Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Методика работы защитника по уголовным делам о ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Результативность и доказательная ценность экспериментов по определению видимости зависит от максимального приближения дорожных, погодных и иных условий к тем, которые имели место в момент совершения дорожно-транспортного происшествия.
Главными условиями, исходя из невозможности их реконструкции, являются погодные и дорожные условия. При малой вероятности стабильности погодных условий (дождь, снег, туман и т.д.) требуется максимальная оперативность в подготовке и проведении эксперимента по определению видимости. В этих случаях эксперимент крайне желательно произвести сразу же после осмотра места происшествия.
Не следует забывать при этом следующее. Безусловно, с дороги придется убрать объекты, которые до дорожно-транспортного происшествия (ДТП) там не находились (груз, различные детали и т.п.). Однако, положение их должно быть предварительно зафиксировано в протоколе осмотра и на схеме к нему таким образом, чтобы в будущем, при необходимости, имелась возможность полностью восстановить обстановку, которая образовалась в результате ДТП.
Если вблизи места ДТП имеются аналогичные месту ДТП участки дороги, то возможно проведение эксперимента на этих участках.
Оперативность таких действий должна определяться вероятностью нестабильности погодных условий. Эксперимент на аналогичном участке дороги производится и в случаях, когда в результате ДТП участок дороги значительно видоизменился (разлиты жидкости, рассыпано большое количество сыпучего груза, по контрастности резко отличающегося от окружающего фона, растаял снег в результате пожара и т.п.).
Скорость движения транспортного средства, из которого определяется видимость, должна быть минимальной, так как его необходимо как можно быстрее установить для измерения общей и конкретной видимостей. Кроме этого, движение с минимальной скоростью необходимо и для того, что сигнал о наступлении видимости может поступить не только от водителя-наблюдателя, но и со стороны понятых.
Количество и состав участников эксперимента определяются следователем, исходя из условий проведения эксперимента. Это лица, предусмотренные УПК, а также лица, обеспечивающие безопасность проведения эксперимента. Лица, обеспечивающие безопасность проведения эксперимента (работники милиции ), размещаются на границах проведения эксперимента и не разрешают выезд на этот участок водителям транспортных средств, не являющихся участниками эксперимента.
Известно, что возможность водителя, совершившего ДТП, различать то или иное препятствие зависит от чисто субъективных факторов, таких как острота зрения, возраст, усталость и др. Учесть влияние совокупности этих факторов на видимость в ходе эксперимента практически невозможно.
Поэтому лица, определяющие видимость с места водителя в ходе эксперимента должны обладать остротой зрения и цветоощущением, которые допустимы для лиц, управляющих транспортными средствами.
Подготовительный этап помимо мероприятий, перечисленных выше, включает установление ряда дополнительных данных.
По встречному транспорту:
— тип транспортного средства (автомобиль легковой, грузовой, трактор, мотоцикл и т.п.);
— скорость движения;
— полоса движения;
— характеристика включенного света (дальний, ближний, подфарники, прожектор и т.д.).
Если встречных транспортных средств было несколько, то сведения по вышеизложенному перечню нужно иметь о каждом из них, а также определить дистанцию между ними.
По транспортному средству, совершившему наезд:
— скорость движения;
— характеристика включенного света;
— полоса движения;
— место наезда;
— место разъезда со встречным транспортным средством.
На участке проведения эксперимента, предварительно огражденном постами милиции, в месте наезда устанавливается неподвижное препятствие. Линией или вешками отмечается место разъезда (место, где передние части разъезжающихся автомобилей находились на одной линии).
Исходя из скоростей движения транспортных средств, встречного V2 (например, 60 км/ч) и совершившего наезд V2 ( например, 40 км/ч), определяют путь, проходимый ими в одну секунду: 60 км/ч — 16.6 м/с; 40 км/ч — 11.1 м/с (см. раздел 5).
Разметку участков пути в одну секунду для транспортного средства, совершившего наезд (а; см. рис. 2), производит от места наезда в направлении, противоположном направлению его движения (рис. 2). После произведенной таким образом разметки можно определить время, которое было затрачено транспортным средством, совершившим наезд, на преодоление пути (С1) от места разъезда до места наезда. Например, расстояние от места разъезда до места наезда составило 16.7 метра. Разделив 16.7 на 11.1 м/с получим 1.5 с. Следовательно, от места разъезда до места наезда транспортное средство, совершившее наезд, двигалось в течение 1.5 с.
Очевидно, что в течение такого же времени от места разъезда двигалось встречное транспортное средство и его положение в момент наезда будет определяться расстоянием, проходимым им за 1.5 м с его скоростью движения (С2). В рассматривае-мом случае 16.6 м/с* 1.5 с = 24.9 м.
Таким образом, передняя часть встречного автомобиля в момент наезда будет находиться в 24.9 м за линией разъезда. От этой точки в направлении, противополож-ном направлению движения встречного транспортного средства, размечаются участки по 16.6 м.
Ход эксперимента. Транспортные средства (встречное и совершившее наезд) передними частями устанавливаются на границах участков N 5 05 с учетом полос движения, которые они занимали.
С этого положения фактически наблюдается состояние видимости, которое существовало за 5 с до момента наезда.
С учетом света фар транспортных средств определяется расстояние общей видимости с места водителя транспортного средства, совершившего наезд. Как правило, возможность видеть препятствие в этот момент отсутствует. Далее транспортное средства перемещаются в начала участков N N 4,3 и т.д. и снова производится определение общей и конкретной видимости. Необходимость последова-
тельного определения общей видимости на границах участков обусловлена тем, что по мере сближения транспортных средств величина общей видимости, как правило, сокращается и это обстоятельство должно учитываться при производстве последующей автотехнической экспертизы для решения вопроса о правильности выбора скорости водителем, совершившим наезд.
Определение конкретной видимости производится так, как указано в разделе 5.
Если транспортных средств было несколько, то их следует перемещать, выдерживая дистанцию, соответственно с транспортными средствами, в отношении которых производится эксперимент.
Если будет установлено, что в каких-нибудь точках на пути сближения транспортных средств какое-либо из них меняло режим света, то это обстоятельство необходимо учесть в ходе эксперимента. Следует также полнить о необходимости поддерживать число оборотов двигателей транспортных средств в режимах, соответствующих их скорости движения.
При наезде на подвижные объекты без торможения организовать его перемещение и определять конкретную видимость следует так, как указано в разделе 5.
Если до наезда транспортное средство двигалось в заторможенном состоянии с образованием следов торможения, то для определения места нахождения его в различные моменты времени необходимо производить более сложные расчеты, чем производились выше и поэтому в этих случаях целесообразно проводить эксперимент по определению видимости с участием специалиста-автотехника.
Данные эксперименты проводятся чаще всего по делам о встречных столкновениях транспортных средств и столкновениях при обгоне. Требования к условиям проведения эксперимента аналогичны указанным в разделах 7 и 8.
Ход эксперимента. Предварительно определяется траектория поворота транспортного средства и отмечается место столкновения.
Водителю-демонстратору предлагается осуществить поворот по отмеченной траектории, не производя остановку в месте столкновения (за исключением случаев, когда во время ДТП транспортное средство до столкновения остановилось). Секундомер включается в момент начала поворота транспортного средства и выключается в момент пересечения места столкновения той частью транспортного
средства, в которую пришелся удар (например, если удар пришелся в заднее левое колесо автомобиля, то секундомер выключается в момент проезда этого колеса по месту столкновения).
Если поворот осуществлялся не из крайнего левого положения данного направления (не от осевой линии), то с помощью двух хронометристов замеряется как время движения транспортного средства с момента начала поворота до момента достижения места столкновения (секундомер включается в момент нахождения транспортного средства в позиции 2 и выключается — в позиции 3), так и время
движения с момента пересечения передней частью транспортного средства осевой линии (середины проезжей части) до момента достижения места столкновения (секундомер включается в момент нахождения транспортного средства в позиции 2 и выключается — в позиции 3. рис. 4).
В постановлении о назначении автотехнической экспертизы в этом случае указывается отдельно время движения до места столкновения транспортного средства с момента начала поворота и с момента пересечения осевой линии (середины проезжей части). При выполнении поворота из крайнего левого положения данного направления, как того требуют Правила дорожного движения, начало поворота будет совпадать с пересечением осевой линии и поэтому замеряется только одно значение времени.
Аналогично проводятся эксперименты по определению времени движения транспортного средства с момента столкновения (наезда), с момента выезда на перекресток до момента столкновения (наезда) и т.п.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Протокол следственного эксперимента образец
Протокол следственного эксперимента при дтп образец
Протокол следственного эксперимента, стал виновником дтп в котором есть договор дарения части дома с земельным участком между родственниками бланк пострадавший. Протокол сэ протокол следственного эксперимента при дтп образец дтп.
Исследование обстоятельств, дорожно, транспортного происшествия при этом следствием установлено, что водитель автомобиля вазперед наездом.
Дальше серьёзное дтп сегодня впротокол следственного.
Проведение следственного эксперимента по делу о ДТП
Поскольку важно установить фактические значения обстоятельства ДТП, иногда возникает необходимость в проведении следственного эксперимента. Следственный эксперимент в принятии законного решения по делу данной категории и установлении виновного лица занимает значительное место. Он должен проводиться в условиях, максимально приближенных к реальным, по возможности на месте происшествия[1]. В то же время, практика расследования ДТП свидетельствует, что в связи со специфичностью данной категории уголовных дел, одним из основных источников доказательств по ним является заключение автотехнической экспертизы, исходные данные для проведения которой следователь берет из протоколов осмотра места происшествия и транспортных средств, показаний очевидцев и участников происшествия. Наряду с названными источниками исходных данных для проведения автотехнической экспертизы не последнее место занимает следственный эксперимент. Это связано с динамичностью и быстротечностью дорожно-транспортных происшествий, затрудняющих их точное и полное восприятие. В качестве объектов изучения по уголовным делам о ДТП выступают обстоятельства, которые могут быть проверены только экспериментальным путем.
Обычно следственный эксперимент проводят для установления и проверки видимости, скорости движения пешеходов и некоторых иных фактов.
При расследовании нарушений правил безопасности движения следственный эксперимент, как правило, проводится на проезжей части дороги, где продолжается движение. Следователь, готовясь к эксперименту, должен исключить опасность причинения вреда его участникам и окружающим.
Проверка опытным путем обстоятельств, связанных с заносом, экстренным торможением, определением технической возможности предотвращения наезда, восстановлением взаимного положения объектов, находящихся в движении непосредственно перед столкновением, опрокидыванием и т. п. недопустима.
При подготовке следственного эксперимента следователь должен решить вопросы:
а) допустимо ли производство эксперимента в дорожных условиях, в которых произошло расследуемое событие;
б) будет ли нарушен ритм транспортного и пешеходного движения;
в) как обеспечить его безопасность;
г) какие средства регулирования движения следует использовать на время эксперимента;
д) какие вероятные результаты он может дать.
Следственный эксперимент должен проводиться в условиях, аналогичных проверяемому событию, в то же время суток и в том же самом месте. Однако на практике, в силу разных причин, это не всегда выполнимо. Поэтому его можно проводить в иное время суток, ранним утром (если проверяемое событие было днем), либо поздно ночью (если оно произошло при искусственном освещении). Это время наиболее удобно, т. к. транспортное и пешеходное движение незначительны.
Способы проведения следственного эксперимента заключаются в следующем:
- воспроизводство действий участников ДТП;
- воспроизводство обстановки и обстоятельств происшествия;
- проверка и уточнение данных, полученных при осмотре (ах);
- проверка и уточнение показаний участников и очевидцев происшествия.
- Если не установлен механизм происшествия и картина произошедшего неочевидна, необходимо воспроизводство действий участников ДТП. Примером такой ситуации может послужить ДТП, при котором в наличии только водитель, а потерпевший (пешеход) скончался и очевидцев происшествия не установлено. При воспроизводстве действий участников ДТП моделируется механизм самого происшествия. В данном случае следует:
- проанализировать заключения СМЭ и трасологической экспертизы обуви потерпевшего, сделать вывод о положении потерпевшего пешехода относительно транспортного средства в момент ДТП и его направлении движения;
- проанализировать протоколы осмотров мест ДТП и ТС, сделать вывод о направлении транспортного средства, месте наезда и точки соприкосновения транспортного средства с пешеходом;
- на месте происшествия, с использованием причастного к ДТП транспортного средства и статиста, установить видимость пешехода с места водителя в тех дорожных условиях, в которых произошло ДТП.Из кабины водителя вместе с водителем автомобиля наблюдают двое понятых, зрение которых должно соответствовать требованиям, предъявлямым к зрению водительского состава[2].
- Воспроизводство обстановки и обстоятельств происшествия необходимо в случае:
- Комплекс перечисленных действий дает возможность установить видимость препятствия (пешехода) с места водителя, путь движения пешехода, время нахождения его в зоне видимости водителя, и самое важное – определить место возникновения опасности.
- если протокол осмотра и показания участников и очевидцев ДТП не несут достаточной информации о механизме ДТП;
- не очевидны данные о видимости препятствия с места водителя, в протоколе осмотра отсутствуют сведения о препятствии на проезжей части и вблизи нее;
- в материалах дела отсутствуют сведения о направлении движения пешехода и пройденном им пути до места наезда.
- Для устранения таких пробелов необходимо на месте происшествия с участниками и очевидцами ДТП, согласно их показаний, установить:
- направление движения и положение транспортного средства до момента ДТП и во время его совершения;
- положение препятствия в момент ДТП, которое было убрано с места до приезда СОГ;
- определить с места водителя видимость препятствия и пешехода, путь движения пешехода в зоне видимости и темп его движения.Комплекс проведенных следственных действий дает возможность установить механизм происшествия, видимость с места водителя, путь пешехода, темп его движения.
Правила и особенности заполнения протокола осмотра места ДТП
Первая часть протокола — это вводная.
Крайне важно ее заполнить правильно, поскольку здесь должны быть указаны все личные сведения участников происшествия, а также многие другие данные.
В этом разделе должны присутствовать такие данные:
- Населенный пункт, где оформляется протокол.
- Дата составления документа.
- Время начала и окончания необходимых мероприятий (осмотр, оформление протокола).
- Ф. И. О., звание и должности инспектора, выполнявшего осмотр.
- Ф. И. О., контактные данные, удостоверения личности понятых.
- Ф. И. О., адрес, принадлежность транспорта, участников ДТП.
- Все необходимые сведения на транспортные средства.
- Ф. И. О. и контактные данные, включая телефон и прописку, очевидцев происшествия.
Описательная часть протокола является очень важной и о время судебного заседания по ДТП будет играть значительную роль. Перед заполнением этого раздела, сотрудник ГИБДД должен указать:
- В какую погоду выполнялся осмотр (ясную, пасмурную либо дождливую).
- Вид происшествия, имеющего место в конкретной ситуации (наезд, столкновение, опрокидывание автомобиля).
После удостоверения всех перечисленных моментов, можно будет приступить к оформлению описательной части, где обязательны к изложению следующие данные:
- Место происшествия (максимально точно) и его координаты.
- Участок дороги, где произошла авария, с его подробным описанием (тип покрытия и наличие выбоин).
- Дорожная разметка, таблицы, знаки.
- Какой была видимость из кабины водителя, насколько хорошо просматривался участок дороги.
- Расположение авто на месте происшествия, в отношении друг от друга и окружающей транспортной инфраструктуры.
- Повреждения видимого характера.
- Обнаруженные следы (следы шин, торможения, подтверждение направления движения машины).
- Какие элементы были отделены от автомобиля в результате столкновения с другим транспортом или иным препятствием.
На этом данная часть считается законченной и можно приступать к заполнению следующего раздела протокола.
Бланк и заполненный образец протокола осмотра места происшествия без пострадавших имеется у каждого из владельцев полиса ОСАГО. Речь идет о европротоколе, которые можно составить без вызова сотрудников ГИБДД, если происшествие:
- Не имеет пострадавших людей.
- Имуществу третьих лиц не было нанесено ущерба.
- Размер платы не должен превышать 100 тыс. рублей.
Кроме этого, водители должны быть в адекватном состоянии, у каждого должен иметься полис ОСАГО. Вызывать сотрудников ГИБДД необходимо лишь в том случае, когда между участниками происшествия возникло недопонимание по поводу выяснения виновного лица. Порядок составления протокола, аналогичный тому, который описан выше, только без участия сотрудника дорожной полиции.
Отдельно стоит сказать о приложениях, которые в обязательном порядке прикладываются к составленному протоколу. Здесь стоит отметить следующие документы:
- протоколы осмотра трупов и средства передвижения, пострадавшего в аварии;
- схема ДТП;
- справки об участниках происшествия, в том числе на очевидцев и потерпевших.
Важным моментом является то, что в осмотре принимать участие могут не только госинспекторы, но и водители, управляющие автомобилями, попавшими в аварию. В качестве участников могут быть привлечены переводчик и правозащитник, понятые, очевидцы.
Чтобы осматривать место дорожно-транспортного происшествия, госинспектору заранее придется подготовить специальный протокол для внесения всех необходимых данных, полученных при осмотре. Документ имеет определенную форму и структуру. Его составные части должны быть заполнены в соответствии с действующим образом, а также сообразно предлагаемой инструкции. Далее в статье будет рассмотрен общий порядок заполнения формы протокола более детально.
Описательная часть протокола является очень важной и о время судебного заседания по ДТП будет играть значительную роль. Перед заполнением этого раздела, сотрудник ГИБДД должен указать:
- В какую погоду выполнялся осмотр (ясную, пасмурную либо дождливую).
- Вид происшествия, имеющего место в конкретной ситуации (наезд, столкновение, опрокидывание автомобиля).
Бланк и заполненный образец протокола осмотра места происшествия без пострадавших имеется у каждого из владельцев полиса ОСАГО. Речь идет о европротоколе, которые можно составить без вызова сотрудников ГИБДД, если происшествие:
- Не имеет пострадавших людей.
- Имуществу третьих лиц не было нанесено ущерба.
- Размер платы не должен превышать 100 тыс. рублей.
Аварийная ситуация — это событие, которое нарушает стандартное расписание и привычный уклад жизни многих людей. Обычно, ДТП имеет все признаки уголовного преступления, если в нем имеются пострадавшие лица. Когда очевидцы, пострадавшие или виновные лица звонят для того, чтобы передать сообщение о случившемся, каждое уполномоченное лицо обязано принять эту информацию и осуществить все необходимые действия.
Осмотр транспорта, участвующего в аварии, является таким же обязательным мероприятием, как и изучение места происшествия. Осмотр проводится для выявления различных следов и улик, подтверждающих или опротестовывающих вину подозреваемого водителя. Кроме того, осмотр позволяет выявить обстоятельства, имеющие существенное значение для последующего расследования.
Для понимания суть этого мероприятия, читателям стоит изучить образец акта осмотра автомобиля после ДТП. В документе содержатся все важные сведения, полученные при осмотре транспорта. Порядок проведения осмотра описан в ст. 179 УПК, включая действие определенных норм и правил, регулирующих заполнение такого документа, как протокол осмотра.
Образец ходатайства о следственном эксперименте при дтп
Перед тем, как оказаться в судебном производстве, уголовное дело проходит еще несколько стадий. Прежде всего это досудебное разбирательство, выяснение обстоятельств и проведение экспертиз, и за все эти моменты, а также их проведение, отвечает именно следователь.
Он есть у каждого уголовного дела, и его главной задачей является поиск виновника происшествия, квалификация его действий и подготовка информации перед направлением в суд.
Требованием к следователю может быть проведение процессуальных действий, направление на экспертизу или присовокупление свидетельских показаний.
Также можно написать ходатайство о том, чтобы дело переквалифицировали или пересмотрели некоторые моменты. Просто так следователь скорее всего не отреагирует на обращение, поэтому следует подготовить для него документ, который он проигнорировать не сможет.
Именно таким является ходатайство, которое следователь обязан зарегистрировать и ответить на него в установленный законом срок.
Прежде чем составлять ходатайство к следователю, нужно разобраться в основных терминах. Их можно будет написать в самом обращении, либо же обосновать ими свою позицию.
Они встречаются в законодательстве и нужны для понимания специфики ходатайств, более того, если их употреблять в неправильном смысле, можно даже навредить делу:
Термин | Значение |
Ходатайство | Официальный процессуальный документ, который имеет формат обращения к уполномоченному лицу и направляется ему с целью получения информации, предложений и требований по рассматриваемому делу, а также должен быть обработан в утвержденном законом порядке |
Следователь | Должностное лицо, которое может вести предварительное следствие в рамках уголовного дела и имеет прочие полномочия, которые предусмотрены в законодательстве. Он может возбуждать уголовные дела, запускать оперативно-розыскные мероприятия и направлять ход расследования |
Экспертиза | Исследование, которое проводится лицом, имеющим определенные профессиональные знания по какой либо сфере. Целью экспертизы является получение ответов на вопросы, касающиеся деталей дела, времени произошедших событий и поиск новых версий преступления |
Для того, чтобы написать ходатайство следователю, у его автора должны быть основания. Так, направлять должностному лицу обращение необходимо с какой-либо целью.
Согласно законодательству, весь транспорт должен быть застрахован по системе ОСАГО. При факте происшествия ДТП, страховые компании проводят собственную экспертизу, дабы знать точный ущерб, полученный при столкновении двух и более транспортных средств, затем подготавливают смету и уже по этому документу производят выплаты застрахованному лицу, если он признается невиновным в происшествии.
К сожалению, это идеальная схема разрешения страхового случая при столкновении на дороге. Очень часто страховые компании сознательно занижают сумму страховых выплат, причем на довольно значительный процент. Если пострадавший не согласен с вердиктом экспертизы страховой, то через суд он может получить полную стоимость ремонта автомобиля.
Судебные тяжбы бывают достаточно долгими и затратными, так что если нет свободного времени, лучше сразу обратиться к независимой экспертизе.
ВНИМАНИЕ! Независимая экспертиза так же проводит оценку состояния транспорта после ДТП, однако указывает полную стоимость ремонта, учитывает цену деталей, а так же амортизацию автомобиля.
Нередко юристы независимых оценщиков могут через суд самостоятельно взыскивать со страховых компаний полные суммы ущерба, на законном основании доказывая свою правоту в вопросе правильности оценки суммы ущерба.
Помимо вышеперечисленных экспертиз, имеющих отношение к автомобилю и его повреждениям, имеется еще ряд экспертиз, которые имеют уже юридическое значение:
- Судебная экспертиза – назначается для установления степени вины водителя (нарушил ли он правила, или авария произошла в результате несчастного случая).
- Досудебная экспертиза – проводится самостоятельно, при несогласии с результатами заключения страховой компании, либо из-за расхождения мнений по поводу виновности участников конфликта (что более подробно описано выше).
В зависимости от состава участников:
- Единоличная. В случае, когда оба участника согласны по поводу вины и могут самостоятельно разобраться в сложившейся ситуации, без привлечения компетентных лиц.
- Комиссионная. Собирается в том случае, когда участников больше двух, и они не могут прийти к общему мнению относительно вины в происшествии. В таком случае приходят на помощь квалифицированные специалисты одного направления и совместно стараются разобраться в причинах аварии и установить ответственного за случившееся.
- Комплексная. Наиболее сложная из имеющихся видов экспертиз, так как для установления истины требует привлечения экспертов из различных областей (медицина, криминалистика и пр.).
Образец ходатайство о проведении следственного эксперимента образец
Например: нужно устроить очную ставку, так как сведения, полученные от свидетелей, противоречат друг другу и имеющейся доказательной базе.
Подача и рассмотрение следователем Передавать ходатайство необходимо непосредственно тому лицу, которому оно адресовано. Сделать это можно в любой момент производства по уголовному делу.
После получения документа следователь обязан немедленно приступить к его рассмотрению, после чего объявить решение. Решение может состоять в удовлетворении, не удовлетворении или частичном удовлетворении некоторых положений документа.
Отложить рассмотрение ходатайства должностное лицо имеет право на срок не более 3 дней по следующим причинам:
- Когда отсутствуют доказательства, на основании которых можно принять решение о ходатайстве.
- При необходимости выполнения срочных процессуальных действий по данному делу, промедление с которыми приведет к нарушению прав причастных к следствию лиц.
- При необходимости осуществления неотложных следственных действий.
В остальных случаях решение сообщается в день подачи ходатайства.
Если ходатайство не было удовлетворено, ходатайствующий человек имеет право обжаловать это решение. Если сведения, которые можно получить в ходе проведения дополнительных следственных действий, противоречат основным доказательствам и позволяют более достоверно выяснить обстоятельства преступления, следователь не имеет права отказать в проведении таких действий.
Об основаниях отмены судебного приказа читайте далее. О том, как составить ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке, читайте статью.
Оформление аварии с пострадавшими должно проводиться в несколько этапов:
- Представители правоохранительных органов должны немедленно прибыть на место происшествия для фиксации обстоятельств ДТП.
- По приезду сотрудников дорожной инспекции на место происшествия, ими составляется схема аварии. Составление этого документа происходит на основании увиденной ими картины места, показаний свидетелей.
При этом дорожный инспектор должен уточнить точное время, когда произошло дорожно-транспортное происшествие, а также точное положение пострадавшего до и после аварии.
Все полученные сведения должны быть подтверждены показаниями свидетелей случившегося под их подпись. - На специальном бланке составляется протокол осмотра дорожно-транспортного происшествия.
- Следующий шаг – проверка транспортного средства. На этом этапе сотрудники ГИБДД должны убедиться, что машина была технически исправна на момент столкновения. Конечно, на месте аварии сотрудник может провести только поверхностный осмотр автомобиля, если инспектор сочтет нужным полностью проверить авто, оно должно быть направлено на дополнительную экспертизу.
Данный фактор имеет большое значение в тех случаях, когда речь идет о только что отремонтированном транспортном средстве или автомобиле, купленном из салона. В этом случае при обнаружении факта технической неисправности транспорта, автомобилист не будет нести ответственность. - Далее сотрудники ГИБДД ищут свидетелей случившегося. Это могут быть пешеходы, лица, находившиеся в салоне автомобиля в момент столкновения, другие водители. Также в качестве свидетелей привлекаются автомобилисты, видеорегистраторы которых зафиксировали момент столкновения.
- В некоторых случаях сотрудники ГИБДД отправляют автолюбителя для прохождения медицинского освидетельствования (если имеются основания полагать, что он находится в состоянии алкогольного или иного опьянения).
- По окончании всех этих мероприятий, сотрудник ГИБДД выдает всем участникам дорожно-транспортного происшествия справку о ДТП, которая может быть передана в страховую компанию для расчета компенсационной выплаты.
Кто обязан оплачивать эвакуатор
Часто автомобили, пострадавшие во время аварии, не могут самостоятельно покинуть место ДТП из-за полученных повреждений. Чтобы доставить транспортные средства в мастерскую, необходимо вызвать эвакуатор. Услуга платная. Однако в критической ситуации стороны могут начать разбираться, кто оплачивает эвакуатор при ДТП. В таких случаях лучше не спорить, так как расходы можно истребовать по ОСАГО. Так, в п. 4.12 Правил говорится:
При причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежат:
- в случае полной гибели имущества потерпевшего — действительная стоимость имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков, в случае повреждения имущества — расходы, необходимые для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая;
- иные расходы, произведенные потерпевшим в связи с причиненным вредом (в том числе эвакуация транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, хранение поврежденного транспортного средства, доставка пострадавших в медицинскую организацию).
Как выбрать экспертную организацию для определения ущерба ДТП?
Выбор экспертной компании является очень важным этапом. Из многообразия и многочисленности фирм, оказывающих услуги на рынке экспертиз, бывает не просто выбрать ту, которая сможет предложить квалифицированную помощь.
Кроме того, нужно быть предельно внимательным при выборе оценочной организации, поскольку и здесь встречаются недобросовестные специалисты и мошенники. Так, например, в практике был случай с одним из оценщиков — «А», который производил оценку для известной страховой компании, и якобы назывался независимой экспертной организацией. По документам это действительно так. Но на самом деле «А» делал оценку только для страховой компании данного страховщика и была создана вышеуказанной страховой компанией.
При определении ущерба существенно занижалась стоимость нормо-часа работы, стоимость запасных частей и расходных материалов для ремонта и окраски. Запчасти, указанные в калькуляции, не имели каталожных номеров деталей — это при расчете стоимости ремонта автомобилей иностранного производства. В самом отчете отсутствовали ссылки на источники информации по ценам на запасные части. Все это приводило к существенному занижению стоимости восстановительного ремонта вплоть до 20 процентов от реальной суммы ущерба.
Наиболее гарантированным способом поиска достойного оценщика (эксперта), могут послужить опрос ваших друзей и знакомых, возможно кто-то из них уже обращался в независимую экспертизу по ДТП и остался доволен результатом. Если нет, то обзвоните несколько независимых экспертиз, поинтересуйтесь ценами на услуги экспертизы, сроками выполнения работ и выберите ту независимую экспертизу, которая вас больше устроит.
Поинтересуйтесь также: какие специалисты работают в экспертной компании – обладают ли достаточными знаниями и опытом, чтобы оценить конкретно ваш автомобиль, какими источниками и компьютерными программами будут пользоваться при оценке. Если вас что-то настораживает, не стесняйтесь оговорить это при заключении договора с экспертной организацией.
Выбор независимой экспертизы является решающим фактором при взыскании страховой выплаты со страховой компании, к этому шагу стоит подойти серьезно.
Кто принимает участие в следственном эксперименте
Стоит отметить, что в следственном эксперименте принимают участие лишь необходимые лица, круг их ограничен законодательно.
Участники следственного эксперимента:
- Понятые не менее двух человек.
- Переводчик, если требуется.
- Педагог, если свидетель или потерпевший младше 14 лет.
- Защитник.
- Прокурор.
- Начальник следственного отдела.
- Обвиняемый или подозреваемый.
- Свидетели.
- Пострадавшие.
- Специалист. Это фотограф, судебный медик, техник-оружейник, кинооператор.
- Эксперт.
- Работники ОВД.
- Помощники. Это может быть общественный работник, другой следователь, работники милиции.
Разбор аварии в ГИБДД
Если выполняется разбор ДТП в ГИБДД, работа ведется в несколько этапов:
- Сотрудники сформированной группы изучают документы об аварии. Процедура проводится без участия лиц, оказавшихся в происшествии.
- Водителей оповестят о дате и месте прохождения процедуры. Лица обязаны посетить ГИБДД в установленный срок.
- В назначенное время участников аварии пригласят в ГИБДД. Здесь им предоставят возможность еще раз описать особенности сложившейся ситуации. Автомобилисты могут предъявить доказательства своей правоты. В их качестве рассматриваются свидетельские показания, результаты фото и видеосъемки. Допустимо выдвижение требований о проведении экспертизы. Просьба оформляется в виде ходатайства. Ответ на него группа разбора должна дать незамедлительно. Бумага оформляется в письменном виде.
- Если назначена экспертиза, участники происшествия обязаны дождаться её результата. Затем будет установлен виновник аварии.
- Оформляется постановление.
Водители могут посетить группу разбора совместно или по одному. Первый вариант больше походит на очную ставку. Однако нарушение законодательства при этом не возникает. Иногда так проще докопаться до истины.