Запрет сброса сточных вод на рельеф: ответственность и штрафы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Запрет сброса сточных вод на рельеф: ответственность и штрафы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При составлении проекта промышленного или жилого объекта возникает вопрос, куда отводить сточные воды. Поскольку сброс на рельеф невозможен, необходимо обустраивать систему переработки сточных вод. Частью переработки или конечным ее звеном являются водные источники, куда в итоге идут переработанные стоки.

Приказ Росприроднадзора от 17.08.2020 N 1022

Сброс сточных вод на рельеф в современных условиях может осуществляться согласно следующей общей схеме.

Бытовые и промышленные стоки должны быть обработаны с применением оборудования, предназначенного для очистки:

  • механической,
  • биологической.

Проект нормативно допустимых сбросов разрабатывается в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • Водного кодекса Российской Федерации;
  • Налогового кодекса Российской Федерации (части второй);
  • Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370»;
  • Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»;
  • Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 марта 2007 г. № 56 «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование»;
  • Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».

Инвентаризация источников образования и сброса сточных вод Первоначально наши экологи проводят инвентаризация источников образования и сброса сточных вод, а также сбор всех исходных данных. При этом определяются способы отведения сточных вод с территории, наличие ливневой канализации и очистных сооружений, пути отведения хозяйственно-бытовых сточных вод.

На этом этапе выявляются водоохранные ограничения в районе расположения исследуемого объекта (зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, водоохранные зоны водных объектов).

Разработка проекта НДС.На втором этапе экологии производят:

  1. расчет величин НДС, включающий расчет объема сточных вод предприятия и определение количества загрязняющих веществ и микроорганизмов, допустимых к сбросу;
  2. выполняют расчёт нормативов допустимых сбросов;
  3. разрабатывают план экологического контроля;
  4. оформляют проект в соответствии с установленными формой и требованиями.

При превышении фактических показателей сброса сточных вод над разработанными НДС разрабатывается и проходит согласование совместно с НДС План снижения (мероприятия) сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, направленный на снижение негативного влияния сточных вод на водный объект и достижение разработанных НДС.

Отведение сточных вод на рельеф, если уровень грунтовых вод средний

Стоки вначале подвергаются биологической очистке, а затем поступают на доочистку в фильтрующую траншею или песчано-гравийный фильтр. Фильтр делается в виде трехслойного пирога. Первый слой составляет сеть из оросительных труб, под ней располагается система дренажных труб, которая в точности повторяет контуры предыдущей сети. Между ними располагается песчано-гравийная фильтрующая начинка, имеющая толщину в один метр.

Конструктивно такие фильтры устраиваются или как сеть, которая выглядит как коллектор с поперечными трубами, или же, как траншея. Ее вид зависит от того, какую конфигурацию имеет незанятая площадь на участке. Длина траншеи напрямую зависит от того, какого объема сточные воды. Нагрузка же равняется примерно стам литрам за сутки на метр трубы.

Согласование точки сброса очищенных сточных вод

При проектировании и дальнейшей эксплуатации очистных сооружений возникает вопрос: куда отводить очищенную воду? В настоящее время по Российскому законодательству сброс очищенных сточных вод на рельеф (грунт) запрещен. В связи с этим для отведения очищенного стока используют ближайшие водные объекты: реки, ручьи, озера, пруды и т.д.

Заботясь об охране окружающей среды и соблюдении качества воды, государство строго регламентирует нормы предельно допустимых значений сбросов и требует от предприятий и организаций расчета и согласования в надзорных инстанциях точки сброса сточных вод (водный источник).

Такими надзорными инстанциями являются: Департамент Росприроднадзора и территориальное управление Росрыболовства. Расчет и согласование точки сброса – это многоэтапный процесс. Проект для сброса сточных вод (проект обоснования точки сброса) определяет возможность использования данного водного объекта для сброса сточной воды и представляет собой технический отчет, включающий в себя следующие этапы:

  • Оценка расстояния от очистных сооружений до водного объекта и экономической составляющей прокладки сети трубопровода;
  • Получение выписки из водного реестра о водном объекте, на основании которой формируется информация по состоянию водного объекта и фактической цели его использования;
  • Гидрологическая характеристика водного объекта (оценивается возможность принятия необходимого количества очищенного стока водным объектом);
  • Обследование состояния берега и бассейна водного объекта для строительства водовыпускного устройства (оголовка);
  • Получение Рыбохозяйственной характеристики водного объекта;
  • Сбор информации о том относится ли водный объект к источникам водоснабжения и определение зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, в которую попадает проектируемая точка сброса;
  • Получение информации о том является ли водный объект притоком первого порядка источника питьевого водоснабжения;
  • Оценка возможного воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.

Согласование точки сброса требуется при проектировании и строительстве очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации, ливневых и промышленных стоков. Согласование точек сброса является одной из необходимых стадий при получении разрешения на сброс. Срок разработки и получения согласований — до 3-х месяцев с момента предоставления всех необходимых материалов (исходных данных).

Документы для получения согласования в Росприроднадзоре:

  • Заявление о согласовании точки сброса;
  • Разделы проектной документации «Технологические решения» и «пояснительная записка», разработанные в соответствии с Постановлением Правительства РВ от 16.02.2008 №87 « О составе разделов проектной документации»;
  • Рыбохозяйственная характеристика водного объекта;
  • Справки «Климатическая характеристика», «Фоновые концентрации в атмосферном воздухе», «Гидрологическая характеристика водного объекта», «Фоновые концентрации водного объекта» из ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» ;
  • Разрешительные документы от производителя на очистные сооружения (Декларация, Сертификат соответствия ТУ, Паспорт и Инструкция по эксплуатации);
  • Проект для сброса сточных вод (проект обоснования точки сброса).

Сброс сточных вод на рельеф местности. Судебная практика

Ситуация: Юридическое лицо эксплуатируют и обслуживают канализационные сети поселка (находятся на балансе городского поселения), к которым подключены бесхозные сети канализации. Канализационные сети являются неотъемлемой частью системы инженерных сетей водоотведения. Очистка сточных вод не осуществляется. Сброс сточных вод в водный объект отсутствует.

Читайте также:  Как оформить пенсию и выплаты по смерти кормильца

Контролирующими органами был установлен факт заболачивания почвы земельного участка в результате сброса стоков на рельеф местности.

Вопрос: Юридическое лицо привлекают к административной ответственности. Законно ли?

Суд решил: Прием бытовых сточных вод от абонентов поселка осуществляется в канализационную сеть, состоящую на балансе Администрации городского округа. Через канализационную насосную станцию стоки поступают в напорный канализационный коллектор. Балансодержателем канализационной сети, канализационной насосной станции и части напорного канализационного коллектора является Администрация городского округа. Согласно договорам объекты коммунальной инфраструктуры и напорный коллектор канализации переданы во временное владение и пользование юридическому лицу. При этом здания, строения и сооружения очистных сооружений канализации были полностью разрушены и в аренду указанному юридическому лицу не передавались. Администрацией городского округа не решен вопрос об организации водоотведения поселка.

Положение ст. 8 Закона N 416-ФЗ, предусматривает обязанность гарантирующей организации либо организации, осуществляющей эксплуатацию и водоотведение, осуществлять эксплуатацию и водоотведение бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, непосредственно присоединенных к эксплуатируемой канализационной сети — в данном случае не применимо, поскольку отсутствуют доказательства того, что часть канализационной сети , в том числе очистные сооружения в установленном порядке признаны бесхозным объектом централизованной системы канализационных сетей и переданы органом местного самоуправления по передаточному акту организации, осуществляющей водоотведение стоков по эксплуатируемой на основании договора аренды канализационной сети, а именно юридическому лицу.

Следовательно, доказательств того, что у юридического лица имеется обязанность осуществлять эксплуатацию и обслуживание бесхозных канализационных сетей, в том числе очистные сооружения, не имеется.

Согласно ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).

В случае, если бы на балансе не было бесхозных канализационных сетей или передача в эксплуатацию бесхозных канализационных сетей была оформлена должным образом, то ответственность за сброс сточных вод на рельеф местности лежала бы на юридическом лице, обслуживающим указанные канализационные сети.

Потому как:

Юридическое лицо, являясь организацией, осуществляющей водоотведение в поселке, при отведении сточных вод с территории данного поселка допускает нарушение требований ст. ст. 7, 8, 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416 «О водоснабжении и водоотведении»:

  • предприятие эксплуатирует канализационные сети поселка без обеспечения очистки и сброса стоков в водный объект;
  • эксплуатируя канализационные сети поселка, предприятие не производит ремонт и обслуживание подключенных к ним бесхозных сетей.

При этом доказательств принятия юридическим лицом всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, отсутствия возможности и наличия обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению законодательством обязанностей, не установлено и предприятием не представлено.

Как правильно разместить аэрационную установку на участке

Продумывая место размещения аэрационной установки на участке, стоит, прежде всего, учитывать требования, которые содержатся в актуальных СНиПах, СП, СанПиНах. Несмотря на некоторые расхождения между различными нормативами, можно обозначить принципиальные моменты:

  • Минимальное расстояние от очистного сооружения до дома – 5 м, до границы соседнего участка – 1 м (во избежание конфликтов с соседями лучше увеличить это расстояние до 4 м).
  • Аэрационная установка должна находиться не менее чем в 15 м от источника водоснабжения (колодца или скважины), в том числе соседского – при условии, что станция расположена против течения подземных вод. Если же по течению, то не менее чем в 30 м от водозаборного сооружения.
  • Расстояние от аэрационной установки до подземного газопровода определяется давлением в нём. При низком давлении (не выше 0,005 МПа) это расстояние должно быть не менее 1 м (согласно СП 62.13330.2011* «Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002», таблица В.1).
  • Допустимое расстояние между ЛОС и водоёмом в каждом конкретном случае разное. Оно зависит от категории водоёма, его размеров и пр.
  • Действующий «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 03.08.2018) не запрещает устройство локальных очистных сооружений в водоохранной зоне. Но только при условии, что очистка сточных вод будет проходить, «исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса» (статья 65).

На выбор месторасположения аэрационной установки влияет и рельеф участка:

  • ЛОС следует размещать ниже по рельефу относительно источника водоснабжения, чтобы течение подземных вод не было направлено от ЛОС в сторону водозаборного сооружения.
  • Аэрационную установку по возможности следует располагать в той точке участка, где её не затопит талой водой весной.

Выбирая место размещения ЛОС, нужно также учитывать:

  • Где находится вывод канализации из здания.
  • Как будет прокладываться подводящий трубопровод.
  • Каким способом (самотёком или принудительно) и куда будет отводиться очищенная вода от станции.
  • Как будет происходить откачка избыточного ила.

Что же касается отчета

Как уже упоминалось ранее, после того, как был произведен сброс сточных вод на рельеф, нужно предоставлять отчет.

Совет! Для того чтобы сделать такой квартальный отчет, нужно чтобы все главы декларации были заполнены. Также ранее отмечалось, что сдавать его нужно не позднее, чем до десятого числа месяца, следующего за окончанием квартала.

Есть несколько способов сдать отчет. Первый – это просто послать его по почте. Просто вложите в конверт подготовленный отчет, а также опись документов, которые вы предоставляете. Не забудьте в верхнем правом углу указать ценность письма и сделать пометку « с описью».

Отправляя письмо на почте, вы получите квитанцию и опись. Это будет подтверждать факт сдачи отчета.

Также вы можете самостоятельно занести отчет. Правда, как правило, работники не сильно хотят его принимать, так как им нужно будет все записать вручную, что согласитесь, удовольствия не доставит. Именно поэтому они требуют, чтобы отчеты сдавались по средствам электронной почты.

Кстати, это еще один вариант. Данный вариант очень надежен и способен сэкономить вам силы и нервы.

Схема сброса в водоемы

Самый распространенный способ решить проблему отведения промышленных стоков является сброс в близлежащие реки. К получению разрешения на сброс в водоемы предъявляются повышенные требования, учитывается его назначение, особенно если это питьевой источник.

Выпуск промышленных стоков запрещен если:

  • превышен порог количественных показателей;
  • представляется угроза эпидбезопасности населения (нахождение опасных микроорганизмов);
  • барьерная очистка не избавляет от примесей;
  • имеется возможность использования для технических нужд или сельскохозяйственного орошения.

Правила приема стоков в водоотводящую сеть

Прием стоков
Для обеспечения стабильной эксплуатации водоотводящей системы и предотвращения ее разрушения при взаимодействии с негативными веществами, прием стоков происходит с соблюдением определенных правил и требований:

  • допускается поступление стоков в водоотводящую сеть только через устройства-приемники, которые оборудованы гидрозатвором;
  • допускается прием стоков в дождевую сеть через дождеприемники;
  • прием производственных стоков допускается в водоотводящую сеть в том случае, если это не приведет к нарушению сети и сооружений очистки.

При этом, производственные стоки должны:

  • не содержать взвешенных примесей в количестве более 500 мг/л и прочих веществ, засоряющих трубы:
  • не оказывать разрушительного влияния на элементы сооружений и материалы системы;
  • не содержать в составе газообразных веществ и горячих примесей. Способствующих образованию взрывоопасных смесей;
  • не превышать температуру более 40 градусов.
Читайте также:  Выплаты за второго ребенка в 2023 году

Не допускается в водоотводящую сеть сбрасывать сточные воды:

  • с наличием загрязнений минерального происхождения;
  • различные по типу стоки, образующие при смешивании ядовитые газы;
  • содержащие бактериальные загрязнения;
  • необеззараженные используемые воды от птицефабрик и мясокомбинатов;
  • остающиеся после мытья транспортных средств в гаражах (исключение – общесплавная сеть).

Используемые воды, которые поступают в водоотводящую сеть должны быть нейтрализованы и условно-чистыми, показатель очистки которых определяют органы санитарного надзора.

Стоки, которые не удовлетворяют описанным требованиям, должны на местных очистных сооружениях пройти предварительную подготовку.

Сброс сточных вод на рельеф. Почему нельзя

2. Заявителями являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации любые виды хозяйственной и иной деятельности на объектах I категории, приводящей к сбросам веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (далее — Заявители).

8. Государственная услуга по выдаче разрешений на сбросы.

9. Государственная услуга предоставляется территориальными органами Росприроднадзора по месту расположения выпусков сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Территориальные органы Росприроднадзора не вправе требовать от Заявителя осуществление действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации.

10. Результатом предоставления государственной услуги являются:

выдача разрешения на сбросы;

продление разрешения на сбросы;

переоформление разрешения на сбросы;

выдача дубликата разрешения на сбросы;

исправление допущенных при оформлении, продлении срока действия, переоформлении разрешения на сбросы опечаток и ошибок.

11. Выдача разрешения на сбросы, предоставление мотивированного отказа в выдаче разрешения на сбросы осуществляется территориальным органом Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении государственной услуги.

Продление срока действия разрешения на сбросы или предоставление мотивированного отказа в продлении срока действия разрешения на сбросы осуществляется в течение 30 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении государственной услуги.

Переоформление разрешения на сбросы, выдача дубликата разрешения на сбросы осуществляется в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении государственной услуги.

Результат предоставления государственной услуги направляется (выдается) Заявителю в течение 3 рабочих дней со дня его подписания уполномоченным лицом.

Течение срока предоставления государственной услуги может быть приостановлено по основаниям, предусмотренным пунктом 24 Регламента, на срок не более 10 рабочих дней.

Течение срока предоставления государственной услуги приостанавливается со дня принятия территориальным органом Росприроднадзора решения о приостановлении предоставления государственной услуги.

Течение срока предоставления государственной услуги возобновляется:

с момента предоставления Заявителем документов, отсутствие либо ненадлежащее оформление которых послужило основанием для приостановления предоставления государственной услуги;

с момента истечения срока, установленного в уведомлении о приостановлении предоставления государственной услуги и необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют (далее — Уведомление о приостановлении);

с момента поступления в территориальный орган Росприроднадзора информации о невозможности вручения Заявителю Уведомления о приостановлении.

Что же касается отчета

Как уже упоминалось ранее, после того, как был произведен сброс сточных вод на рельеф, нужно предоставлять отчет.

Совет! Для того чтобы сделать такой квартальный отчет, нужно чтобы все главы декларации были заполнены. Также ранее отмечалось, что сдавать его нужно не позднее, чем до десятого числа месяца, следующего за окончанием квартала.

Есть несколько способов сдать отчет. Первый – это просто послать его по почте. Просто вложите в конверт подготовленный отчет, а также опись документов, которые вы предоставляете. Не забудьте в верхнем правом углу указать ценность письма и сделать пометку « с описью».

Отправляя письмо на почте, вы получите квитанцию и опись. Это будет подтверждать факт сдачи отчета.

Также вы можете самостоятельно занести отчет. Правда, как правило, работники не сильно хотят его принимать, так как им нужно будет все записать вручную, что согласитесь, удовольствия не доставит. Именно поэтому они требуют, чтобы отчеты сдавались по средствам электронной почты.

Кстати, это еще один вариант. Данный вариант очень надежен и способен сэкономить вам силы и нервы.

Программа регулярных водных наблюдений

Все организации, претендующие на право пользования водным объектом, в обязательном порядке должны разработать программу регулярных водных наблюдений. Такая программа представляет собой комплекс мероприятий, которые должен выполнять водопользователь для оценки негативного влияния стоков на водоем. В точках, которые были предварительно согласованы, по установленному графику осуществляется забор проб. Результаты такого контроля фиксируются в журнале.

Таким образом, к основным задачам программы регулярных водных наблюдений можно отнести:

  1. Отбор проб и проведение лабораторных исследований, а также документирование результатов исследований.
  2. Осуществление экспертной оценки полученных результатов.
  3. Составление отчетной документации.

Результатом действия этой программы становится оценка качества сбрасываемых стоков, а также постоянное наблюдение за используемым водоемом.

Что такое сброс сточных вод?

Сброс сточных вод – это отведение загрязненной в результате бытовой, хозяйственной или промышленной деятельности человека, воды от места деятельности людей. Сброс сточных вод может производиться в канализационные системы, в водоемы различного назначения и непосредственно на рельеф. При этом, естественно, страдает экология, что недопустимо в соответствии с природоохранным законодательством нашей страны.

В соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Водным кодексом РФ № 74-ФЗ, перед организацией сброса сточных вод в окружающую среду, должен быть проведен комплекс мер по их очищению и контролю химического состава. Законный сброс может проводиться только в том случае, если концентрация опасных химических веществ в воде не превышает предельно допустимые уровни, установленные нормативами государства. Для контроля этих показателей и недопущения загрязнения водоемов и рельефа, для официального сброса сточных вод необходимо обязательно получить соответствующее разрешение в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Специалисты возьмут на себя все хлопоты по разработке и согласованию проекта отведения стоков, и получению разрешения на сброс сточных вод. Наши услуги предполагают проведение такого комплекса мероприятий.

Мероприятия Описание
Анализ деятельности объекта сброса и инвентаризация документации Свою работу наши сотрудники начинают с комплексного анализа процесса образования стоков и изучения всей имеющейся технологической документации. Это позволяет максимально грамотно составить документальные подтверждения безопасности сброса сточных вод для окружающей среды.
Организация лабораторных исследований Далее наши сотрудники привлекут компетентных специалистов для забора и консервации образцов стоков, с дальнейшим проведением лабораторных исследований. Дальнейшие действия специалистов полностью определяются полученными результатами лабораторных исследований образцов.
Разработка и реализация плана по снижению загрязненности стоков Если проведенные исследования показали, что концентрация вредных химических веществ в стоках превышает предельно допустимые уровни, установленные нормативами, специалисты разрабатывают план снижения токсичности. На этом этапе наши сотрудники предлагают заказчику варианты технологической модернизации или установки необходимых очистительных приборов. Это позволяет довести загрязненность сточных вод до приемлемой и безопасной границы.
Согласование точки сброса сточных вод Если исследования показывают, что концентрация загрязнений в стоках соответствует предельно допустимой, сотрудники «Экобезопасность» грамотно оформят всю необходимую документацию, обратятся в территориальное отделение Росприроднадзора и согласуют точку сброса сточных вод.
Получение разрешения на сброс сточных вод в Федеральной службе по экологическому надзору По результатам согласования с территориальными органами Росприроднадзора наши специалисты оформят все необходимые документы для обращения в Федеральную службу по экологическому надзору и получения соответствующего разрешения на сброс сточных вод.

В статье приведен сравнительный анализ положений Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного Приказом Минприроды России от 09.01.2013 № 2, и утратившего силу Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды России от 31.10.2008 № 288.

13 сентября 2013 г. вступил в силу Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденный Приказом Минприроды России от 09.01.2013 № 2 (далее — Административный регламент № 2).

Не секрет, что указанный документ был долгожданным как для действующих, так и для будущих водопользователей, особенно учитывая, что с 14 декабря 2012 г. указанные лица находились в состоянии правового вакуума — в отсутствие утвержденного порядка получения разрешения на сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект (далее — разрешение на сбросы), в т.ч. требований к представляемым в государственные органы документам, необходимым для оформления соответствующего разрешительного документа, оснований для отказа в приеме заявления, а также в выдаче разрешения на сбросы.

Напомним, что ранее регулировавший интересующую нас сферу отношений между государственным органом и водопользователями Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденный Приказом Минприроды России от 31.10.2008 № 288 (далее — Административный регламент № 288), утратил силу в связи со вступлением в силу Приказа Минприроды России от 31.10.2012 № 357 «О признании утратившими силу отдельных приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации».

В связи с появлением нормативного правового акта, направленного на установление обязательной процедуры получения разрешения на сбросы, весьма актуален вопрос, связанный с формированием у водопользователей понимания о качественных изменениях порядка оказания соответствующей государственной услуги в сравнении с порядком, существовавшим в бытность Административного регламента № 288.

Анализ административных регламентов проводился по следующим направлениям:

  1. комплектность представляемых для выдачи разрешения документов;
  2. основания для отказа в приеме заявления;
  3. срок рассмотрения и принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) разрешения;
  4. основания переоформления разрешения;
  5. основания для приостановления действия, аннулирования разрешения;
  6. форма разрешения.

Актуальная тема современного законодательства

На данный момент в действующем законодательстве готовятся изменения, касающиеся охраны окружающей среды. Многие вопросы в них не освещены, поэтому приобрели статус важных и актуальных проблем.

Одной из таких проблем является сброс сточных вод на рельеф.

По ней проходит множество судебных разбирательств и споров.

Во многих случаях природопользователи сбрасывают сточные воды на рельеф на основании разрешения осуществлять такие действия. Возникает спорный момент.

В административном регламенте, ст.5, органов технического надзора, выдающих разрешение на отведение стоков, указано, что хозяйственные субъекты могут осуществлять сброс используемых вод в водные объекты.

Об отведении стоков на рельеф в этом нормативном документе ничего не говорится.

Некоторые контролирующие органы объясняют необходимость получения разрешения на сброс сточных вод на рельеф тем, что в любом случае стоки через землю проникнут в какой-нибудь водный объект.

Необоснованность данного объяснения подтверждается Водным кодексом, ст.2, в котором никаким образом не регламентируется действия, связанные с актуальной проблемой, освещением которой мы и занимаемся в нашей статье.

Помимо этого, если предположить, что действительно сточные воды по рельефу направляются в водоемы, то способов проследить происходящие со стоками качественные и количественные изменения, пока не существует.

Согласно Водному кодексу, водный объект – это водоем, сосредоточение водных масс в котором имеет признаки и форму водного режима.

Очевидно, что никаким образом нельзя приравнивать отвод стоков в водоемы к отводу на рельеф.

Регулируемые виды негативного воздействия на окружающую среду

Сброс загрязняющих веществ, как и другие виды негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС), регулируется Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 31.12.2017; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).

При этом плата за НВОС взимается за следующие его виды (п. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ):

• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

• хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

СЛОВАРЬ

Согласно ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ: • негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; • вред окружающей среде — негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Ранее к видам НВОС относились:

• выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

• загрязнение недр, почв;

• размещение отходов производства и потребления;

• загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными ионизирующими и другими видами физических воздействий;

• иные виды НВОС.

Сегодня из видов НВОС, за которые взимается плата, сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади исключен[1].

Таким образом, сброс на рельеф — это вид негативного воздействия, но обязанность вносить плату за НВОС при сбросе на рельеф законодательно не установлена.

В Водном кодексе Российской Федерации (в ред. от 03.08.2018; далее — ВК РФ) понятие сброса на рельеф (на водосборную площадь) также отсутствует.

В статье 44 ВК РФ для целей сброса сточных вод рассматривается только использование водных объектов. Водный объект — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (п. 4 ст. 1 ВК РФ).

Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти (п. 4 ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ).


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *