Имущественные налоги в 2023 году: как взаимодействовать с налоговиками

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имущественные налоги в 2023 году: как взаимодействовать с налоговиками». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Каждый гражданин, у которого есть участок, вынужден платить государству земельный налог. Рассматриваемый налог на землю платится каждый год. Плательщиками выступают лица, которые пожизненно владеют рассматриваемым участком, могут бессрочно им пользоваться, или в чью собственность рассматриваемая земля входит.

Ставки земельного налога

Налоговая ставка не может превышать 0,3% от кадастровой стоимости участков:

  • расположенных на землях сельхозназначения или в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ и приобретенных для жилищного строительства, кроме участков, используемых в предпринимательской деятельности;
  • приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. В 2023 году ставка распространяется на участки этой группы в случае, если они не используются в предпринимательской деятельности;
  • земельные участки общего назначения, предназначенные для ведения гражданами садоводства и огородничества либо предназначенные для размещения иного имущества общего пользования.

Ставка налога для остальных участков не должна превышать 1,5% от кадастровой стоимости.

Если нарушение было недолгим.

Добросовестный хозяйствующий субъект, если в отношении него выявлен факт неиспользования земельного участка по сельскохозяйственному назначению, старается как можно быстрее исправить нарушение. Возможно, он сможет это сделать в том же налоговом периоде, когда нарушение зафиксировано.

По данному вопросу в Письме Минфина России от 23.08.2017 № 03-05-04-02/54186[3] отмечается, что НК РФ не определен порядок применения налоговой ставки для земельного участка, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, который не используется для сельскохозяйственного производства, если полномочным органом государственного земельного надзора в налоговом периоде было выявлено правонарушение, связанное с неиспользованием земельного участка для сельскохозяйственного производства, а налогоплательщиком данное правонарушение было устранено в этом же налоговом периоде.

Чиновники напомнили, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

В связи с этим, по их мнению, в таком случае исчисление суммы земельного налога должно производиться по налоговым ставкам, установленным нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ.

То есть в течение всего налогового периода следует применять пониженную налоговую ставку, установленную для земель сельскохозяйственного назначения.

Оспаривание кадастровой оценки недвижимости

За последние несколько лет многие граждане столкнулись с тем, что налог на недвижимость резко вырос. Причина этому стало переоценка кадастровой стоимости и приближение ее к рыночным ценам на недвижимость. По факту же кадастровая стоимость может оказаться даже выше рыночной из-за того что приоденет не были учтены некоторые особенности земельного участка. Хотя в планах государства стоит постепенное увеличение кадастровой стоимости (ежегодно повышение на 20% до 2023 года), уже сейчас многие владельцы земельных участков ужаснулись от суммы налога, которую им придётся ежегодно перечислять в бюджет государства.

Для оспаривания кадастровой оценки стоимости, которая по объективным данным оказалась завышенной, необходимо выполнить следующие шаги:

  • Провести независимую экспертизу стоимости участка. Для этого необходимо нанять специалиста, который проведёт оценку и составит соответствующие акты с оценочной стоимостью.
  • Собрать все необходимые документы. На самом деле главное, что необходимо иметь на руках это документы подтверждающие права собственности на объект недвижимости.
  • Получить документ с некорректной кадастровой стоимостью и сведениям учетом каких особенностей была произведена такая оценка.
  • Написать заявление в суд приложив все имеющие документы и акты проведённой экспертизы независимой организацией.

В большинстве случаев такие судебные дела оказываются успешными и люди получают желаемый результат с минимальными приложенными усилиями. Налог, который был переплачен будет учтён в счёт будущих платежей по налогу на основании судебного решения.

Ситуация имеет свои особенности — при общей либерализации земельного права наблюдается ужесточение налогового пресса. До изменений в налоговом законодательстве 2015 года продажа недвижимости не облагалась налогом только в том случае, если она находилась во владении одного человека не менее трёх лет, а также при продаже за сумму менее 1 миллиона рублей. Это правило позволило создать хорошо работающий рынок жилья и избавить от дополнительного налогового бремени владельцев дешёвой недвижимости, построенной в советский период.

Читайте также:  Трудовые войны: увольнять беременную по ее желанию незаконно

В соответствии с новыми правилами, сделка на сумму менее миллиона рублей теряет свою защищённость от налогообложения. Вводится так называемая минимальная сумма налога. Неважно, какая сумма была указана в договоре — хоть 10 000 рублей, платить налог всё равно придется.

Выделение участков сельхозназначения в водоохранных зонах

Участки земли, расположенные в водоохранных зонах, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам в собственность без ограничений, что подтверждается земельным законодательством. Однако, в соответствии с требованием Водного кодекса предварительно передача должна быть согласована с органами федеральной исполнительной власти в сфере использования водного фонда.

Ранее такие участки передавались в постоянное (бессрочное) пользование без согласования, но при оформлении их в собственность такое согласование обязательно. Требование это обусловлено введением дополнительных ограничений природопользования в соответствии с пунктом 1 Постановления №1404 от 23.11.1996.

Поэтому, если гражданин пользовался участком на законных основаниях, то он беспрепятственно сможет его приобрести при наличии согласования с органом федеральной исполнительной власти в сфере использования водного фонда. При получении отказа должна быть изложена четкая позиция по этому вопросу со стороны органа власти, которую гражданин вправе оспорить в суде.

Льготы по земельному налогу

НК РФ предусматривает для некоторых категорий налогоплательщиков льготы на налог на землю в двух формах:

  • уменьшение налогооблагаемой базы;
  • полное освобождение от уплаты налога.

Согласно положениям ч. 5 ст. 391 налоговая база может быть уменьшена на величину кадастровой стоимости 600 кв. м налогооблагаемого земельного участка. Такие льготы на земельный налог получают:

  • Герои Советского Союза и России, полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, дети-инвалиды;
  • ветераны и инвалиды ВОВ и боевых действий;
  • «чернобыльцы» и другие лица, подвергшихся воздействию радиации из-за аварий, ядерных испытаний, учений и иных работ, связанных с ядерными установками, включая ядерное оружие и космическую технику, сбросов радиоактивных отходов;
  • пенсионеры также платят меньше;
  • имеющие 3-х и более несовершеннолетних детей.

Полностью освобождаются от уплаты земельного налога ряд категорий налогоплательщиков (более 10-ти, ст. 395 НК РФ), в частности:

  • учреждения и органы уголовно-исполнительной системы;
  • религиозные организации;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов.

…»для ведения личного подсобного хозяйства»

В силу п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства (в иных связанных с таким производством целях) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество. Из положений Земельного кодекса следует, что земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются только гражданам (не организациям). В то же время отсутствуют препятствия для перехода такого земельного участка к организации, в связи с чем предприятие пищевой промышленности вполне может стать собственником земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства. С применением какой ставки в данном случае должно производиться исчисление земельного налога?

Важно. Действующее законодательство не содержит запрета на отчуждение в собственность юридических лиц земельных участков с разрешенным видом землепользования «для ведения личного подсобного хозяйства».

Минфин ответил на этот вопрос в Письме от 20.03.2012 N 03-05-04-02/25 .

…»для размещения хлебоприемного предприятия»

С такой ситуацией столкнулись судьи ФАС УО. Спорные земельные участки были предоставлены для размещения хлебоприемного предприятия. Однако общество исчислило земельный налог за 2008 и 2009 гг. с применением пониженной ставки исходя из того, что земельные участки всегда использовались для хранения и складирования зерна и относятся к землям сельскохозяйственного использования в населенных пунктах. Общество, отстаивая свою позицию в суде, отметило, что вид разрешенного использования земельных участков — «для размещения хлебоприемного предприятия» — прописан ошибочно. После устранения допущенной неточности указана правильная формулировка вида разрешенного использования земельных участков — «для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции».

Для арбитров ключевым оказался тот факт, что изменение вида разрешенного использования спорных земельных участков было произведено только в 2011 г. До этого налогоплательщиком не предпринималось каких-либо действий, направленных на изменение вида разрешенного использования земельных участков. А ведь именно от его волеизъявления зависит внесение в государственный кадастр недвижимости соответствующих записей о целевой принадлежности участка, его категории.

В итоге упор был сделан на то, что спорные земельные участки были предоставлены обществу для размещения хлебоприемного предприятия, поэтому возможность применения пониженной ставки земельного налога отсутствовала (Постановление от 27.11.2012 N Ф09-10045/12).

Налог с продажи земельного участка с 2023 года для физических лиц

Покупка или продажа земли – это юридическое действие перехода прав собственности и, согласно требованиям законодательства, должна проходить процедуру регистрации. В результате в рамках межведомственного взаимодействия Росреестр сообщает налоговой службе.

Продавец должен знать о том, что существуют случаи, когда он обязан уплатить с такой сделки налог. Рассмотрим вопрос налогообложения сделки с продажи земельного участка и уточним, какие нововведения принесет нам 2023 год.

  • Каким налогом облагается продажа земли?
  • Налог с продажи земельного участка в собственности более и менее 3 или 5 лет
  • Сумма налога
  • Порядок и сроки уплаты земельного налога в 2023 году
  • Куда обращаться за налоговым вычетом при продаже земельного участка?
  • Видео: Налог при продажи недвижимости для физических лиц

Земельный налог: сущность, особенности расчета и уплаты

Не каждый налогоплательщик сможет легко позволить себе заплатить государству несколько тысяч рублей в качестве земельного налога. Для многих людей, особенно пожилых, такая выплата оказывается весьма обременительной в финансовом отношении.

Следует знать, что в 2022 году российские пенсионеры вправе оспорить (обжаловать) суммы налога на землю, начисляемые государством к оплате.

Лица преклонного возраста могут успешно воспользоваться предусмотренными льготами, которые позволяют не только ощутимо уменьшить величину соответствующих обязательств перед бюджетом, но и вообще избавиться от необходимости уплачивать государству земельный налог.
Налог на землю является обязательным платежом, взимаемым государством с каждого гражданина, имеющего законное право пользоваться зарегистрированным земельным участком. Такой налог, по сути, представляет собой пошлину (сбор) местного значения, так как все средства, собранные путем его начисления и последующей оплаты, полностью направляются на финансирование нужд соответствующих муниципальных образований. Федеральный закон РФ под номером 141 от 29 ноября 2004 года, более известный как 141-ФЗ, устанавливает строгие нормы налогообложения граждан (физических лиц), являющих земельными собственниками.

Так, сумма фактических обязательств конкретного гражданина по уплате (внесению) в соответствующий бюджет платежа за землю определяется госструктурами, которые при осуществлении таких вычислений базируются на следующих параметрах:

  • Стоимость (цена) идентифицированного участка земли, установленная по данным его кадастровой оценки.
  • Ставка такого налога, конкретная величина которой зависит от типа географической территории плательщика (собственника, пользователя).
  • Законодателем установлена ставка платежа на уровне 0,3% цены земли, предназначенной для ведения садоводческой, огороднической, животноводческой или иной сельскохозяйственной деятельности, а также дачного хозяйства.
  • Обладатели участков прочих категорий, которые не относятся ни к одной из перечисленных выше, вносят земельный платеж по ставке 1,5% цены земли, которая определяется по итогам проведенной кадастровой оценки.

Преимущества для регионов и проблемы кадастровой оценки

Разрешается изменение величины земельного налога отдельными регионами. Муниципалитеты могут нормировать ставки земельного платежа в диапазоне 0,1 – 1,5%. Регионам дается право предоставления земельных льгот определенным категориям граждан с учетом осуществляемых видов деятельности.

Эксперты утверждают, что местные власти сегодня не смогут модернизировать инфраструктуру, если не будут повышать соответствующие налоги. Многие регионы РФ сегодня испытывают острый недостаток финансовых ресурсов, что создает ощутимые препятствия для своевременного и полного выполнения принятых обязательств. Повсеместное использование властями кадастровой оценки становится для собственников бизнеса новым, достаточно серьезным испытанием.

Специалисты считают, что региональные платежи будут способствовать увеличению бюджета государства. Главная проблема на сегодня – методика, согласно которой государством должна осуществляться кадастровая оценка имеющихся земельных владений.

Как рассчитать земельный налог?

Земельный налог для пенсионеров рассчитывается так же, как и для остальных физических лиц, с поправкой на предусмотренные законом налоговые льготы. Все сведения об участках земли, которыми владеет пенсионер, поступают в налоговую инспекцию от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и регистрацию прав на земельные участки (Росреестр).

Размер земельного налога (РЗН) для каждого участка определяется по следующей формуле:

РЗН = НБ × НС × КПВ × Д – Л.

Расшифровка и описание всех составляющих этой формулы приводится в таблице ниже:

Налоговая ставка в каждом регионе страны устанавливается в нормативно-правовом акте органа муниципального образования или в законе города федерального значения, но эта величина не может превышать значений, установленных в ст. 394 НК РФ:

  • не более 0,3% для земель сельхоз. назначения, сельхоз. производства, занятых жилым фондом, инженерной инфраструктурой, для личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, жилищного строительства и т.п.
  • не более 1,5% для прочих участков земли.

Ставки земельного налога

Проиндексированы на прогнозный уровень инфляции (на 19,4 %) ставки земельного налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы земельного налога применяется площадь земельных участков, за исключением земель и земельных участков, указанных в пунктах 2–5 статьи 241 НК, а именно:

  • для общественно-деловой, производственной и рекреационной зон — в размере 220,32 белорусского рубля за гектар;
  • для жилой многоквартирной зоны — в размере 14,71 белорусского рубля за гектар;
  • для жилой усадебной зоны — в размере 29,38 белорусского рубля за гектар.

Ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения и средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь (прил. 3 и 4 к НК соответственно) также проиндексированы.

С 1 января 2023 года предусматривается применение ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 3, — на земельные участки, предоставленные организациям для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), либо земельные участки, целевое назначение которых изменено на целевое назначение для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), на которых в течение трех лет с даты принятия решения о предоставлении земельного участка (если принятие такого решения не требуется — в течение трех лет с даты государственной регистрации перехода прав на такой земельный участок) либо в течение трех лет с даты принятия решения об изменении целевого назначения земельного участка:

  • не произведена государственная регистрация создания последнего из возводимых капитальных строений (зданий, сооружений) и (или) государственная регистрация изменения капитальных строений (зданий, сооружений) в связи с вводом в эксплуатацию последней очереди строительства и (или) пускового комплекса, за исключением элементов благоустройства, являющихся отдельной очередью строительства или пусковым комплексом (в случае, если они подлежат государственной регистрации);
  • не принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и (или) передаточных устройств (в том числе при возведении сооружений и (или) передаточных устройств с выделением очередей строительства и (или) пусковых комплексов), за исключением элементов благоустройства, являющихся отдельной очередью строительства или пусковым комплексом (в случае, если их государственная регистрация не требуется).

Важно! Расчетом земельного налога для физических лиц в 2022 году занимается налоговая. Самостоятельно никаких данных передавать не нужно.

Читайте также:  Сколько женщине нужно баллов для выхода на пенсию

Посмотрим, как рассчитать земельный налог на 2022 год. Например, компания, зарегистрировавшая 21.01.2022 право собственности на земельный участок, узнала его кадастровую стоимость на начало года (980 000 руб.) и ставку налога (1,5%), действующую в соответствующей местности (из местного земельного НПА). Льготы или повышающие коэффициенты этим НПА не предусмотрены.

Произведем расчет земельного налога за 2022 год:

980 000 руб. × 1,5% × 11/12 = 13 475 руб.,

где 11/12 — коэффициент, который учитывает полные месяцы владения участком (с февраля по декабрь) из 12 месяцев 2022 года. Январь в расчет не входит, так как право на землю возникло во второй половине месяца.

Условия применения пониженных ставок

Как следует из приведённой нормы, для применения налоговой ставки в размере до 0,3% необходимо соблюдение одновременно 2-х условий:

1. Отнесение участка к определенной категории земель или виду разрешенного использования (т. е. – к землям сельхозназначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах).

2. Реальное использование этого участка для сельскохозяйственного производства.

Таким образом, если участок отвечает указанным выше критериям, ставка земельного налога на сельскохозяйственные земли в 2019 году не превысит 0,3 процента.

Если же участок признан неиспользуемым по целевому назначению для сельскохозяйственного производства, налогообложение будет идти по ставке, установленной в отношении «прочих земель». Она может достигать 1,5% начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном правонарушении, и до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.

Речь идёт об ответственности по следующим нормам:

  • статья 8.7 КоАП РФ – невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (штраф до 700 000 руб.);
  • статья 8.8 Кодекса – использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (штраф до 400 000/700 000 руб.).

Без льгот и исключений

В отношении земельных участков, которые попадают под эти критерии, не будут применяться льготы по налогу, в том числе установленные Налоговым кодексом, а также иными законодательными актами, если в них не установлено иное. «Несмотря на то, какая льгота была предусмотрена и сколько лет, если с 2023 года на этом участке будет отсутствовать капстроение, то льгота на него распространяться не будет. Даже если какая–то льгота до конца 2022 года в отношении такого земельного участка могла применяться, то в 2023 году к таким участкам будут применяться только те льготы, которые прямо прописаны в законодательных актах. Все остальные льготы будут утеряны начиная с 2023 года», – добавила начальник управления.

По общим правилам бюджетные организации не признаются плательщиками этого налога, но в отношении таких земельных участков они будут признаваться плательщиками. «Неважно, бюджетная, государственная или негосударственная организация, если истекло три года, цель нужная, последний объект не зарегистрирован или не принят в эксплуатацию, то во всех этих случаях будет повышенное налогообложение. У УКСов в том числе исключений пока нет», – подчеркнула Юлия Волкогонова.

Кто платит земельный налог

Земельный налог уплачивают те, кто имеет земельный участок на праве
собственности, на праве постоянного землепользования или на праве первичного
безвозмездного временного землепользования. Если земельный участок передан в
финансовый лизинг, то плательщиком налога является лизингополучатель. Но в случае
передачи земельного участка в аренду (например, ИП передает в аренду юрлицу),
плательщиком земельного налога является арендодатель. Инвалиды, пенсионеры, лица,
приравненные по льготам и гарантиям к участникам и инвалидам Великой Отечественной
войны, не платят налог за земельные участки жилищного фонда и придомовые участки, но
при этом платят налог за участки, переданные им в пользование или в аренду.
Предприниматели на СНР для крестьянских или фермерских хозяйств платят единый
земельный налог.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *