ее налоговых обязательств (Постановление 17-го ААС от 22.09.2021 по делу № А50-10757/2021).
Документы отсутствуют. Факт отсутствия документов (по любой причине – были изъяты, утрачены при ЧП, уничтожены в связи с истечением сроков хранения) нужно подтвердить документально – актом о соответствующем событии, приложив его к ответу на требование. Например, в описанном выше случае у организации в принципе не было возможности представить пропуски, так как срок их хранения составляет один год. Однако налогоплательщик в ответ на требование только сослался на истечение сроков. Если подтверждающего документа не приложить – на организацию будет правомерно наложен щтраф по п. 2 ст. 126 НК РФ в размере 10 000 руб.
Что делать, если просят дать пояснения?
Сразу обращаем внимание, на основании какой нормы просят дать пояснения.
Если на основании 93.1 НК РФ, то актуально все то, что написано выше.
Если же на основании п. 3 ст. 88 НК РФ, то налоговый орган должен в требовании указать, какие выявлены проверкой ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, полученным им в ходе налогового контроля.
Если налоговый орган не указывает, какие ошибки либо противоречия выявлены, то ответ на него является вашим правом, но не обязанностью.
ВАЖНО! Даже в таком случае не следует игнорировать требование. Целесообразно указать в ответе, что при самостоятельной проверке налогоплательщиком поданной им декларации никаких ошибок, противоречий не выявлено, соответственно, обязанности давать какие-либо пояснения не возникает.
Имейте в виду, что пояснения в любом случае придется дать, если:
-
в декларации по налогу на прибыль заявлена сумма убытка;
-
налогоплательщиком в декларации заявлены операции (имущество), по которым применены налоговые льготы;
- в иных случаях, указанных в п. 8.1, 8.2, 8.5, 8.6, 8.8, 8.9, 12 ст. 88 НК РФ.
Налоговый контроль выходит за рамки
Практика общения специалистов Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» с клиентами показывает, что требования о предоставлении документов вне рамок налоговой проверки могут противоречить действующему законодательству и ущемляют интересы налогоплательщиков.
Истребование документов должно проводиться в соответствии со ст. 93 у налогоплательщика, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка, и ст. 93.1 НК РФ, когда документы запрашиваются у контрагентов или третьих лиц, располагающих сведениями о проверяемом налогоплательщике или конкретной сделке.
Рассылка подобных требований осуществляется с целью получить больше сведений о налогоплательщике. Имея в своем распоряжении широкий набор инструментов налогового контроля, ИФНС имеет возможность отслеживать налоговые риски.
Однако инспекторы запрашивают от компаний документы, и не относящиеся к проверяемой сделке, а позволяющие получить сведения об их деятельности для углубленного изучения и выявления имеющихся у них налоговых нарушений.
Налоговый орган запросил вне рамок налоговой проверки за 2016-2017 гг.: расшифровку дебиторской и кредиторской задолженности с указанием ИНН контрагентов и приложением копий подтверждающих документов; расшифровку показателей бухгалтерского баланса; налоговые регистры расходов и доходов (с разбивкой на прямые, косвенные, прочие, внереализационные по статьям затрат и доходов) или расшифровки строк налоговой декларации по налогу на прибыль, а также штатное расписание.
Запрошенный перечень документов не касается какой-либо сделки или конкретного контрагента, поэтому противоречит пп 1,2 ст. 93.1 НК РФ.
Таким образом, вне рамок налоговой проверки налоговыми органами не могут быть истребованы:
оборотно-сальдовые ведомости по счетам;
аналитические регистры бухгалтерского и налогового учета;
журналы регистрации выданных/полученных счетов-фактур;
контракты с другими контрагентами, не охваченными проверкой;
а также другие внутренние документы, никак не связанные с проверяемой сделкой.
Практика показывает, что в большинстве случаев при выставлении требований о предоставлении документов налоговые органы исходят из собственных целей, которые могут объясняться стремлением выяснить, имеются ли у налогоплательщика риски, которые могут служить основанием для «успешного» проведения налоговой проверки.
Проводимый инспекцией дистанционный проверочный анализ позволяет выявить «проблемных» налогоплательщиков, чтобы «нагрянуть» к ним с проверкой. Поэтому компании следует проявить максимальную осторожность, отвечая на подобные требования налоговой.
Рост числа запрашиваемых по требованиям ИФНС документов обуславливается концептуальными изменениями механизма проведения налогового контроля, когда решение о проведении налоговой проверки проводится по результатам «проверочного анализа» с использованием риск-ориентированного подхода к оценке налогоплательщиков. При таком подходе автоматизированная обработка информации и аналитика создают риск-профиль каждого налогоплательщика до выхода на проверку.
Принципы риск-ориентированного подхода были заложены в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок Приказом ФНС России от 30.05.2007г. № ММ-3-06/333@.
К числу основных принципов выбора налогоплательщика для пристального внимания со стороны налоговых органов относятся:
Низкая налоговая нагрузка, нехарактерная для данного вида деятельности.
Отражение в налоговой отчетности существенных сумм налоговых вычетов.
Высокие темпы роста расходов, опережающие темпы роста доходов.
Заключение с контрагентами договоров, не согласовывающихся с осуществляемым видом деятельности.
Высокие налоговые риски, связанные с просрочкой, неполнотой выполнения налоговых обязательств.
Низкий уровень средней заработной платы работников по сравнению со среднеотраслевыми показателями.
Отражение убытков в отчетности на протяжении нескольких последовательных периодов.
Неоднократное приближение показателей выручки, стоимости имущества, численности работников к предельному значению, устанавливаемому при применении специальных налоговых режимов.
Непредставление налогоплательщиком истребуемых документов в ходе налоговой проверки или за ее рамками.
Смена налоговой юрисдикции, перевод фирмы в другой регион, изменение налогового органа.
Существенное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от среднего уровня рентабельности характерного для данной отрасли по данным Росстата.
Отражение индивидуальным предпринимателем сумм расходов в максимальном приближении к сумме доходов.
Например, налоговая нагрузка налогоплательщика ниже, чем у других предприятий в той же отрасли, но это еще не означает, что предприятие относится к категории с высоким налоговым риском. Оно может быть организовано недавно и до сих пор осуществляет инвестиционные расходы, использует повышенный коэффициент амортизации, выручка еще не высока или вовсе отсутствует.
Если же нет очевидных причин, которые могли бы поспособствовать снижению налоговой нагрузки, то нужно анализировать вышеуказанные критерии. Так как вполне может оказаться, что компания использует схемы уклонения от уплаты налогов.
Другим важным критерием является применение компанией больших сумм НДС к возмещению. В среднем по России годовая сумма налоговых вычетов по НДС составляет 89% суммы НДС за этот год, если вычеты намного превышают эту планку, то есть повод углубиться в изучение такой компании. Именно в этой ситуации налоговые инспекторы начинают активно посылать налогоплательщикам требования о предоставлении документов с целью выявить подозрительные цепочки.
Компания анализируется по всему комплексу критериев, информация о ней дополняется, и когда появляется высокая вероятность наличия налоговых правонарушений, принимается решение о проведении налоговой проверки.
Однако на практике налоговики добавляют ряд дополнительных критериев, позволяющих признать «проблемных» налогоплательщиков «привлекательными» для проведения, к примеру, выездной налоговой проверки, в числе которых:
Например, в Московской области в 1 полугодии 2019 года в 3 раза или до 175 единиц сократилось число выездных налоговых проверок, по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Но также в 3 раза повысилась результативность налогового контроля, когда доначисления в расчете на одну проверку составили 46,5 млн. рублей. А всего по результатам выездных проверок за 6 месяцев 2019 года было произведено 7,8 млрд руб. и предъявлено около 1 млрд руб. штрафных санкций и пени по результатам камеральных налоговых проверок. Также восстановлена налоговая база по налогу на прибыль за счет уменьшения величины убытка на сумму 380 млн. рублей.
Такие показатели результативности налогового контроля могут показывать только предприятия, имеющие существенные обороты.
Компания должна функционировать не меньше 2-3 лет, что обеспечит более длительный период охвата ее деятельности налоговой проверкой и сможет повысить размеры штрафных санкций и пени.
Компания раздроблена или имеет связи взаимозависимости с другими предприятиями группы и совершает трансфертные сделки, что повышает налоговые риски ТЦО и часто позволяет произвести больше доначислений.
Выявление у компании наличия перечисленных выше факторов производится в результате проведения «аналитической работы» инспекторами ФНС. Что позволяет проводить такой анализ?
Какие бумаги и сведения вправе запросить налоговая
Открытого перечня проверяемых сведений, бумаг и форм нет. Вот что вправе запрашивать контролеры:
Обязательно предоставить |
Есть возможность оспорить |
---|---|
Договоры по сделке с конкретным контрагентом |
Внутренняя трудовая документация: штатное расписание, табели, соглашения с сотрудниками |
Все расчетные и платежные документы этого партнера: счета-фактуры, товарные накладные, акты |
Подтверждение права подписи уполномоченных лиц организации |
Книга покупок, книга продаж |
Оборотно-сальдовые ведомости, карточки бухгалтерских счетов |
Вышестоящие ведомства требуют любую документацию (письмо №ЕД-4-2/12216@ от 27.06.2017). Но вы вправе подать только те бумаги, которые перечислены в первом требовании.
Истребование документов при налоговой проверке
Решение Федеральной налоговой службы №КЧ-4-9/19237@ от 23.09.2019
В пункте 2 статьи 93.1 НК РФ говорится о том, что инспекция вправе истребовать и получать документы (информацию) относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) о ней. Из недавно опубликованной на эту тему позиции ФНС следует, что сделка считается конкретной, если в запросе инспекции указан период совершения сделки и список истребуемых документов.
НК РФ дает право инспекторам проверять не только саму «подконтрольную» фирму, но и ее партнеров. В статье 93.1 прописаны правила истребования документов у контрагентов проверяемой фирмы. Это значит, что инспекция может затребовать документы у вас – о ваших контрагентах и у ваших контрагентов – о вас.
Какие бумаги и сведения вправе запросить налоговая
Открытого перечня проверяемых сведений, бумаг и форм нет. Вот что вправе запрашивать контролеры:
Обязательно предоставить |
Есть возможность оспорить |
---|---|
Договоры по сделке с конкретным контрагентом |
Внутренняя трудовая документация: штатное расписание, табели, соглашения с сотрудниками |
Все расчетные и платежные документы этого партнера: счета-фактуры, товарные накладные, акты |
Подтверждение права подписи уполномоченных лиц организации |
Книга покупок, книга продаж |
Оборотно-сальдовые ведомости, карточки бухгалтерских счетов |
Вправе ли налоговый орган истребовать документы о конкретной сделке вне рамок налоговой проверки?
- Ответ: Если налоговая проверка не проводится, но у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов относительно конкретной сделки, то должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы у участников сделки, располагающих документами об этой сделке, вне рамок налоговой проверки.
- Обоснование: Статьей 31 Налогового кодекса РФ определен комплекс прав налоговых органов, при этом данный перечень не является исчерпывающим, поскольку налоговые органы осуществляют также и иные права, предусмотренные НК РФ.
- Статья 93.1 НК РФ, предусматривающая право налоговых органов истребовать документы (информацию) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информацию о конкретных сделках, устанавливает два случая истребования у налогоплательщика, в отношении которого не проводится выездная либо камеральная проверка, документов либо информации:
Равнение на «высокие» постулаты
Компании, отталкиваясь от формулировки абзаца 1 пункта 2 статьи 93.1 НК РФ, порой пытаются оспорить требование ИФНС о представлении документов, упирая на то, что в нем:
- не раскрыты данные о конкретной сделке, по которой запрошены бумаги;
- отсутствует обоснование необходимости представления документации.
Однако в вышеупомянутых решениях ВС РФ (плюс в определениях от 19.09.2018 № 307-КГ18-14038, от 26.10.2017 № 302-КГ17-15714) содержится ряд важных постулатов:
- если из требования ясно, какие виды документов нужны инспекторам, за какой период и по каким контрагентам, оно должно быть исполнено;
- реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документов (даты, номера и т.д.) можно не указывать;
- запрет на истребование нужного по нескольким сделкам отсутствует;
- сообщать фирме (ИП) причины запроса инспекторы не обязаны;
- отсутствие ссылки на контрольное мероприятие – формальная вещь, не делающая требование незаконным.
Предположим, у фирмы А есть контрагент В, а у компании В есть партнер С, в отношении которого и проводятся контрольные мероприятия. Между тем налоговики считают вполне логичным истребовать у фирмы А сведения о ее контрагенте В. Правомерны ли притязания инспекции на получение информации, которая напрямую не относится к проверяемому налогоплательщику?
С учетом судебной практики целесообразно представить поверяющим запрашиваемую инфор-мацию в отношении третьих лиц, если в требовании ревизоров поименована конкретная сделка.
ФНС утверждает, что запрашивать такие документы и информацию можно не только у контрагентов и участников сделки, но и у иных лиц, располагающих бумагами и данными о конкретной сделке, которая подпала под проверку. При этом статья 93.1 НК РФ не предусматривает исчерпывающий перечень лиц, понимаемых под «иными» (п. 12 Письма от 13.09.2012 г. № АС-4-2/15309). Другими словами, ревизоры оставляют за собой право запрашивать данные о сделке у любого юридического или физического лица, если решат, что оно обладает такими сведениями.
Суды же принимают решения исходя из конкретных обстоятельств каждого спора.
Так, к примеру, Президиум ВАС РФ отметил, что документы, касающиеся взаимоотношений банка и его клиента – контрагента проверяемого налогоплательщика, не относятся к деятельности последнего и не отражают финансово-хозяйственных отношений между компанией и его контрагентом. Поэтому такие бумаги не могут свидетельствовать о каких-либо нарушениях со стороны проверяемой компании. Значит, у банка отсутствуют основания для их представления (Постановление от 18.10.2011 г. № 5355/11).
Некоторые суды признали недействительным требование о представлении информации, поскольку налоговики истребовали данные, которые не имеют отношения к деятельности проверямой фирмы, а касались лишь взаимоотношений организации с ее контрагентом. (Постановления ФАС Поволжского округа от 2.08.2011 г. № А65-18729/2010, ФАС Дальневосточного округа от 16.11.2012 г. № Ф03-5399/2012 по делу № А51-5144/2012).
Однако имеются судебные решения и в пользу налоговых органов. Так, ФАС Московского округа посчитал, что ревизоры могут затребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика, а также иных лиц документы, имеющие отношение к предмету проверки, с целью их сопоставления с данными, отраженными в бумагах инспектируемой компании (Постановление от 22.07.2011 г. № КА-А40/7621-11). Аналогичный подход арбитры применили в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 7 апреля 2011 года № А55-15446/2010, ФАС Дальневосточного округа от 15 декабря 2011 года № Ф03-6104/2011; Определением ВАС РФ от 1 марта 2012 года № ВАС-1155/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ.
Истребование документов (информации) в рамках проверки
Право инспекторов на истребование у компаний документов (информации) в ходе проведения выездных и камеральных проверок закреплено Налоговым кодексом (подп. 1 п. 1 ст. 31, п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ). Запрос осуществляется путем выставления требования по установленной форме (утв. приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ (приложение 5)), в котором указывают необходимые документы.
Перечень документов, запрашиваемых в ходе выездной проверки, законодатель не ограничивает. Он только делает ссылку на то, что могут быть запрошены «документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов» (подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ), «необходимые для проверки документы» (п. 1 ст. 93 НК РФ).
Перечень же документов, истребуемых в ходе камеральных проверок, является закрытым (ст. 88 НК РФ). Так, при проверке декларации по НДС инспекторы вправе истребовать только документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88, ст. 172 НК РФ; пост. ФАС МО от 12.04.2013 № Ф05-14264/11).
При проверке уточненной декларации (расчета) по любому налогу, в которой уменьшена сумма налога к уплате, инспекторы вправе потребовать пояснения, которые обосновывают такие изменения (абз. 2 п. 3 ст. 88 НК РФ).
Аналогичное право предоставлено налоговикам при проверке декларации (расчета) с заявленной суммой убытка (абз. 3 п. 3 ст. 88 НК РФ). Компании следует обосновать его размер.
Отметим, что вместе с пояснениями фирма вправе дополнительно представить выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета, иные документы, которые подтверждают достоверность данных, внесенных в декларацию (расчет) (п. 4 ст. 88 НК РФ).
При этом налоговики могут требовать только те регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке, принимая во внимание положения учетной политики проверяемой компании (письма Минфина России от 25.01.2012 № 07-02-06/10, от 11.05.2010 № 03-02-07/1-228).
Если в соответствии с установленными правилами ведения бухучета и учетной политики организация не утверждает и не ведет регистры, например, в форме карточек, то отсутствуют основания для ее привлечения к ответственности за непредставление таких документов (письмо Минфина России от 25.01.2012 № 07-02-06/10).
24 Марта 2020
ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года
Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается
ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая
Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ
Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ
18 Марта 2020
Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок
На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!