Что такое справка о дтп и где ее взять

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое справка о дтп и где ее взять». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Справка ГАИ о ДТП (справка номер 154) является одной из обязательных документов, которые подаются в страховую компанию при необходимости получения выплат в случае дорожно-транспортного происшествия. Правильное оформление формы — обязательное условие при обращении за компенсационными выплатами. Страховая компания может отказать в выплате возмещения ущерба, если, например, будут неправильно указаны некоторые данные.

Что делать при утрате?

В случае потери или порчи документа, не возникало никаких трудностей, поскольку в любой момент можно беспрепятственно получить копию справки в Госавтоинспекции, которая ее выдавала. Обратиться моно было письменно, либо лично. Единственное ограничение – срок для получения (не позднее трех лет с момента аварии), поскольку все документы в ГИБДД хранятся не более установленного срока.

Хотим отметить, насколько важен был данный документ, поскольку зачастую от него также зависело решение страховой компании об отказе или удовлетворении заявления о выплате суммы страхового возмещения. Поэтому очень важно относиться к документам с особым вниманием и контролировать процесс их оформления и подписания всеми участниками дорожно-транспортного происшествия.

Напоминаем, что на данный момент эта справка более не является обязательной.

Если не выдают справку из ГИБДД

Вообще, эта бумага должна быть выдана сразу при оформлении аварии. Исключение составляют только экстренные случаи и отсутствие возможности у участника дорожного происшествия присутствовать при выдаче.

Справка не устанавливает чью-либо вину или невиновность. Это просто свидетельство участия определённых лиц в ДТП. То есть для её получения необходим только сам факт столкновения, не нужно ждать пока пройдёт группа разбора, найдут виновника (если он скрылся), определят виновность каждого из участников и т. п. Поэтому любые необоснованные задержки со стороны работников ГИБДД незаконны.

Поэтому если вы встретились с препятствиями со стороны сотрудников ГИБДД в получении справки, смело пишите жалобу начальнику подразделения. Если это не поможет, что маловероятно, можно жаловаться и в прокуратуру.

Но как правило, с её получением проблем не вызывают, особенно когда инспекторы видят, что вы знаете свои права и как должно всё проходить по закону.

Ошибки в документе подтверждающем ДТП

К сожалению, далеко не всегда автоинспекторы внимательно и ответственно подходят к оформлению справки о ДТП. Однако их спешка или рассеянность может стоить вам страховки. В отличие от сотрудников ГИБДД, сотрудники страховых компаний дотошны в работе с полученными документами и суровы при наличии малейших неточностей.

Но чаще всего ошибки либо неточности можно исправить, обратившись к тому же сотруднику ГИБДД, который оформлял справку. Как правило, с исправлением не возникает проблем.

Однако такие документы не всегда правомерны, поскольку законно вносить правки только во время составления справки о дорожно-транспортном происшествии. Вносить же правки после получения на руки можно в случае, если были допущены описки или опечатки. Однако на практике зачастую правки касаются другой информации, например, описания повреждений. Несмотря на это, бумаги с исправлениями часто принимаются и страховыми компаниями, и судами.

Почему отменили справку и что вместо нее?

О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии. При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО. Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.

Читайте также:  Договор купли-продажи дома и земельного участка

С этой даты в МВД действует новый внутренний регламент* работы инспекторов ГИБДД, и в нем появилось немало новшеств — например, теперь разрешается размещать камеры фотовидеофиксации в местах действия временных дорожных знаков, а инспекторы получили право останавливать водителей вне стационарных постов без объяснения оснований. Но отмена «справки по форме 154» (так ее называли, потому что образец утверждался приказом МВД России от 01.04.2011 №154) — самое резонансное новшество.

При этом ГИБДД формально не снимала с инспекторов обязанности собрать информацию об участниках ДТП и повреждениях автомобилей, и 18 октября в региональные подразделения Госавтоинспекции было направлено внутреннее разъяснение, в котором говорится, что после 20 октября инспекторы должны вместо оформления «справки по форме 154» вносить дополнительные сведения в протокол или постановление об административном правонарушении, либо в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этих документов по замыслу МВД будет достаточно для обращения в страховую компанию. Но на практике, как обычно, все работает по-другому.

Что делать, если ГИБДД не определила виновных в аварии?

Еще один случай, когда роль извещения о ДТП выходит на первый план. Дело в том, что по российским законам формально возможен такой нонсенс, как «ДТП без виновника». Точнее, ДТП всегда происходит из-за того, что кто-то нарушил Правила дорожного движения, но не всегда за это нарушение предусмотрена административная ответственность — примером может быть пункт 10.1 ПДД, когда водитель не справился с управлением без превышения скорости. А если нет административного наказания, то не возникает и гражданской ответственности, а вместе с ней — и формального повода для выплаты по ОСАГО. Иными словами, у ДТП может быть и виновник-нарушитель, и пострадавший с полным набором документов от ГИБДД, но, если в них отсутствует факт административного наказания, страховая получит повод отказать в выплате по ОСАГО, и тогда возмещать ущерб придется через суд.

Однако если происшествие оформлено в рамках европротокола без участия ГИБДД, то выплата возможна и без наступления административной ответственности — главное, чтобы в извещении все участники удостоверили отсутствие разногласий между собой.

Ну а в случае, если по представленным в страховую компанию документам невозможно установить распределение ответственности за причинение вреда между участниками ДТП, то страховщик осуществляет выплату в размере доли ущерба, определенной как отношение размера ущерба к числу участников ДТП.

Когда справка не нужна

Оформление документа не было обязательным во всех случаях. Уже в то время существовали способы упрощенного оформления, произошедшего ДТП. Главный из них –евпропротокол, который действует и сегодня, однако становится все более распространенным. Его ключевая особенность заключается в отсутствии необходимости вызывать сотрудников ГИБДД и ждать оформления.

Водители могут самостоятельно договориться и зафиксировать факт произошедшей аварии на специальном бланке. Несмотря на упрощенный порядок, прибегнуть к такому способу можно не во всех случаях. Например, в аварии не должно быть пострадавших людей, в результате столкновения вред был причинен исключительно имуществу, а размер ущерба не превышает установленную максимальную сумму. На протяжении всего времени размер этой суммы несколько раз менялся и увеличивался, с целью сделать процедуру доступной для большого количества водителей.

Какие предусматривались нюансы получения справки из ГИБДД

У документа простая форма, которая заполнялась печатными буквами. Сведения вносил сотрудник ГИБДД. Он фиксировал обстоятельства аварии. Стороны вправе договориться о ДТП самостоятельно, без участников сотрудников Госавтоинспекции, если ущерб автомобилю незначителен, и в аварии нет пострадавших. Также при оформлении «европротокола» должны отсутствовать спорные мнения об обстоятельствах аварии. Обязателен вызов сотрудников ГИБДД, когда в аварии пострадали люди. Независимо от обстоятельств аварии и необходимости вызова уполномоченных должностных лиц участники ДТП должны сфотографировать место ДТП, расположение автомобилей, их видимые повреждения, а также дорожную обстановку.

Ранее у справки о ДТП по форме № 154 был единый утвержденный бланк. В левом углу документа был специальный знак печати, подтверждающий подлинность документа. Это было важно для того, чтобы страховая компания не оспаривала подлинность справки. Справка заполнялась от руки. Все не заполненные ячейки в документы должны были помечаться прочерком. Такая отметка свидетельствует о том, что информация в помечаемых строках отсутствует.

Читайте также:  Налог на продажу жилья ударит по карману казахстанцев - эксперты

Если установить дату аварии не представлялось возможным, то сотрудник указывал предположительное время столкновения ТС или другого дорожного происшествия. Приводился перечень поврежденных деталей, без обозначения характера повреждений.

Также заполнялся раздел «административные правонарушения». В нем указывались выявленные правонарушения по результатам аварии, со ссылкой на нормы КоАП и другие нормативные акты. При участии в аварии более двух лиц к справке прилагалось приложение, потому что изначально образец бланка рассчитан только на двух участников ДТП.

При невозможности установить личности пострадавших в ДТП и участников аварии соответствующие отметки об этом также указывались в справке. Дополнительно обозначалось количество приложений к основному документу. До подписи сторонами в справку могли быть внесены изменения. Сторонам необходимо было убедиться в правильности внесенных данных. Каждый участник аварии получал свой экземпляр, с приложениями.

Не исключались ситуации, когда справку о ДТП для страховой компании было невозможно оформить на месте происшествия. Так, ТС могло быть срочно эвакуировано, а бланк заполнялся позже. Тогда получить документ можно было в течение 5 дней с момента аварии. Для этого следовало обратиться в ближайший отдел ГИБДД.

Если участник ДТП госпитализировался с места аварии, на момент ДТП был без сознания, то документ для страховой компании можно было получить в течение трех недель с момента происшествия. Ранее справка обязательно прилагалась к заявлению о возмещении по ОСАГО. Без нее страховые компании отказывались платить за поврежденный автомобиль или ремонтировать его. При утере документа можно было обратиться в ГИБДД и получить дубликат.

Трудностей с получением справки не возникало. В редких случаях сотрудники могли неверно внести информацию в справку либо забыть предоставить экземпляр. Тогда получить бланк можно было в заявительном порядке. Спорные ситуации обычно решались в административном порядке.

Если виновник аварии скрылся с места ДТП, то вносились данные, которые можно было достоверно установить на момент заполнения документа. В справке обязательно указывался факт ДТП. Остальные обстоятельства можно было установить позже, в ходе разбора ДТП в административном порядке, при уголовном производстве или судебном разбирательстве.

Ошибки в документе подтверждающем ДТП

К сожалению, далеко не всегда автоинспекторы внимательно и ответственно подходят к оформлению справки о ДТП. Однако их спешка или рассеянность может стоить вам страховки. В отличие от сотрудников ГИБДД, сотрудники страховых компаний дотошны в работе с полученными документами и суровы при наличии малейших неточностей.

Но чаще всего ошибки либо неточности можно исправить, обратившись к тому же сотруднику ГИБДД, который оформлял справку. Как правило, с исправлением не возникает проблем.

Однако такие документы не всегда правомерны, поскольку законно вносить правки только во время составления справки о дорожно-транспортном происшествии. Вносить же правки после получения на руки можно в случае, если были допущены описки или опечатки. Однако на практике зачастую правки касаются другой информации, например, описания повреждений. Несмотря на это, бумаги с исправлениями часто принимаются и страховыми компаниями, и судами.

Почему отныне необходимо всегда заполнять извещение о ДТП

В связи с тем, что получение справки о ДТП для страховой не представляется возможным, аварийные комиссары и сотрудники РСА рекомендуют приступать к оформлению извещения самостоятельно. Заполнять бланк для страховой необходимо при каждом столкновении. При этом все блоки официальной бумаги должны быть заполнены.

При заполнении блоков официального бланка требуется проявить внимательность и осторожность. Сведения должны быть внесены после того, как участники ДТП пришли к обоюдному согласию по каждому пункту документа. Стороны должны прийти к согласию, так как извещение подписывается каждым гражданином, попавшим в аварию.

Если в автомобильном происшествии участвовало больше 2 машин, то потребуется формирование нескольких извещений для страховой. Их количество должно соответствовать числу столкновений автомобилей. На оборотной стороне бланка потребуется указать общее количество граждан, участвовавших в ДТП.

Специалисты советуют внести в извещение для страховой как можно больше информации об автомобильном происшествии:

  • момент столкновения рекомендуется зафиксировать на фото- и видеоносителях;
  • указать информацию обо всех водителях и их транспорте.

В каких случаях для страховой понадобится европротокол?

Только если происшествие оформлено без сотрудников полиции.

Европротокол – это разговорный термин, означающий, что участники ДТП оформили аварию по упрощённой схеме, без вызова ГИБДД – путём составления извещений о дорожно-транспортном происшествии. Но европротокол подойдёт не во всех случаях. Одним из важных условий его составления является отсутствие разногласий по поводу происшествия, а также виновности водителей. Если кто-то из участников ДТП имеет возражения, то извещение составлять нельзя – вместо этого нужно звонить в ГИБДД.

Читайте также:  Выплаты и пособия на ребенка в Башкортостане и Уфе в 2023 году

Иногда на место ДТП могут приехать аварийные комиссары (аваркомы). Многие принимают их за сотрудников полиции, хотя по факту это не так. Аваркомы часто действуют в интересах страховых компаний и просто помогают водителям с оформлением документов на месте ДТП (часто за дополнительную плату). Поэтому, если вы оформляете происшествие с таким комиссаром, а сотрудники ГИБДД на место аварии не приезжали, то обязательно составляется извещение о ДТП. Иначе о страховом возмещении можно забыть!

Когда происшествие оформлено по европротоколу, участники аварии обращаются в свою страховую с копией извещения. Но, как мы указали выше, для причинителя вреда нет санкций за неподачу европротокола. А потерпевший в ДТП может вообще не обращаться в СК за возмещением.

После введения в обиход новой формы 154 в ней появился пункт под названием «Возможные скрытые повреждения», они указывают на раннюю аварийность вашего авто. По уверениям страховых компаний, он никаким образом не влияет на размер страховой выплаты. Однако на практике было замечено, что связь все же есть.

Имеются проблемы и с уточнением точных координат, старый образец справки не требовал такой точности, а установка ГЛОНАСС удовольствие дорогостоящее.

Главной проблемой нового формата справки 154 первое время было отсутствие мокрой печати. В МВД, таким образом, хотели упростить жизнь автовладельцам, избавив их от простаивания в очередях. Но вышло так, что страховые компании отказывались принимать не скрепленные печатью документы, но эта проблема сейчас практически не возникает.

Справка о ДТП формы 154: порядок и сроки представления

Действующая форма справки о ДТП утверждена приказом МВД России от 01.04.2011 № 154. Вероятно, поэтому ее часто называют справкой № 154, официальное же наименование документа — «Справка о дорожно-транспортном происшествии».

Справка о ДТП оформляется сотрудником полиции (ГИБДД), прибывшим на место аварии, и, в соответствии с информационным письмом Главного управления ГИБДД России № 45/1468 «Методические рекомендации по оформлению и выдаче справки о ДТП» и административным регламентом МВД РФ исполнения функции по надзору и контролю за соблюдениями участников дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (утвержден приказом МВД РФ № 185 от 02.03.3009), предоставляется заинтересованным лицам незамедлительно, то есть сразу же после заполнения.

При наличии обстоятельств, не позволяющих выдать справку немедленно (необходимость выезда сотрудника полиции на другое происшествие, эвакуации транспортных средств, оказания помощи пострадавшим и т. д.), она предоставляется в течение суток с момента ДТП в помещении стационарного поста ДПС либо подразделения ГИБДД.

Для чего нужна справка об отсутствии штрафов

Ответ, где получить справку о штрафах ГИБДД, скрывается в самом вопросе. Выдают ее в любом структурном подразделении организации, которая и занимается их оформлением. Водителям не придется за нее платить, так как услуга предоставляется полностью бесплатно. Чаще всего документ необходим в следующих случаях:

  • Оформление водительских прав, их получение или замена в случае лишения.
  • Покупка страховых полисов в некоторых компаниях.
  • Закрытие дела у приставов из-за технического сбоя в базе.
  • Защита личных интересов в суде.
  • При приеме на работу в некоторые организации.
  • При выезде за границу, если планируется пересечь таможню в день оплаты счетов.
  • Регистрационные действия с автомобилем.
  • Возвращение госномеров на ТС.
  • Смена фамилии владельца техники.

Важным реквизитом для обеих форм справки ГИБДД о происшествии является не только точно и достоверно заполненная информация, но и наличие всех подписей и штампов.

Как и любой другой официальный документ, кроме информации справка содержит и штампы, которые свидетельствуют о подлинности и достоверности содержимого документа.

Оформляется она на стандартном бланке А4, поля на нем нанесенные машинной печатью, а все сведения заполняются вручную разборчивым почерком.

Большая часть полей предусмотрена для внесения в нее числовых данных (количества участников и пострадавших в ДТП, количество задействованных единиц автотранспорта, время и координаты происшествия).

Расширенная справка о ДТП предусматривает наличие приложения, в котором могут более детально описываться и разъясняться отдельные моменты аварии.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *