Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Опекунство над пожилым человеком или инвалидом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Таким образом, основными нормативно-правовыми актами Российского законодательства по вопросам опеки и попечительства являются Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ. А также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.2014 г. // Российская газета. — 2014. — № 62.
- Гражданский кодекс Российской Федерации : (часть первая) : федеральный закон от 30.11.2014 №51-ФЗ : (с измен. по сост. на 27.12.2009) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 330.
- Семейный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2015 №138-ФЗ : (с измен. по сост. на 30.06.2008) // СЗ РФ. – 2016. — №1. – Ст. 16.
- Федеральный закон от 24 апреля 2018 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с измен по сост. На 18.07.2009г.) // СЗ РФ. – 2018. — № 17. — Ст. 1755.
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2013 № 131-ФЗ. // Российская газета. -2013. — № 202
- Федеральный закон от 2 августа 2015 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»// СЗ РФ. — 2015. -№ 32. -Ст. 3198.
- Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесроч-ную перспективу (2006 — 2008 годы)» // СЗ РФ. — 2016.- № 5. -Ст. 589.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 июня 2017 года № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних». // Правовая система «Гарант»
Специальная литература
- Алексеев С.С.Гражданское право Краткий учебный курс. -М.: НОРМА, 2018. -566с.
- Арутюнян Г.В. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право.-2018.-N 4. С.3 8.
- Веретенников А.В. К вопросу о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Законодательство и экономика. -2016. -N 2.- С. 68 — 70.
- Гражданский кодекс Квебека. Серия «Современное зарубежное и международное частное право».- М., 2017. — 211с.
- Гражданский кодекс РФ. Часть первая: Научно-практический ком-ментарий / Отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин.- М., 2012. -654с.
- Гражданское право / под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. -М., Проспект, 2012. -601с.
- Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть (отв. ред. — Е.А. Суха-нов). — М.: «Волтерс Клувер», 2018.- 479с.
- Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть / под ред. — Е.А. Суха-нов. — М.: «Волтерс Клувер», 2018.- 659с.
- Гражданское право. Том I / Под ред. докт. юрид. наук, проф. Е.А. Суханова.- М.: Волтерс Клувер, 2016. -701с.
- Гришаев С.П. Гражданское право в вопросах и ответах // СПС «Га-рант», 2017. -219с.
- Ершов В.А. Опека и попечительство: юридический статус и защита прав и законных интересов детей, лишенных родительской опеки, недееспособ-ных и ограниченно дееспособных граждан. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2018. — 112 с.
- Законы об опеке и попечительстве (ст. ст. 212 — 382 т. X, ч. 1) по кассационным решениям Правительствующего Сената / Сост. А.Г. Бекин. -М., 2013. -295с.
- Кузнецова О.В., Пивоварова Т.Г. Комментарий к Федеральному за-кону от 24 апреля 2018 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». — Система ГАРАНТ, 2009.- 812с.
- Кулагина Е.В., Кулагин М.И. Новый Семейный кодекс Алжира // Вестник МГУ. Серия 11: Право. -2018. -№ 2. -С. 79-81.
- Михеева Л.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства: Дис. … докт. юрид. наук. -Барнаул, 2013.- 179с.
- Нечаева А.М. О Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» // Законы России: опыт, анализ, практика. -2018. -N 7. -С. 85 — 90.
- Пелевин А.А. Патронаж над дееспособными гражданами и смежные правоотношения // Российский судья. – 2008. -N 3. –С.8-15.
- Поздняков А.Б. :Правовые вопросы патронажа как института гражданского права Российской Федерации // Семейное и жилищное право // 2018. — N 5. –С.7-11.
- Синайский В.И. Русское гражданское право. -М., 2012.-459с.
- Суханов Е.А. Гражданское право. В 4 т. Том 1. Общая часть. : учеб. для студентов вузов, обучающихся по юрид. Специальностям. -М. Волтерс Клувер, 2017. -596с.
- Ходырева Е.А. Правовые вопросы определения и назначения опекунов или попечителей на случай смерти единственного родителя несовершеннолетнего гражданина // Семейное и жилищное право.-2018. -N 5.- С. 16 — 19.
- Шерстнева Н.С. Охрана интересов детей в советском семейном праве: Дис. канд. юрид. наук. Свердловск, 2017. -321с.
- Ярошенко К.Б. Гражданское право России. Общая часть. Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. -М., 2016.- 512с.
Комментарии к ст. 41 ГК РФ
Институт патронажа, предусмотренный статьей 41 ГК РФ, реципирован современным гражданским правом из римского частного права. Цель патронажа состоит в осуществлении прав и обязанностей и защите интересов другого лица, не способного делать это самостоятельно в силу состояния здоровья. При этом ключевой характеристикой такого лица является наличие у него дееспособности в полном объеме. Действия, осуществляемые в интересах и от имени лица, в отношении которого установлен патронаж, совершаются исключительно по воле последнего и не имеют своей целью восполнить недостающий объем дееспособности. В этом заключается основное отличие патронажа от опеки и попечительства.
Юридической формой патронажа является гражданско-правовой договор, заключаемый между лицом, нуждающимся в патронаже, и лицом, осуществляющим функции патронажа. Прежде всего, это договор поручения. В целях осуществления и защиты имущественных прав лица, над которым установлен патронаж, может заключаться договор доверительного управления имуществом такого лица.
Договорные отношения, связанные с осуществлением патронажа, возникают между указанными лицами. Орган опеки и попечительства не является стороной в отношениях, возникающих из договора поручения и договора доверительного управления имуществом.
При этом орган опеки и попечительства может назначить лицо, непосредственно осуществляющее функции патронажа (помощника). Данное назначение производится в течение месяца со дня выявления лица, нуждающегося в патронаже, при наличии его письменного согласия на такое назначение. Из числа лиц, которые могут быть назначены помощником, законодательство исключает работников органов социальной защиты, оказывающих услуги гражданам, нуждающимся в такой защите.
Понятие и основные признаки юридического лица. Субъектами гражданского права наряду с гражданами являются юридические лица. Согласно п. 1 ст. 48 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В данной статье указано четыре основных признака юридического лица:
1) организационная упорядоченность (или единство). Это означает, что создание юридического лица должно быть организационно оформлено в соответствии с требованиями закона, причем в качестве юридического лица могут выступать не только коллективы граждан. Например, хозяйственное общество может быть создано и одним физическим лицом. Формальным подтверждением организационной упорядоченности является факт государственной регистрации юридического лица. Порядок государственной регистрации юридических лиц регулируется ст. 51 ГК и Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации);
2) имущественная обособленность. Это означает, что имущество юридического лица, независимо от его правового режима (собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление) должно быть обособлено, т. е. отделено от имущества учредителей (участников) юридического лица, других физических и юридических лиц Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и лиц, являющихся работниками юридического лица. Формами обособления могут быть самостоятельный баланс, а также банковский счет (для денежных средств);
3) возможность выступать в гражданском обороте и в суде от своего имени. Данный признак означает, что собственным именем юридического лица, от которого оно может приобретать и осуществлять свои права и нести обязанности (т. е. выступать в гражданском обороте, а также быть истцом и ответчиком в суде), является его наименование, а для коммерческих организаций – фирменное наименование, указываемое в учредительных документах и содержащее сведения об организационно-правовой форме. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами (п. 1 ст. 53 ГК). В качестве органов юридического лица выступают лицо (единоличный орган) или группа лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то уполномочий (без доверенности). Юридическое лицо может иметь как один орган (директор, правление и т. п.), так и несколько (например, директор и дирекция, правление и председатель правления), причем они могут также быть и единоличными, и коллегиальными;
4) самостоятельная имущественная ответственность. Этот признак юридического лица выражается в том, что, имея обособленное имущество, данное лицо отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Пределы использования имущества для погашения требований кредиторов, а также условия и порядок субсидиарной (дополнительной) ответственности иных лиц по обязательствам отдельных юридических лиц устанавливаются законом.
Правоспособность юридического лица. Юридическое лицо обладает правоспособностью, т. е. может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. В науке гражданского права принято различать общую и специальную правоспособность. Общая (универсальная) правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Именно такой правоспособностью прежде всего обладают граждане Российской Федерации. Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах. Анализ ст. 49 ГК показывает, что общей для всех юридических лиц является специальная правоспособность, при этом универсальная правоспособность носит характер исключения из правила и действует лишь в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).
Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходима не только правоспособность, но и дееспособность. В отличие от граждан, у юридических лиц право– и дееспособность возникают и прекращаются одновременно. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.
Лицензирование деятельности юридического лица. Как правило, коммерческие организации могут заниматься любой не запрещенной законом деятельностью. Однако на некоторые виды деятельности требуется специальное разрешение (лицензия). Порядок лицензирования установлен Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) и постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». Согласно норме ст. 2 Закона о лицензировании лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензируемый вид деятельности – это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Законом о лицензировании. Лицензирование – это мероприятия, связанные, в частности, с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, как и другие субъекты гражданского права, могут участвовать в гражданско-правовых отношениях. Однако их правоспособность обладает рядом особенностей, связанных прежде всего с тем, что они являются главными субъектами публичного права – носителями власти. При этом в частноправовых отношениях, соблюдая такой важный принцип гражданского права, как равенство сторон, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования отказываются от своего особого положения. Согласно п. 1 ст. 124 ГК они участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами началах. И все же, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований по вмешательству в гражданско-правовые отношения достаточно велики.
Характер государства как субъекта гражданского права выражается в том, что хотя оно и является организацией, но, тем не менее, не выступает в гражданском обороте юридическим лицом. Поэтому в российском гражданском праве классификацию субъектов составляют физические, юридические лица и особое лицо – государство. Однако законодатель на государство распространяет нормы, которые определяют участие юридических лиц в гражданских отношениях. Таким образом, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым.
Правоспособность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований не может быть тождественна правоспособности физических и юридических лиц. Это связано с тем, что их правовая природа, с одной стороны, позволяет (или, напротив, не позволяет) Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям приобретать ряд прав, доступных (не доступных) физическим и юридическим лицам и возлагать (не возлагать) некоторые обязанности доступные (или недоступные) физическим и юридическим лицам. Например, государство может приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. Но при этом не может передавать имущество по наследству, иметь свое имя. С другой стороны, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования участвуют в гражданском обороте в целях наиболее эффективного отправления публичной власти, а не для удовлетворения своих частных интересов. Эти цели и предопределяют правоспособность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК).
Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Под муниципальными образованиями понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК). В роли таких органов могут выступать представительный орган местного самоуправления, выборный глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местного самоуправления.
Особенности гражданского патронажа
Гражданский патронаж представляет собой оказание систематической помощи больным и престарелым людям, не способным обслуживать себя самостоятельно. Такие услуги могут предоставляться бесплатно или за деньги.
В первом случае, помощника должно найти государство. Это может быть любой человек, например, родственник нуждающегося в уходе, прошедший процедуру проверки органами опеки.
ВНИМАНИЕ! Помощник нуждающегося гражданина не приобретает материальных прав в отношении него. Он обязан действовать в интересах подопечного, но может распоряжаться его деньгами и имуществом только на основании заключенного договора.
В случае отказа органов опеки, гражданин или его родственники могут обратиться в частную коммерческую организацию. Например, осуществлением ухода на дому занимается патронажная служба. Кроме того, существует множество частных пансионатов для больных и престарелых.
В соответствии с российским законодательством, патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами – это форма обеспечения. Если опекунство оформляется над несовершеннолетними, то попечительство устанавливается в судебном порядке над недееспособными. В патронажной помощи нуждаются люди, которые, являясь дееспособными, не могут полноценно осуществлять свои законные права и обязанности. Из-за состояния здоровья появляются проблемы при осуществлении бытовых нужд, а также при участии в гражданско-правовых отношениях. Патронажная помощь оказывается в случаях:
- Потери способности передвижения без посторонней помощи.
- Наличия физического увечья или болезни, ограничивающих способность самостоятельного обслуживания.
- Инвалидность (отсутствие слуха, зрения).
- Престарелый возраст.
Они состоят в следующем:
- Данная разновидность опеки действует не на всей территории РФ, а исключительно в регионах, в которых после 1.09.2008 г. издавались или переиздавались законодательные акты по регулированию создания патронатных семей. Примером являются Московская область с Пермским краем.
- В семью патронатного воспитателя помещают и детей, когда они нуждаются в реабилитации в семье или им временно требуется замещающая семья.
- Требования к кандидатам являются менее жесткими, нежели во время усыновления, но более строгими, чем при обычной опеке.
- Патронатный воспитатель должен проходить специальное обучение.
- Соглашение может включать разовые выплаты, дополнительные льготы. Но может предусматривать и некоторые ограничения.
- Предусматривается работа в соответствии с планами, диктуемыми органами опеки. Над воспитателем устанавливается строгий контроль, он детально отчитывается за расходование средств, получаемых на детей.
- Контакты с родителями и другими родственниками ребенка обычно считаются обязательными, они регламентируются соглашением сторон.
Далее будет изучено и второе из рассматриваемых понятий.
Назначается помощник по закрепленному законодательством порядку. Первоначально человек обязан прийти в органы опеки с заявлением, описывающим острую нужду в помощнике. Подтверждаются слова заключением лечащего врача. Представители органов опеки оценят основания для оформления патронажа и в случае одобрения поступят по общепринятому алгоритму действий:
- Согласно 41 ст. ГК РФ выбор помощника должен быть осуществлен не позднее 30 дней с момента поступления заявления. В первую очередь выбирается попечитель среди родственников. Затем рассматриваются кандидатуры посторонних людей, подходящих по требованиям.
- Если есть желающий присматривать за пожилым человеком, то он обязан собрать требуемый пакет документов и написать заявление в органы опеки. Обычно самостоятельно выдвигают кандидатуры родственники или друзья.
- После одобрения кандидата для выполнения патронажа органы опеки в письменном виде оповещают о принятом решении заявителя. Затем готовятся соответствующие документы. Копии их предоставляются пожилому человеку и выбранному помощнику.
- Последним шагом является заключение договора между попечителем и подопечным. В нем описываются все нюансы, касающиеся предоставляемой помощи.
Оценивать эффективность патронажа обязаны органы опеки. При недобросовестном выполнении поручений договор расторгается.
Порядок прекращения патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином
Цель социального патронажа – это помощь дееспособному лицу при совершении им любых юридических действий, которые он не может совершить самостоятельно.
Тем не менее, патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами прекращается по разным причинам.
Основания для прекращения социального патронажа содержит Гражданский кодекс РФ. Чаще всего это происходит из-за того, что заканчивается тот или иной договор, заключенный между сторонами, так как цель попечительства исчезает. Или патронаж прекращает сам гражданин по своим личным причинам. Автоматически прекращение происходит из-за смерти подопечного.
Существует установленный порядок прекращения социального патронажа. Муниципалитет в этом случае обязан осуществить оформление постановления. Его обязательно подшивают к наблюдательному делу. Но постановление не нужно оформлять, если патронаж прекратился из-за смерти гражданина, который в нем нуждался. В этой ситуации патронаж аннулируется в течение 3 дней.
Патронаж – это отличный способ помочь людям, которые не могут самостоятельно защищать своим права и способности, оставаясь при этом дееспособными. Государство идет навстречу тем, кто собирается взять под такую опеку граждан.
Договор о патронаже пожилого человека образец
Согласно Гражданскому кодексу РФ, регулирующего форму предоставляемого опекунства, человек преклонного возраста (в том числе, ветеран), может получить или полное опекунство, или рассчитывать на патронаж.
Полную опеку назначают тогда, когда гражданин не в состоянии лично позаботиться о себе, выполнять даже самые простые действия по уходу за собой.
Обычно такой человек медицинской комиссией, выносящей соответствующее заключение, признается недееспособным.
Но, есть и некоторые исключения. Полная опека может даваться и без медицинских на то показаний над гражданином, возраст которого старше 80 лет. В таком случае установление недееспособности не потребуется.
Рекомендуем прочесть: Когда человек не выходит из отпуска хочет увольняться
Какие обязанности возлагаются на плечи опекуна, назначенного органом опеки? Ему будет необходимо выполнять полный уход за недееспособным, получать его пенсию и пособия, распоряжаясь средствами только в его интересах, оплачивать коммунальные услуги за опекаемого.
Все права и обязанности опекуна, полагающиеся ему льготы предусмотрены нормативами Гражданского кодекса и Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».
Официально назначенный опекун может проживать отдельно или со своим подопечным, если возникла такая необходимость. Для этого помощнику нужно получить разрешения органов опеки. Оно может предоставляться в двух случаях: если у опекуна нет своего жилья в том населенном пункте, где проживает подопечный, или если подопечный переезжает в жилище своего помощника.
Второе, кстати, практикуется гораздо чаще. Так как
Для организации патронажа, нуждающееся лицо должно обратиться в управление министерства социального развития населения. Гражданин предоставляет заявление о назначении помощника и пакет документов:
- Документ, удостоверяющий личность (копия);
- Справку с места жительства или с места регистрации;
- Полис медицинского обязательного страхования;
- Страховое свидетельство;
- Пенсионное удостоверение (при наличии);
- Справку об инвалидности, о назначении индивидуальной программы реабилитации.
Заявитель вправе указать в заявлении потенциального помощника. Если таковой отсутствует, то органы попечительства самостоятельно подбирают кандидатов в помощники.
Требования к помощникам:
- совершеннолетие;
- дееспособность;
- добросовестность.
Пакет документов, предоставляемых помощником:
- Согласие в письменном виде.
- Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
- Справка с места работы/учебы, содержащая информацию о командировках и сфере деятельности.
- Справка о состоянии здоровья.
В течение месяца со дня приема заявления органы опеки предоставляют решение, в соответствии со статьей 41 ГК РФ.
Помощь может быть оформлена как на безвозмездной, так и на платной основе. Патронат беспомощного гражданина оплачивается из доходов патронируемого. Если у гражданина отсутствуют средства на оплату помощника, материальное обеспечение осуществляется за счет средств органов опеки и попечительства, социальных фондов. Для этого проводится анализ материальных и бытовых условий заявителя. Между помощником и лицом, нуждающимся в помощи, заключается договор о патронаже. Договором регламентируется:
- Оплата счетов патронируемого.
- Порядок распоряжения имуществом по воле подопечного.
- Обеспечение других потребностей.
- Порядок контроля органами опеки добросовестного исполнения помощником своих обязательств.
- Предоставление отчетности помощника.
- Защита имущественных прав патронируемого лица.
Все сделки, связанные с имуществом беспомощного гражданина, проходят нотариальное удостоверение и требуют разрешения органов опеки. Безопасность имущественных отношений регламентирует статья 41 ГК РФ.
Задача муниципальных органов – обеспечить безопасность беспомощных граждан. Для этого осуществляется строгий отбор кандидатов в помощники. Прекращение договора происходит в одностороннем порядке, на основании заявления:
- помощника;
- патронируемого лица;
- органов опеки;
- прокурора.
В случае смерти патронируемого или помощника договор автоматически утрачивает силу. Дальнейшее оформление (для любой из сторон) происходит заново.
Отсрочка от армии на основании наличия патронажных обязательств
Начиная с 2008 года призывники, выполняющие обязанности опекунов, имеют право на отсрочку от призыва. Речь идет об опеке над родной сестрой или братом, которым на момент получения повестки не исполнилось 14 лет. Такое случается при потере родителей или аннулировании их родительских прав. В случае с иными подопечными отсрочка не предоставляется. Кроме того, данное правило неактуально, если в семье есть люди, обязанные содержать брата или сестру призывника.
Попечителям, как и опекунам, дается отсрочка от армии на идентичных условиях. Однако если призывник был опекуном биологического брата или сестры, то по достижению ими 14 лет ему необходимо обратиться в органы опеки для изменения статуса. Во время прохождения медицинской комиссии, подтверждающей пригодность юноши к службе в вооруженных силах, с собой необходимо иметь заранее подготовленный пакет документов:
- Справка о составе семьи.
- Документы (паспорт, свидетельство о рождении), удостоверяющие личность опекуна (попечителя) и подопечного.
- Свидетельство, выданное органами опеки и подтверждающее право на опекунство или попечительство.
- Доказательства, что прочие члены семьи не могут заботиться о брате или сестре призывника.
Изучив представленные документы, комиссия может дать отсрочку сроком на 1 год. Затем предстоит повторно проходить процедуру.
Законом также предусмотрена отсрочка от армии, если у призывника в семье есть люди, которым нужен постоянный уход. Подобное основание становится актуальным при отсутствии прочих родственников, способных заботиться о больном, и наличии документального подтверждения данного обстоятельства, например, справка из МСЭ. Комиссия учтет тяжелую жизненную ситуацию парня и предоставит годовую отсрочку, после которой необходимо вновь собирать документы.
Что такое патронаж и его виды
Понятие патронаж раскрывается законодателем в ст. 41 ГК РФ. Оно подразумевает оказание условно бесплатной бытовой помощи дееспособным гражданам, которые в силу возраста или особенностей здоровья не могут самостоятельно решить текущие личные вопросы, отстоять права и исполнить обязанности.
Стороны вправе заключить договор поручения без вознаграждения. Но в большинстве случаев такая помощь безусловно носит материальную подоплеку, так как законодательством не запрещено заключать договоры, в условиях которых предусматривается вознаграждение помощника в имущественном или денежном эквиваленте.
Чтобы получить социального помощника, нуждающийся в уходе человек вправе обратиться в органы соцзащиты. Заявление рассматривается в десятидневный срок. При положительном решении, в течение месяца государство обязано найти помощника для заявителя.
Этот вид патронажных отношений подразумевает безвозмездность со стороны государства. На практике определение понятия шире, так как существуют коммерческие формы патронажных взаимоотношений. Например, получив отказ соцзащиты, гражданин вправе заключить договор с патронажной службой, оказывающей те же услуги за деньги.
Кроме того, данное понятие используется в служебных инструкциях для медицинского персонала. По распоряжению Минздрава, поликлиники обязаны помогать беременным женщинам и новорожденным детям, контролируя условия жизни этих лиц.
Таким образом, патронаж бывает:
- Социальный.
- Коммерческий.
- Медицинский.
В каких случаях прекращаются опека, попечительство и патронаж?
Особая забота и защита, предлагаемые государством в отношении несовершеннолетнего или недееспособного гражданина, могут быть прекращены. Причиной этому служат несколько случаев, установленных законом, которые происходят без непосредственного участия опекуна/попечителя. Кратко о них:
- достижение подопечным 14 лет (тогда статус опеки меняется на попечительство);
- вступление в зарегистрированный брак;
- возвращение ребенка к родителям;
- смерть кого-либо из участников отношений;
- истечение срока опекунства, если таковой был указан в акте при установлении опеки;
- перемещение подопечного в специализированное учреждение.
Патронат, как форма заботы над дееспособным совершеннолетним человеком, чаще всего прекращается из-за утраты доверия со стороны государственных органов соцзащиты, в связи с серьезным недугом или смертью, а также в связи с нарушением взаимосвязи с помощником. Для расторжения патронатной связи требуется лишь письменный отказ или просьба замены попечителя.
Обязанности помощника
Деятельность помощника дееспособного лица не подлежит никакому вознаграждению. Тем не менее, в некоторых случаях законодательство это предусматривает. Главной обязанностью всех патронов является защита интересов и прав своих подопечных. А так как эти лица имеют серьезные проблемы со здоровьем, то помощники обязаны обеспечивать их необходимым лечением.
Патрон обязан оказывать помощь подопечному при совершении им различных действий, направленных на защиту прав или выполнение обязанностей. Кроме этого, в компетенции помощника находится защита подопечного от недобросовестных третьих лиц. Патрон должен всегда поддерживать связь с уполномоченным органом власти, сообщая о важных изменениях в своей жизни и жизни подопечного.
Например, обязательно следует сообщить о смене места жительства и т. д. В этом случае муниципалитет обязан сообщить по месту переезда подопечного о необходимости вести контроль. Туда обязательно передается и наблюдательное дело.