Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое эффективный контракт в образовании». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При составлении обычного трудового договора обязанности работника утверждены должностной инструкцией, а условия о стимулирующих выплатах — локальным нормативным актом организации. Минтруд рекомендует при оформлении эффективного контракта не ограничиваться отсылкой к приказу о компенсационных и стимулирующих выплатах, а прописывать их непосредственно в документе вместе с критериями производительности труда. Эти критерии необходимо оценивать в баллах, процентах и т. п. Важно помнить, что переход на эффективный контракт в образовании означает, что работник будет получать гарантированно только должностной оклад (ставку), а все остальные стимулирующие выплаты будут начисляться только при соответствии его работы принятым в образовательном учреждении показателям эффективности труда.
Структура и функции эффективного контракта
Структура документа будет выглядеть так:
- Место работы. Если учитель трудится в филиале, представительстве либо другом обособленном подразделении, следует записать как адрес основного учреждения, так и наименование подразделения с его местоположением.
- Трудовая функция (с указанием квалификации, должности и специальности).
- Условия оплаты труда.
- Режим труда и отдыха.
- Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска.
- Меры социальной поддержки.
- Иные условия, обусловленные спецификой работы образовательной организации.
Основные проблемы при переходе на эффективный контракт.
В Экспертном докладе НИУ ВШЭ «Эффективный контракт для профессионалов социальной сферы: тренды, потенциал, решения»[2] (далее – Экспертный доклад) проведен анализ выявленных при внедрении эффективного контракта уязвимостей. В частности, в Экспертном докладе отмечено, что на практике стали формироваться модели оплаты труда, которые слабо увязаны с качеством работы учреждения и его сотрудников, а рост заработной платы порой происходит за счет увеличения нагрузки и снижения качества услуг.
Как оказалось, сложной задачей стал поиск адекватных показателей, принципов, критериев стимулирования. В учреждениях частично были скорректированы «показатели стимулирования», которые начали называться «показатели эффективности». В большей степени закрепился индивидуальный характер материального стимулирования, а механизмы поощрения коллективов и объективные показатели результативности и качества работы не были сформированы. Крайне медленно выстраивается увязка эффективного контракта с системой независимой оценки качества услуг и учет результатов этой оценки в оплате труда.
Порядок заключения эффективного контракта
Как же осуществить переход на эффективный контракт в образовании? Порядок установлен Приказом Минтруда № 167н. Он предусматривает следующие действия.
- Если педагог работает у нанимателя впервые, с ним заключается трудовой договор по форме, установленной в приложении к Постановлению 2190-р.
- В отношении уже работающих в учреждении педагогов порядок действия работодателя следующий:
- создать комиссию по переходу на новую систему;
- проанализировать с помощью комиссии действующие трудовые договоры на соответствие требованиям, установленным действующим законодательством;
- разработать (силами комиссии) критерии, позволяющие оценить эффективность работы педагогов;
- провести разъяснительную беседу о переходе на новые условия труда;
- привлечь к работе профсоюз организации, с учетом мнения которого разработать локальные акты, касающиеся системы оплаты;
- внести изменения в положение об оплате, учитывающее разработанные комиссией критерии;
- утвердить положение об эффективном договоре с преподавателями;
- предупредить работников в письменной форме об изменении условий труда не меньше чем за два месяца;
- заключить с работниками дополнительные соглашения, изменяющие установленные ранее условия оплаты;
- внести изменения в должностные инструкции сотрудников.
Первые шаги к эффективности и нормативная база
Существует целый перечень нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться при разработке и внедрении эффективного контракта, например:
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597;
- государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р;
- программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р;
- приказ Минтруда России № 167н от 26.04.2013;
- письмо Минобрнауки России от 20.06.2013 № АП-1073/02 (показатели эффективности в образовательных учреждениях).
Кроме того, применяются НПА подведомственных государственных, муниципальных учреждений образования, утвержденные органами местного самоуправления для конкретных случаев и отраслей образования. Важно понимать, что любая образовательная организация должна привести свою деятельность в соответствие с новыми условиями, то есть:
- Исключить стимулирующие выплаты за показатели, которые носят неопределенный характер. Поэтому в трудовых договорах не должно быть размытых формулировок по типу «добросовестное выполнение обязанностей».
- Не считать стимулирующими выплаты, которые фактически являются гарантированной частью заработной платы.
- Разделить фонд оплаты труда, установленный в организации, на две части: гарантированную (должностной оклад) и стимулирующую (оплата за выдающуюся результативность).
- Утвердить показатели эффективности для педагогов.
Для исполнения последнего пункта нужно применять рекомендации Минобразования из письма № АП-1073/02. В частности, в эффективный контракт с учителем могут быть включены следующие показатели:
Действия педагогов | Показатели эффективности |
Реализация внеурочных проектов с учениками (экскурсии, дистанционные образовательные проекты, кружки и секции) | Количество организованных мероприятий с охватом не менее 5 учеников |
Организация системных исследований, мониторинга индивидуальных достижений учащихся | Ведение и контроль за портфолио индивидуальных достижений учеников |
Динамика индивидуальных образовательных результатов учеников (по результатам контрольных и аттестации) |
|
Организация совместных мероприятий с родителями учеников | Число мероприятий, проведенных совместно с родителями |
Участие учеников в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и др. | Число участников на уровне школы, района, города, области, страны |
Участие в коллективных педагогических проектах, научно-методической работе | Выступления на педсоветах, семинарах, конференциях, количество публикаций и т. п. |
Участие в разработке и реализации основной образовательной программы | Участие в разработке раздела, подпрограммы, создание авторского курса |
Реализация укрепляющего здоровье образовательного пространства | Число физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, отсутствие замечаний по соблюдению СанПиН |
Работа с детьми из неблагополучных семей | Ученики из неблагополучных семей, вовлеченные в общественную жизнь класса, школы, их участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах |
Создание элементов образовательной инфраструктуры | Оборудование учебного кабинета, направленное на повышение качества образования |
Выбор конкретных пунктов зависит от квалификации учителя, его стажа и направления деятельности. Поэтому рассмотрим внимательнее образец эффективного контракта с учителем школы.
Что такое эффективный контракт с педагогом
Термин был введен пять лет назад после принятия Программы совершенствования системы оплаты труда в бюджетных учреждениях, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р. Согласно этим документам, работодатели бюджетного сектора экономики обязаны заключить со всеми сотрудниками (в том числе — с педагогическими работниками) эффективные договоры до 2021 года.
В сфере образования переход на новую систему оплаты труда призван обеспечить конкурентоспособный уровень зарплаты педагогических работников. Перед образовательным учреждением ставятся следующие многоплановые задачи:
- отказ от стимулирующих выплат за показатели, которые носят неопределенный характер (например, «добросовестное выполнение трудовых обязанностей»), и замена их на измеримые показатели;
- исключения из числа стимулирующих выплат, которые традиционно расцениваются как гарантированная часть зарплаты педагога;
- разграничение ФОТ на гарантированную (должностной оклад) и стимулирующую части (оплата за особую результативность и эффективность).
Понятие эффективного контракта
Согласно Программе «Развитие образования» эффективные трудовые отношения образовательного учреждения с педагогом должны основываться:
- на наличии у учреждения государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы;
- на системе оценки эффективности деятельности работника (на совокупности показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество);
- на системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда;
- на системе нормирования труда работника;
- на подробной конкретизации в трудовых договорах должностных обязанностей работника, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда с учетом отраслевой специфики.
Рекомендации к эффективному контракту с педагогом
В контракт включают пункты, оговаривающие:
- длительность основного отпуска;
- предусмотренные трудовым законодательством меры соцподдержки;
- конкретные должностные обязанности;
- наименование должности в соответствии с формулировками в Едином квалификационном справочнике должностей при совпадении должностных обязанностей сотрудника с предусмотренными в справочнике;
- применение определенных стимулирующих и компенсационных выплат (за интенсивность, качество выполняемой работы, стажевые и премиальные выплаты, выплаты за тяжелый труд, в местах с особым климатом, в условиях, отличающихся от нормальных, доплаты за работу с информацией, являющейся гостайной);
- размер доплаты при выполнении дополнительной работы.
Все условия оговариваются в понятной для сотрудника форме.
Трудовой договор (эффективный контракт) в образовательных организациях общего образования
По материалам сайта реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предписано Правительству РФ обеспечить увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза; доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе; доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе; доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, повышение к 2018 году средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе. Реализация Указа может быть достигнута с помощью введения так называемого «эффективного контракта» с работником.
Трудовой договор с педагогом дополнительного образования (включая старшего) образовательного учреждения
Термин был введен пять лет назад после принятия Программы совершенствования системы оплаты труда в бюджетных учреждениях, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р. Согласно этим документам, работодатели бюджетного сектора экономики обязаны заключить со всеми сотрудниками (в том числе — с педагогическими работниками) эффективные договоры до 2019 года.
В сфере образования переход на новую систему оплаты труда призван обеспечить конкурентоспособный уровень зарплаты педагогических работников. Перед образовательным учреждением ставятся следующие многоплановые задачи:
- отказ от стимулирующих выплат за показатели, которые носят неопределенный характер (например, «добросовестное выполнение трудовых обязанностей»), и замена их на измеримые показатели;
- исключения из числа стимулирующих выплат, которые традиционно расцениваются как гарантированная часть зарплаты педагога;
- разграничение ФОТ на гарантированную (должностной оклад) и стимулирующую части (оплата за особую результативность и эффективность).
Возможен ли эффективный контракт с контрактным управляющим
Эффективный контракт — это новый вид трудового договора, в котором более конкретно оговариваются обязанности работника, зарплата, критерии оценки эффективности его труда и размер стимулирующих выплат. Разберемся, возможно ли применить эффективный трудовой договор для работников контрактной службы и как это сделать уже сейчас.
Понятие эффективного контракта появилось в обиходе госучреждений шесть лет назад вместе с Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, в котором принята «Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы» (Программа).
Согласно разделу VI, данная Программа сейчас находится на последнем, III этапе (2016-2018 годы) и предписывает завершить работы по заключению с работниками таких трудовых договоров, которые обеспечат эффективную работу.
Это означает, что со всеми сотрудниками государственных организаций до 2020 года обязательно должны быть заключены такие контракты, и контрактные управляющие (КУ) не являются исключением.
Что считать эффективным контрактом для бюджетника
Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях на 2012–2018 годы определяет, что эффективный контракт в бюджетном учреждении — это трудовой договор с работником, в котором четко обозначены его должностные обязанности, все условия по оплате труда, показатели и критерии оценки эффективности его работы, условия получения премий, а также меры социальной поддержки. Таким образом, оплату труда в бюджетной сфере эффективный контракт связывает с результатами работы как конкретного работника, так и бюджетной организации в целом.
Эффективные контракты для бюджетников применяются в федеральных государственных учреждениях, а также заключаются с работниками государственных и муниципальных учреждений субъектов Российской Федерации.
В договоре для каждой должности требуется конкретизировать:
- обязанности;
- показатели и критерии оценки эффективности деятельности;
- зарплата;
- дополнительные поощрения за достижения.
Рекомендуется также учитывать и нормативные акты (а при отсутствии разработать их), которые определяют:
- систему оплаты труда (должностные оклады, ставки заработной платы, доплаты, надбавки и пр.);
- систему нормирования труда;
- условия труда по итогам проведения специальной оценки;
- режим рабочего времени;
- штатное расписание;
- условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы).
Основная проблема при введении такого соглашения связана с тем, что нужно разработать понятные показатели результатов работы, которые можно легко измерить. Также нужно выстроить универсальную систему требований ко всем работникам, она должна вытекать из требований к деятельности самой бюджетной организации. Эти требования предусмотрены в государственном и муниципальном задании и иных подобных документах.
Если этого не сделать, получится обычный трудовой договор, только очень объемный. Он не обеспечит желаемой эффективности.
Понятие эффективного контракта с учителем
Общая формулировка «эффективный учительский контракт», нашла свое отражение в утвержденной правительством РФ в конце 2012 года Программе совершенствования системы оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы. С юридической точки зрения, это обычный трудовой договор, предусмотренный общими нормами трудового законодательства. Правда, в этом случае присутствует конкретизация отдельных условий, в частности:
- четко устанавливаются обязанности для учителя (какие функции ему придется выполнять);
- детализируются условия его заработной платы и дополнительных стимулирующих выплат, а также меры конкретной социальной поддержки;
- устанавливаются четкие критерии оценки эффективной деятельности педагога в занимаемой должности;
- дополнительные стимулирующие выплаты становятся не нормой, а зависят от выполнения заложенных в трудовом договоре показателей эффективности.
Из этого следует, что уровень реального дохода в виде заработной платы педагога уже не является фиксированной величиной. Чтобы получить достойную заработную плату, а не голый оклад, придется проявить все свои таланты, инициативу, творческий подход. Все это включается в двусторонний трудовой контракт и является обязательным условием как для администрации, так и для педагога.
Порядок составления и образец эффективного контракта учителя
Переход на новые варианты контрактов завершился к 2020 году. На них распространяются требования для трудового договора согласно ТК РФ. В Распоряжении Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р предусмотрена типовая форма подобного документа, которая может применяться школами для оформления трудовых отношений с преподавателями. В соответствии со ст. 57 ТК РФ в эффективном контракте учителя указывают:
- Данные успешного кандидата и нанимателя (ФИО, наименование школы, должность и ФИО представляющего ее руководителя, реквизиты документов, удостоверяющих их личности);
- ИНН работодателя;
- Место и дату заключения договора;
- Идентификационные сведения о рабочем месте;
- Перечень обязанностей трудящегося;
- Дату начала сотрудничества;
- Условия начисления заработной платы;
- Сведения о режиме времени работы и отдыха;
- Описание условий в месте выполнения трудовых функций;
- Данные об обязательном соцстраховании;
- Иные сведения, предусмотренные законодательством.
При составлении контракта для школы госучреждения обязаны руководствовать профстандартом для педагога утв. Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н. Примерная структура эффективного контракта преподавателя:
- Сведения о работнике и работодателе;
- Предмет трудового договора, с указанием должности, отдела, даты, когда соискатель приступает к работе, условий в месте выполнения функций, сведений об испытании. Если обязанности работника описана в должностной инструкции, необходима ссылка на нее;
- Права и обязанности работника;
- Права и обязанности работодателя;
- Оплата труда, здесь необходимо охарактеризовать форму оплаты, составные части заработка и критерии для их начисления;
- Рабочее время и время отдыха;
- Заключительные положения.
Введение эффективного контракта определено:
- Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597.
- Государственной программой «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р.
- Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р.
- Приказом Минтруда России № 167н от 26.04.2013.
- Письмом Минобрнауки России от 20.06.2013 № АП-1073/02, которое содержит информацию о показателях эффективности в образовательных учреждениях.
- Показателями эффективности деятельности подведомственных государственных, муниципальных учреждений образования, утвержденными органами местного самоуправления.