Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Освещение придомовой территории многоквартирного дома что говорит закон». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По логике, организовывать освещение во дворах многоквартирных домов обязано местное самоуправление. Но, для того чтобы лампочки не перегорали, либо их не воровали, нужен постоянный контроль. Осуществлять этот процесс под силу самим жильцам.
Кто отвечает за освещение придомовой территории
Важно! Для того чтобы подача электроэнергии осуществлялась бесперебойно, жителям дома следует заключить договор либо с управляющей компанией, либо с организацией подряда, а именно застройщиком. Обязательным условием при заключении договора, является заверение документа у нотариуса, иначе договор не будет иметь законной юридической силы.
Также при оформлении соглашения, в документах должны быть указаны границы земельного участка, согласно земельному акту, который хранится непосредственно у руководителя управляющей компании.
В ведении управляющей компании числится исполнение необходимых параметров для успешного энерго обеспечения дворового комплекса:
- определение продолжительности работы световых приборов в ночное время суток;
- сколько фонарей будет установлено в видимости зоны прилегающей непосредственно к дому, а также отдельных участков двора;
- в какой период времени будет происходить организация освещения.
Если по каким – то причинам, управляющая компания не справляется с возложенными на нее обязанностями, то жильцы дома вправе поменять ее на другую.
Нормы освещения территории детского сада
Для освещения территории детского сада или школьного двора существует отдельный пункт в том же СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение
Нормы освещения территории детского сада в Москве. Нормы МГСН 2.06-99 «Естественное, искусственное и совмещенное освещение»
Нормы освещения территории, прилегающих к общественным зданиям
Освещаемые объекты | Средняя горизонтальная освещенность, лк |
Детские ясли-сады, общеобразовательные школы, школы-интернаты, учебные заведения | |
1. Групповые и физкультурные площадки 2. Площадки для подвижных игр зоны отдыха 3. Подъезды и подходы к корпусам и площадкам |
10 10 4 |
Санатории, дома отдыха | |
4. Въезд на территорию | 6 |
5. Проезды и проходы к спальным корпусам, столовым, кинотеатрам и тому подобным зданиям | 4 |
6. Центральные аллеи парковой зоны | 4 |
7. Боковые аллеи парковой зоны | 2 |
8. Площадки зоны тихого отдыха и культурно-массового обслуживания (площадки массового отдыха, площадки перед открытыми эстрадами и т.д.) | 10* |
9. Площадки для настольных игр, открытые читальни | 10* |
Требования к внешнему виду ограждений
Забор вокруг многоквартирного дома по нормам и правилам может иметь различный вид. Особенности зависят от того, какой объект ограждают, например:
- если дома образуют замкнутые периметр или дворовое пространство, граничат с ветхим либо аварийным жильем, допускается установка прозрачных заборов высотой не больше 1,6 м, ограждающие элементы — до 0,75 м (сплошные конструкции недопустимы);
- для всех прочих типов многоэтажного или среднеэтажного жилья в качестве забора разрешается использовать прозрачные сооружения не выше 0,9 м;
- спортивные площадки разрешается огораживать прозрачными заборами до 2,5 м;
- для игровых детских площадок подойдут ограды до 1,6 м;
- вокруг площадки для выгула собак разрешается установить ограждение до 2 м высотой;
- чтобы ограничить доступ к контейнерам с мусором, используются глухие либо комбинированные ограждения высотой до 1,6 м, допускается установка специальных навесов.
Ограждение дворовой территории многоквартирного жилого дома должно быть защищено от воздействия атмосферных осадков. Чаще всего это делают с помощью окрашивания. Обработать защитным придется весь забор, частичная покраска недопустима.
Дополнительные особенности наружной подсветки
К примеру, в РФ принят Федеральный Закон №131-ФЗ от 6.10.2003 г. (в ред. 21.07.2007), в котором приписана ответственность власти за создание уличного типа освещения на территории муниципалитета. По этому закону, а также ряду других законодательных документов, местная власть должна следить не только за правильной организацией уличного освещения, но и за поддержанием системы в работоспособном состоянии.
Подсветка дома
На деле за наружным освещением территории дома должны следить государственная служба ЖКХ (отдельные его подразделения), а также подразделения энергетических компаний для реализации технических стороны освещенности улиц. За их работу должна вносить плату территориальная администрация. Также отвечать за уличное освещение домов и прилежащих к ним территорий могут и другие организации, с которыми было заключено соответствующее договоренность, или компании, на балансе которых числится инженерная система конкретного населенного пункта.Именно эти организации определяют следующие параметры уличного освещения придомовой территории:
- продолжительность работы осветительных приборов в ночное время суток;
- количество фонарей, которые будут установлены возле дома и прилегающей к нему территории;
- в какое время будет происходить включение света.
Поэтому, если на улице по каким-либо причинам нет освещения, нужно обращаться в вышеперечисленные организации и компании, которые для каждого отдельного района населенного пункта буду отличаться. Конечно, на вопрос «куда обращаться или жаловаться, если нет света во дворе дома» можно ответить по-разному.
На сегодняшний день освещение придомовой территории может вестись несколькими способами.Первый вариант организации подсветки двора предполагает размещение настенного светильника над козырьком подъезда.
Заявите о правах на участок
Законодательством предусмотрены три способа определения площади придомовой территории: один — для новостроек, два других — для уже существующих домов. В первом случае многоквартирный дом сдается в эксплуатацию только после прохождения обязательного государственного кадастрового учета, то есть при установлении размера и границ земельного участка, на котором он расположен. В случае же когда жильцам в общую долевую собственность бесплатно переходит придомовая территория дома, построенного до введения в действие Жилищного кодекса (до 1 марта 2005 года), возможны два варианта: если участок уже прошел кадастровый учет, и так называемое иное.
Существует любопытный нюанс, касающийся прав на участок, состоящий на государственном кадастровом учете. Если участок сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, формально для перехода в долевую собственность вроде бы ничего не требуется. Однако на практике жильцам приходится обращаться в Федеральную регистрационную службу и регистрировать данное право общей долевой собственности на земельный участок. Причем регистрация в данном случае, говоря юридическим языком, будет не правоустанавливающей, а правоподтверждающей. То есть все права и обязанности собственника по отношению к участку жильцы приобретают независимо от регистрации.
Второй случай более распространенный: земельный участок не сформирован (и на него нет документов кадастрового учета) до введения в действие Жилищного кодекса. Для бесплатного перехода в общую долевую собственность такого земельного участка необходимо соблюсти общий (заявительный) порядок его формирования и оформления.
То есть:
- на общем собрании собственников жилья принять решение о формировании участка и проведении его кадастрового учета;
- обратиться в соответствующие органы с заявлением о передаче участка из государственной или муниципальной собственности в общую долевую собственность собственников помещений;
- подать документы на государственную регистрацию права общей долевой собственности на земельный участок.
Чиновники обязаны рассмотреть такое заявление и произвести необходимые действия по формированию земельного участка и его постановке на государственный кадастровый учет. Только после этого придомовая территория бесплатно перейдет в общую долевую собственность.
Что говорит закон об освещении придомовой территории многоквартирного дома?
Ни один из нормативно-правовых актов России не содержит определения «придомовая территория».
Постановление Правительства № 491 от 13 августа 2006 года относит документально закрепленную за домом землю, включая все объекты на ней находящиеся для обслуживания и благоустройства дома к общедомовому имуществу.
Именно эту часть имущества и принято называть придомовой территорией.
Вопрос освещения перед домом в соответствии с ФЗ РФ № 131 от 6 октября 2003 года находится в ведении местной администрации. Именно она контролирует и поддерживает освещенность вверенной ей территории по ночам.
Администрация заключает договор с энергоснабжающими компаниями и обязывает их обеспечить территорию электричеством. Но это не значит, что сотрудник администрации будет самостоятельно ходить по городу и заменять недостающие или перегоревшие лампочки.
Нормативный уровень освещённости зависит от объекта освещения
Освещённость измеряется в люксах (лк): это отношение светового потока, падающего на участок земли, к его площади. В приложении № 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 прописаны требования к уровню освещённости разных элементов придомовой территории многоквартирного дома:
- входы в дом – не менее чем в 6 лк для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола;
- аллеи и дороги, велосипедные дорожки при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 4 лк;
- внутренние служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 2 лк;
- автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках – 2 лк;
- прогулочные дорожки – 1 лк;
- физкультурные площадки и площадки для игр детей – 10 лк.
Несоблюдение нормативов освещённости придомовой территории, и тем более его отсутствие, нарушает права граждан на личную безопасность, осложняет дорожное движение.
Зачем необходимо освещение домов
Создание качественного освещения на придомовой территории является важной частью инфраструктуры каждого района города. Подсветка возле дома выполняет следующие задачи, в которых возникает необходимость с приходом вечера и ночи:
- создает достаточное освещение проезжей части, которая имеется в дворе дома. Благодаря ей все неровности и особенности дорожного перекрытия, а также прилежащая к ней территория хорошо видны даже ночью;
- обеспечение хорошей видимости как для транспортных средств, въезжающих на парковочные места, так и для пешеходов, которые в это время прогуливают по двору;
- дает возможность людям и транспортным средствам хорошо ориентироваться в пространстве, что минимизирует риск травмирования или ДТП;
- повышает безопасность в дворах, так как по статистике грабители не нападают на своих жертв на хорошо освещенных участках.
Ответственные за свет
Если за нормы и правила организации освещения на улице отвечает соответствующая документация, то за их реализацию в полной мере ответственны уже люди, которые работают в государственных учреждениях.
Кроме СНИПа содержать в себе нормы уровня освещенности и различные дополнительные рекомендации могут документы федерального и регионального или местного значения. К примеру, в РФ принят Федеральный Закон №131-ФЗ от 6.10.2003 г. (в ред. 21.07.2007), в котором приписана ответственность власти за создание уличного типа освещения на территории муниципалитета. По этому закону, а также ряду других законодательных документов, местная власть должна следить не только за правильной организацией уличного освещения, но и за поддержанием системы в работоспособном состоянии.
Некоторые правила организации освещением подъезда
Все чаще жителями отдельного подъезда принимаются решение о модернизации освещения. Однако, автоматические системы постоянно совершенствуются, то есть появляются новые, более энергосберегающие схемы. Разработчики нормативных документов не всегда успевают фиксировать их появление или изменения в уже существующих системах.
Поэтому нормативы чаще всего носят рекомендательный характер, а ответственность за их воплощение в жизнь возлагается на разработчиков и исполнителей определенного проекта. Но в нормативных документах присутствуют пункты, обязательные для исполнения, то есть включения в любую выбранную для установки систему.
- При использовании любой системы освещения должен быть предусмотрен вариант ее ручного включения и отключения в любое время суток. Эта функция необходима для проведения ремонтных и профилактических работ, а также при возникновении аварийных ситуаций.
- Если устанавливается система автоматизации, реагирующая на освещенность помещений подъезда, то должна быть предусмотрена функция ее включения и отключения при любом естественном освещении.
- При использовании комплекса датчиков, необходимо предусмотреть аварийное или эвакуационное освещение. Оно должно включаться от обычного выключателя отдельно от автоматики.
- Приборы для включения освещения на чердаке должны находиться вне помещения, на входе. Если входов на чердак несколько, то выключатели устанавливаются около каждого из них.
- Все выключатели должны быть исправны и обязательно установлены не разрыв фазы.
Специфика искусственного освещения офисных помещений
Искусственное освещение офиса
Искусственное освещение необходимо большую часть года. Только летом в солнечную погоду достаточно будет естественного света. Освещение влияет на следующие факторы:
- работоспособность;
- настроение;
- продуктивность;
- концентрация внимания.
Выделяют несколько уровней подсветки: общий, локальный, декоративный.
Общее освещение создает основной световой поток. Оно должно быть равномерным, без темноты в углах или иных зонах. Также не стоит делать общий свет излишне ярким – это способствует быстрой утомляемости глаз. Общая подсветка организуется при помощи потолочных светильников.
Локальный свет нужен для отдельного рабочего места. Он создается при помощи настольных ламп или подвесных светильников с непросвечивающими плафонами прямо над столом. Особенно важна локальная подсветка для рабочих мест, связанных с постоянным зрительным трудом: чертежники, проектировщики, дизайнеры.
К локальному освещению много требований:
- отсутствие резкого контраста между яркостью настольной лампы и общего освещения;
- нужный уровень яркости: не слишком малая, но не слепящая (мощность источника света примерно 60 Вт лампы накаливания или 8-10 Вт для светодиодной);
- настольная лампа должна располагаться с левой стороны от человека, пишущего правой рукой;
- свет должен выделять рабочие инструменты конкретного работника: клавиатуру, чертежную доску.
Декоративная подсветка служит для выделения интерьерных объектов: дипломов, наград, сувениров, картин. Ее создают направленными источниками света малой мощности.
Нормы освещенности различных частей подъезда и подсобных помещений
Освещение в подъездах разных помещений имеет свои стандарты и правила (ГОСТы, строительные СНиП). К основным из них относятся следующие:
- нормирование осуществляется по таблице ВСН 59-88, где содержатся два вида стандартов: света от ламп накаливания или люминесцентных;
- в лифтах лампы имеют освещенность мощностью 20 лк (для люминесцентных ламп) и 7 лк (для лампочек накаливания);
- колясочные помещения освещаются лампочками накаливания;
- шахты лифтов – лампочками накаливания в 5 лк;
- подвальные и чердачные помещения, так же как электрощитовые, мусоросборочные и другие освещаются лампочками накаливания мощностью 10 лк.
Истоники света и нарушения при их монтаже
Организация системы освещения в подъездах чаще всего происходит при помощи обычных ламп накаливания. Это не лучшее решение (и альтернативой ему являются люминесцентные лампы и современные светодиодные светильники), поскольку такие лампы очень часто становятся причиной возгораний в результате перегрева (нагреваются до 360 градусов Цельсия). Более того, в нарушение всех установленных норм эти лампы устанавливают без плафонов, что повышает риск пожарной опасности вдвое.
Среди прочих нарушений при организации системы освещения стоит отметить и следующее:
- лампы (в том числе и лампы накаливания) часто устанавливают без специального рассеивателя света, в результате чего поток концентрируется только в одном месте, и даже если лампа соответствует стандартам СанПиН, итог освещения будет некачественным;
- одним из наиболее распространённых нарушений является то, что лампы располагаются на недостаточном возгорании от легковоспламеняющихся веществ и/или объектов – по требованиям СанПиН, должен быть исключён совершенно любой риск возгорания – из-за этого жильцам запрещено пользоваться коридорами, чтобы оставлять там вещи, например, деревянную мебель или лыжи;
- нередко систем освещения организуется непрофессиональными электриками, находящимися в штате УК: часто встречаются соединения проводов из алюминия и меди, которые, вступая в химическую реакцию, приводят к быстрому разрушению контактов.
Стоит отметить, что для организации системы освещения подъезда многоэтажного дома используются три типа источников света:
- лампы накаливания;
- люминесцентные лампы;
- светодиодные лампы.
Подробнее о каждой из них поговорим ниже.
Правила замены осветительных приборов
Если отсутствуют свет в подъезде, то на это может иметься много причин, например, погасание лампы, разрушение плафона из-за разных воздействий, замыкание, возникшее в проводке или иные причины.
Для решения данной проблемы можно воспользоваться двумя вариантами:
- Самостоятельная замена лампы или осветительного прибора.
Это является опасным, так как у владельцев квартир отсутствует нужное образование и навыки.
Для этого надо перекрыть подачу электричества, определить причину отсутствия света и исправить поломку. - Обращение к ТСЖ или УК. Наиболее часто жильцы многоэтажек прибегают именно к этому способу.
К минусам его относится то, что компании присылают специалиста в течение длительного времени, поэтому приходится долго ходить в подъезде вечером или ночью без света.
Важно! Если владелец квартиры решает самостоятельно заменить лампу, он должен знать, как выполняется этот процесс, а также ему придется понести расходы, связанные с покупкой лампочки.
С наступлением темноты в подъезде и на лестничных клетках жилого дома обязательно должен включаться свет. В первую очередь это необходимо для безопасности жильцов. Освещение в подъезде многоквартирного дома должно отвечать следующим требованиям:
- в общественных помещениях применяется система общей подсветки;
- если в доме больше 6 этажей и проживает более 50 человек, то здание должно быть оснащено эвакуационным освещением;
- эвакуационные светильники устанавливают в основных проходах и перед лифтами;
- допускается использовать лампы накаливания, галогеновые и светодиодные светильники;
- рекомендуется прикрывать светильник антивандальным, ударопрочным стеклом или металлической сеткой;
- интенсивность света должна соответствовать установленным нормам.
Кто отвечает за уличное освещение в городе
Многие сельские жители интересуются — существует ли какая-либо норма, согласно которой поступает свет в сельскую местность? Ведь зачастую, фонари то установлены, но свет в них появляется очень редко, так что, по сути, они выполняют роль не более чем декоративную, да и то весьма с натяжкой.
Первоначальная задумка была не так плоха, ведь собственное предприятие является мечтой любого селянина, но без должной государственной поддержки эта идея быстро застопорилась. Понятно, что люди, начинающие собственное хозяйство на огромных территориях, обеспечивали их нужной электрификацией, но всё это было до поры до времени. Вот и получается, что начали образовываться огромные долги за свет, погасить которые не представлялось возможным. Процедура же передачи в собственность муниципального хозяйства этих земель и коммуникаций — настоящее «бюрократическое болото», в котором не каждый захочет участвовать. Поэтому и выходит так, что многочисленные сельские улицы находятся без света на протяжении многих лет.