Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возврат излишне взысканного налога». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По мнению налоговиков, часто встречающемуся на практике, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, добровольное исполнение налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности до получения указанного требования не может квалифицироваться как взыскание. К данным отношениям при признании в последующем решения инспекции недействительным подлежит применению ст. 78 НК РФ, регулирующая возврат излишне уплаченных сумм налога.
Об уплате налога до и после выставления требования.
Однако суды, как показывает анализ арбитражной практики, подобные заявления налогового органа не поддерживают, отмечая: сумма, которую налогоплательщик перечислил в бюджет на основании требования налогового органа об уплате, признанного впоследствии незаконным (недействительным), также квалифицируется в качестве излишне взысканной.
Согласно толкованию Конституционным судом норм ст. 78, 79 НК РФ (Определение от 27.12.2005 № 503-О) излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно (то есть без участия налогового органа), по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах. Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога (в котором согласно п. 4 ст. 69 НК РФ указывается начисленная инспекцией сумма налога, подлежащая уплате в бюджет), притом что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральной проверки или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении (п. 5 ст. 88, п. 4 ст. 101 НК РФ), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога. Соответственно, ст. 78 НК РФ не может быть применена.
Выставление требования об уплате является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения инспекции не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате соответствующих сумм. Перечисление обществом денежных средств в данном случае представляет собой взыскание налоговым органом недоимки.
Ставка рефинансирования при расчете процентов.
Пунктом 5 ст. 79 НК РФ установлено, что при исчислении процентов на сумму излишне взысканного налога процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.
Как указал Президиум ВАС, при определении ставки процентов должна применяться ставка рефинансирования, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, поделенная на количество дней в соответствующем году (365 или 366) (Постановление № 11372/13).
Напомним, что с 01.01.2016 значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки ЦБ РФ, определенному на соответствующую дату. С 19.09.2016 размер ставки составляет 10,0% годовых (Информация ЦБ РФ от 16.09.2016).
Для расчета процентов используется формула:
П = Налог х СтавкаЦБ / 365 х Днфакт, где:
П – сумма процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога;
Налог – сумма излишне взысканного налога;
СтавкаЦБ – ключевая ставка ЦБ РФ;
Днфакт – число дней, за которые начисляются проценты.
B кaкиx cитyaцияx вoзвpaт дeнeг нeвoзмoжeн
Бывaeт и тaк, чтo ИФНC oтвeчaeт oткaзoм нa зaпpoc вepнyть нaлoгoвyю пepeплaтy. B бoльшинcтвe cлyчaeв этo cвязaнo c тeм, чтo плaтeльщики нaлoгoв пpoпycкaют oтвeдeнныe зaкoнoм для выпoлнeния этoй пpoцeдypы cpoки. Ecли винoвникoм пepeплaты выcтyпaeт пpeдпpиятиe – вpeмeннoй oтpeзoк cocтaвляeт тpи гoдa. Кoгдa винoвнa нaлoгoвaя – oдин мecяц.
B тaкиx cитyaцияx oгpoмнyю poль игpaeт дoкaзaтeльcтвo вpeмeни выявлeния нaлoгoвoй пepeплaты. Ecли y cyбъeктa имeeтcя вoзмoжнocть иx пpeдocтaвлeния, и oни yклaдывaютcя в paмки пoлoжeнныx пo зaкoнy cpoкoв, тo чepeз cyд мoжнo пoлyчить вoзвpaт излишнe yплaчeннoгo НДФЛ.
Baжнo! Пpeдпpиятию мoжeт быть oткaзaнo в вoзвpaтe пepeплaтe, ecли y нeгo имeютcя дoлги пepeд бюджeтoм. Пpи тaкoм pacклaдe ИФНC впpaвe cпиcaть дeнeжныe cpeдcтвa бeз pacпopяжeния влaдeльцa.
Кaк вepнyть излишнe yплaчeнный нaлoг
Ecли пpeдпpиятиe или ИП oбнapyжили фaкт нaлoгoвoй пepeплaты, тo ecть 2 вoзмoжныx вapиaнтa дaльнeйшиx дeйcтвий:
- Boзвpaт дeнeжныx cpeдcтв к ceбe нa p/c.
- 3aчeт излишкoв нa дpyгoй нaлoгoвый взнoc.
Инcтpyкция кaк вepнyть пepeплaтy пo нaлoгaм ИП или opгaнизaции.
Ecли пpeдпpиятиe peшaeт вepнyть дeньги нa cвoй cчeт, a нe пpoизвecти зaчeт, тo oфopмляeт cпeциaльнoe зaявлeниe. Oнo фopмиpyeтcя пo фopмe 1150058. Пocлeднee oбнoвлeниe этoгo oбpaзцa былo в 2017 гoдy. Ceйчac oнo бoльшe пoxoжe нa дeклapaцию. B зaявкe дoлжны быть cлeдyющиe дaнныe:
- нaзвaниe opгaнизaции;
- КБК пo нaлoгoвoмy взнocy;
- paзмep пepeплaты;
- нoмep pacчeтнoгo cчeтa cyбъeктa.
Oфopмлeннoe зaявлeниe мoжнo пepeдaть в нaлoгoвyю paзными cпocoбaми.
Oдни пpeдпoчитaют личный визит в ФНC, дpyгиe oтпpaвкy пoчтoй, a тpeтьи элeктpoннyю. B cлyчae c пoчтoвым oтпpaвлeниeм тpeбyeтcя yвeдoмлeниe o вpyчeнии. Пpи иcпoльзoвaнии интepнeтa зaдeйcтвyют элeктpoннyю цифpoвyю пoдпиcь.
Кaк пoлyчить пepeплaтy пo нaлoгaм физичecкиx лиц? Пpoцeдypa вoзвpaтa пpoxoдит в нecкoлькo cтaдий.
Комментарий к ст. 79 Налогового кодекса
В комментируемой статье устанавливается обязанность налогового органа возвратить налогоплательщику излишне взысканную сумму налога. Возврату подлежат суммы налога, зачисленные в бюджет или во внебюджетный фонд за счет общих поступлений в них налогов и сборов (источник возмещения), с начислением пеней.
Под излишне взысканной суммой налога понимается сумма налога, необоснованно уплачиваемая налогоплательщиком или взыскиваемая налоговым органом с налогоплательщика на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки. Порядок возврата излишне взысканных сумм налога разъяснен в комментируемой статье 79 НК РФ и применяется в отношении возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяется на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Возврат может происходить как по заявлению налогоплательщика, для которого требование о возврате является правом, так и по инициативе самого налогового органа, на котором лежит соответствующая обязанность.
В п. 3 комментируемой статьи определены предельные сроки на истребование налогоплательщиком излишне взысканных с него сумм налога — один месяц для обращения в налоговый орган со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания; три года для обращения с исковым заявлением в суд, начиная со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога. При пропуске указанных сроков налогоплательщику должно быть отказано в возврате излишне взысканных сумм налога. Следует отметить, что суд вправе отказать налогоплательщику в возврате излишне взысканных налоговых платежей только при условии, что представитель налогового органа сделает заявление об истечении срока исковой давности.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о факте излишнего взыскания налога в течение 10 дней со дня установления этого факта. С момента такого уведомления начинают течь указанные выше сроки.
Основанием, препятствующим исполнению обязанности по возврату излишне взысканного налога, является наличие у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету или внебюджетному фонду.
В этом случае возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) по правилам ст. 78 НК РФ.
Излишне взысканная сумма возвращается только после погашения недоимки и задолженности. Проведенный налоговыми органами зачет недоимки и задолженности возобновляет право налогоплательщика на истребование излишне взысканного налога полностью или в части, превышающей зачтенную сумму, в зависимости от ситуации.
Кроме этого, налогоплательщик вправе обратиться с заявлением о возврате излишне взысканной суммы налога в суд. При этом НК РФ не установлен обязательный административный (досудебный) порядок обращения налогоплательщика с заявлением в налоговый орган за зачетом или возвратом излишне взысканных сумм налога.
Тем не менее установлены различные сроки для обращения в налоговый орган и в суд. Если в налоговый орган заявление о возврате суммы излишне взысканного налога, как уже было отмечено, может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда, то исковое заявление в суд согласно п. 3 комментируемой статьи 79 Налогового кодекса РФ может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога.
Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами, исчисляемыми со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Банка России.
При этом, как отмечается в письме ФНС России от 21 сентября 2011 года N СА-4-7/15431, для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога — путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета, поскольку начисление процентов приведет к восстановлению имущественного положения налогоплательщика, нарушенного неправомерными действиями налогового органа.
Право налогоплательщика на уплату процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, в зависимости от формы возмещения сумм налога (возврата или зачета) законом не предусмотрено.
Учитывая изложенное, установленная комментируемой статьей обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе и при возврате, осуществляемом в форме зачета.
Иное толкование норм НК РФ могло бы привести к нарушению прав налогоплательщиков, использующих право на зачет в качестве способа восстановления имущественного положения, нарушенного налоговыми органами.
Предусмотренное НК РФ начисление процентов является компенсацией материальных потерь налогоплательщика от несвоевременного получения налоговой выгоды. Отказ инспекции уплатить проценты в качестве компенсации за просрочку причитающихся платежей нарушает справедливый баланс, который надлежит поддерживать между интересами частных лиц (налогоплательщиков) и интересами общества.
Подобная правовая позиция выражена в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 10848/04, от 29 ноября 2005 года N 7528/05, от 6 июня 2006 года N 1363/06.
Территориальный орган федерального казначейства после осуществления возврата суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов уведомляет налоговый орган о дате совершения операции и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.
Таким образом, основаниями к возврату излишне взысканных сумм налога служат:
- решение налогового органа о возврате требуемой суммы;
- вступившее в законную силу решение суда.
Документы для возврата излишне уплаченного налога
Для того, чтобы вернуть излишне уплаченный налог, необходимо предоставить документы, которые бы подтверждали соответствующий факт. В качестве таких документов могут быть представлены:
- документы о размере перечисленного налога
- документы о наличии льгот по налогу
- декларация 3-НДФЛ
- справка 2-НДФЛ
- копии медицинских документов (договоров, чеков об оплате) и справок для налоговой, если возвращается часть НДФЛ
- копии документов об обучении и оплате обучения, если возвращается НДФЛ по этому основанию
- копия документов купли-продажи недвижимости, акты приема-передачи, документ, подтверждающий регистрацию права собственности
- иные документы
Отказ в возврате уплаченного налога в большем размере
Налоговая может отказать в возврате излишне уплаченного налога. По каким основаниям может быть вынесен отказ налоговой? Например, если налогоплательщик обратился за возвратом налога по истечении 3-х лет, поскольку возврат производится максимум за 3 года.
Иногда, налоговая может отказать, если в заявлении на возврат не указана какая-то информация. В то же время имеется судебная практика, когда такой отказ обжаловали и суд вставал на сторону налогоплательщика.
С учетом указанного, налоговая может отказать возвращать уплаченный налог как на законных основаниях, так и не совсем на законных. Если отказ не основан на законе, тогда решение налоговой следует обжаловать.
В течение какого срока можно зачесть или вернуть переплату по НДС
Срок давности у переплаты – три года со дня ее возникновения, то есть дня уплаты излишнего налога (п. 7 ст. 78 НК РФ). Для возврата излишне взысканного налога трехлетний срок отсчитывается со дня, когда налогоплательщику стало известно об этом факте.
Если в течение этого времени ничего не предпринять, деньги «сгорают», и воспользоваться ими фирма уже не сможет.
Не надейтесь на налоговиков, отслеживайте состояние расчетов с бюджетом самостоятельно и регулярно проводите сверку. Согласно п. 3 ст. 78 НК РФ налоговики обязаны сообщить о факте переплаты в течение 10 дней после того, как им о ней стало известно. Но если они этого не сделают и три года пройдут, деньги вы уже не вернете. Верховный суд считает, что неуведомление о переплате не может быть основанием для сдвига начала действия трехлетнего срока (определение Верховного Суда Российской Федерации от 30 августа 2018 г. № 307-КГ18-12491).
Как действовать при переходе в другую инспекцию
Бывает, что бизнес ошибся при уплате налога в одну инспекцию, обнаружил переплату, сообщил об этом инспекции и перешёл в другую. В статье 78 Налогового кодекса не сказано, что в таких случаях требуется подавать повторное заявление.
Если в прежней налоговой не провели возврат, это должны сделать в новой инспекции. Сроки при этом те же, что и при стандартном порядке.
Все потому, что налоговики возвращают деньги из бюджета, а не из средств конкретной инспекции. Поэтому неважно, в какой именно ИФНС бизнес оставил переплату.
Комментарии к ст. 79 НК РФ
При применении статьи 79 НК РФ следует учитывать, что самостоятельность исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога предполагает уплату налога за счет собственных средств и в дальнейшем при наличии к тому оснований своевременный возврат или зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы налога только данному налогоплательщику.
Возможность передачи права требования, вытекающего из публично-правовых отношений по сделке (уступке права требования), регулируемой гражданским законодательством, законодательством о налогах и сборах не предусмотрена.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность передачи налогоплательщиком своих прав на получение возмещения процентов, начисленных за несвоевременный возврат налога из бюджета, в порядке заключения сделок гражданско-правового характера.
При решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет судам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.
Таким образом, срок, с которого начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата излишне уплаченной суммы налога исчисляется по истечении одного месяца со дня получения налоговым органом первого заявления налогоплательщика.
Вопрос о сроках и определение ВС РФ по делу о переплате налогов давностью в лет
В налоговом праве РФ возникают ситуации, когда налогоплательщик имеет право на возврат излишне уплаченных налогов или их зачет на будущие налоговые периоды. Однако, вопрос о сроках и определение Верховного Суда РФ по делу о переплате налогов, давностью в лет, вызывает определенные трудности в правоприменении.
Сущность вопроса заключается в том, что налогоплательщик может обратиться с заявлением о возврате или зачете переплаченных налогов в течение определенного срока. Однако, при определении этого срока возникают различные интерпретации и разногласия. Дело усложняется давностью в лет, которая может оказывать влияние на решение по данному вопросу.
- Статья 78 НК РФ регулирует порядок зачета и возврата излишне уплаченных налогов. Она предусматривает, что налогоплательщику должно быть возвращено излишне уплаченное налоговое обязательство или его часть. Однако, сроки и порядок возврата или зачета определяются законодательством, что может привести к разночтениям и трудностям в правоприменении.
- Вопрос о сроках и определение Верховного Суда РФ по делу о переплате налогов давностью в лет является актуальным для многих налогоплательщиков. Верховный Суд РФ является высшей судебной инстанцией по гражданским и уголовным делам, и его толкование законов имеет юридическую силу, поэтому его решение по данному вопросу является основополагающим.
Порядок возврата излишне уплаченных налогов
Порядок возврата излишне уплаченных налогов и сборов определен в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с данным законодательным актом, любой налогоплательщик имеет право на возврат излишне уплаченных налогов.
В случае, если налогоплательщик обнаружил, что сумма налога или сбора, уплаченная им, превышает реально установленную к оплате, он может обратиться в налоговый орган для возврата излишней суммы. При этом, возврат производится в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 78 НК РФ.
Вопрос возврата излишне уплаченных налогов имеет свою сущность и порядок регулирования, основанный на принципах права и правоприменения. Однако стоит учитывать, что давность обращения на возврат излишне уплаченных налогов составляет 3 года, считая с момента, когда налогоплательщик стал знать о наличии переплаты.
Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов
Излишне уплаченные страховые взносы – это суммы, которые организации и предприниматели переплатили при уплате страховых взносов, связанных с определенными видами обязательного социального страхования. Такие суммы могут возникнуть из-за ошибок при расчете, изменения размеров страховых взносов, а также из-за прекращения предпринимательской деятельности.
Определение суммы излишне уплаченных страховых взносов и порядок их возврата регулируются статьей 78 НК РФ. Сущность этой статьи заключается в том, что налогоплательщик имеет право на возврат указанных сумм в случае их излишней уплаты или переплаты.
При возврате излишне уплаченных страховых взносов применяются сроки давности, установленные налоговым законодательством РФ. Если заявление о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов подано в сроки, предусмотренные законодательством, то налоговая орган обязана вернуть данную сумму налогоплательщику. В случае нарушения сроков возврата налогоплательщику могут быть начислены пеня, ставка платежных штрафов и штраф за нарушение сроков возврата.
В целом, порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов и сроки давности правового регулирования в данной сфере не отличаются от общих правил, установленных в НК РФ для возврата излишне уплаченных налогов и сборов.
Проценты за излишне взысканную сумму налога
При установлении факта излишне взысканного налога, налоговый орган по заявлению от налогоплательщика принимает решение о возврате той суммы налога, которая была излишне взыскана, а также начисленных на нее процентов. Возврат суммы должен быть выполнен в течение месяца с момента получения заявления о возврате.
Проценты начисляются на сумму налога, взысканного сверх положенной суммы, уже со следующего дня после факта взыскания.
Начисляются проценты вплоть до того дня, когда фактически налоговая возвращает деньги организации. Процентная ставка при этом равна ставке рефинансирования ЦБ РФ на эти указанные дни.
Решение о возврате или отказе налогоплательщику в возврате суммы налоговый орган должен принять в течение 10 дней с момента получения заявления.