Налоговая тайна: какие сведения она включает?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая тайна: какие сведения она включает?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В налоговую можно написать заявление, чтобы сведения, составляющие налоговую тайну, стали общедоступными. Например, так делают, если просит партнёр (для процедуры комплаенса), для участия в тендерах — или чтобы эти данные появились на сервисах проверки контрагентов и делали компанию привлекательнее в глазах потенциальных партнёров.

Кто вправе получить доступ к налоговой тайне

Налоговый орган в некоторых случаях обязан предоставлять информацию, даже если она составляет налоговую тайну. Дать такие сведения налоговики обязаны, только если правильно соблюдены все условия:

  • запрос на фирменном бланке уполномоченной организации, зарегистрированный как официальная документация;
  • обязательная подпись руководителя запрашивающей организации (в электронной форме допускается ЭЦП);
  • в тексте запроса должен указываться нормативный акт, который позволяет требовать секретные сведения;
  • нужно обосновать цель получения данных налоговой тайны и написать реквизиты документации, на основании которой они требуются (такие как судебные решения, уголовные дела и т.д.).

Составить такой запрос имеют право:

  • государственные органы и уполномоченные ими сотрудники;
  • следственные органы;
  • суд;
  • контрагенты с целью проверки благонадежности потенциального партнера (они могут получить отнюдь не любую информацию).

Налоговая тайна в системе мер защиты конфиденциальной экономической информации

Термин «экономическая информация» достаточно широко употребляется, под ним подразумевают информацию о процессах производства, распределения, обмена и потребления благ. Важнейшими характеристиками и наименьшими смысловыми единицами экономической информации являются показатели и величины, представляющие собой количественные характеристики свойств отображаемых объектов.

В соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

  1. разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
  2. об идентификационном номере налогоплательщика;
  3. о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
  4. предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
  5. предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

Защита конфиденциальной экономической информации позволяет выявить три основных подхода, которые использовались в законодательстве при определении состава сведений, защищаемых в режиме той или иной тайны: первый подход предполагает прямое перечисление в законодательстве сведений, составляющих тайну. Подобным образом определяется состав информации, охраняемой в режиме государственной тайны; второй подход основывается на предоставлении права собственнику (обладателю) информации самому определить состав охраняемых сведений. Данный подход используется в режимах служебной и коммерческой тайн; третий подход вообще не предусматривает установления какого-либо перечня охраняемой информации.

Концепция обеспечения безопасности деятельности налоговых органов, утвержденная Приказами ФСНП России и МНС России соответственно от 12 и 13 октября 2000 г. N ВА-3033 и N БГ-6-24/802, к числу основных задач, решаемых в процессе обеспечения безопасности деятельности налоговых органов, относит выявление каналов утечки из налоговых органов информации, составляющей налоговую тайну. Разглашение информации, составляющей налоговую тайну, определено в качестве одной из основных угроз безопасности деятельности налоговых органов. Внешнюю угрозу в данном случае составляют противоправные устремления криминальных элементов на получение конфиденциальной информации налоговых органов, внутреннюю — нарушение режима обращения со служебными документами и материалами, создающее предпосылки к утечке служебной информации.

Ограничение режима доступа к информации, полученной налоговыми органами, которое было введено путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением указанных сведений, как правило, объясняется специальным правовым статусом информации, составляющей налоговую тайну.

Распространение информации, полученной налоговыми органами, может нанести ущерб интересам как отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и организациям, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации.

За прошедшее десятилетие, начиная с 1998 г., с момента введения в действие части первой НК РФ и определения понятия «налоговая тайна» в системе налоговых органов произошли глобальные изменения, в том числе связанные и со значительным увеличением их функций. На расширение сферы деятельности налоговых органов также повлияло вступление в силу следующих Федеральных законов:

  • от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ «О лотереях»;
  • от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Читайте также:  Проверка штрафов ГИБДД по номеру постановления

В настоящее время налоговые органы обладают следующими полномочиями:

  • осуществляют государственную регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • представляют в делах о банкротстве и процедурах банкротства интересы Российской Федерации;
  • осуществляют контроль и надзор за проведением лотерей, а также за соблюдением организаторами азартных игр требований действующего законодательства.

Функции налоговых органов, предусматривающие ведение единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ и ЕГРИП), лотерей, государственного реестра всероссийских лотерей, предоставление сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также совершение юридически значимых действий для участников гражданского оборота, коренным образом повлияли на основные принципы деятельности налоговых органов.

Кроме того, налоговые органы обладают уникальным опытом сбора и обработки различных сведений, а также их предоставления заинтересованным лицам как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Примером тому является деятельность налоговиков:

  • по выдаче выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • предоставлению удаленного доступа к указанным информационным ресурсам;
  • реализации запросной системы к сведениям о юридических лицах на сайте Федеральной налоговой службы;
  • размещению на сайте ФНС России сведений о документах, поданных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы организаций, а также сведений, содержащихся в государственном реестре.

На сайте Федеральной налоговой службы РФ размещены реестр лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, реестр лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр, государственный реестр всероссийских лотерей, единый государственный реестр лотерей. Сайт содержит онлайн-сервисы, позволяющие неограниченному кругу лиц найти интересующие их юридические лица, адрес своей налоговой инспекции, а также получить информацию о собственной задолженности по имущественному, транспортному и земельному налогам.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну

В соответствии с НК РФ, доступ к налоговой тайне означает наличие законного права у того или иного лица владеть определенной информацией, касающейся данных налогоплательщика, особенностей налогообложения определенного предприятия, организации и т.д.

Законный доступ к сведениям, которые были признаны налоговой тайной, имеется у определенных должностных лиц. Точный список данных лиц может быть установлен федеральным органом исполнительной власти, обладающим соответствующими полномочиями, федеральным органом, относящимся к уголовному судопроизводству, федеральным таможенным учреждением и т.д.

Доступ к данной информации, как правило, оформляется в письменном виде.

В документе указывается список полномочий и точные сведения об информации, к которой должностное лицо получает доступ.

Помимо этого, должностное лицо должно подписать согласие о том, что в случае, если налоговая тайна будет разглашена иным лицам, либо им будет обеспечен неправомерный доступ, данное нарушение обязательно повлечет за собой применение определенных мер ответственности, установленных НК РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Для применения определенных мер ответственности, доступ и факт нарушения интересов налогоплательщика обязательно должны быть доказаны, иначе установление наказания станет невозможным.

Налоговая тайна и отечественный закон

Налоговый кодекс, вступивший в действие в 1999 году, впервые предусмотрел и понятие налоговой тайны – в ст. 102. В ней дается определение: налоговая тайна – вся информация, касающаяся налогоплательщика, которая стала известна о нем ряду государственных органов вследствие выполнения ими своих профессиональных функций:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для соблюдения налоговой тайны не имеет значения, кто именно выступает в статусе налогоплательщика – рядовой гражданин, организация, индивидуальный предприниматель. Также не важна форма, в которой сведения поступили в соответствующие органы, то есть на каком носителе они зафиксированы.

Однако ст. 102 НК РФ не расшифровывает, какие разновидности информации следует относить к налоговой тайне. Эти данные можно почерпнуть из других нормативных актов, в частности письма Министерства Финансов РФ № 03-02-08/41 от 11 апреля 2011 года.

Касательно физических лиц, налоговая тайна является юридически тождественной понятию «персональные данные», которые регламентируются и охраняются Федеральным законом № 152 от 27 июля 2006 года.

Ответственность за разглашение налоговой тайны предусматривается различными Кодексами РФ:

Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является конфиденциальной

Налоговой тайне отведена отдельная статья НК РФ с одноименным названием под номером 102. Налоговая тайна — законодательно установленный особый порядок доступа и применения информации о налогоплательщиках, полученной налоговыми органами в ходе взаимодействия с налогоплательщиками. В процессе работы компаний с налоговыми органами последние получают много информации, которая касается предпринимательской деятельности компаний. Что, безусловно, приводит к опасениям за сохранность такой информации. Согласно ст. 102 НК РФ информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является секретной и не должна быть раскрыта налоговыми органами и прочими государственными структурами, их служащими и прочими лицами, которым в силу служебных обязанностей эта информация стала известна.

Разглашение налоговой тайны: ответственность

Статьей Налогового Кодекса №102 предусматриваются следующие два вида преступлений в области нарушения налоговой тайны:

  • разглашение сведений лицом, занимающим должность в органах, непосредственно работающим с искомыми данными;
  • потеря бумаг, в которых обозначались некоторые данные тайны.

Чтобы лицо, совершившее преступление, было наказано по строгости закона, необходимо, дабы соблюдались следующие требования:

  • имел место быть ущерб, направленный по отношению носителя той информации, которая должна была защищаться от распространения представителями государственных структур;
  • должностное лицо умышленно совершило поступок, разгласив сведения, или же халатно отнеслось к требованиям по их защите;
  • между действиями работника служб и ущербом, наступившим впоследствии распространения данных, имеется прямая связь.

Информация, к которой нельзя ограничивать доступ

Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, указан в Ст.10 того же ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. N 149 «Об информации…»:

  • нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  • информации о состоянии окружающей среды;
  • информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  • информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  • иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
Читайте также:  Как заключить договор с энергоснабжающей организацией напрямую

Какие сведения относятся к налоговой тайне

Определенные сведения, содержащиеся в представленной специальной декларации, могут быть признаны налоговой тайной, но только с учетом установленных условий и нюансов. К ним относятся:

  • эти сведения являются налоговой тайной, без каких-либо исключений и дополнений, в соответствии с действующим налоговым законодательством;
  • факт потери данных сведений, либо их неправомерного разглашения, обязательно повлечет за собой необходимость установления уголовной ответственность за совершенное преступление;
  • данные сведения, содержащиеся в специальной декларации, могут быть получены исключительно у налогового органа, путем подачи письменного запроса от самого лица – автора данной декларации;
  • уполномоченное должностное лицо, которое получило доступ к данным сведениям, не может быть привлечено к какому-либо виду установленной ответственности за отказ от дачи показаний, которые касаются непосредственно той информации, входящей в состав налоговой тайны.

Только при наличии вышеперечисленных условий, сведения и информация, содержащаяся в таком документе как специальная декларация, могут быть официально признаны налоговой тайной.

Только после данного признания за разглашение этой информации может назначаться правомерная ответственность, в зависимости от тяжести и серьезности совершенного правонарушения.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Формальная независимость спасет налоговую тайну

Утечка конфиденциальной информации возможна, например, через государственные органы.

Риск в этом случае может уменьшить сетевая, «горизонтальная» организация бизнеса по принципу «одна организация – один бизнес-процесс».

При этом внешние закупки группы должна осуществлять одна компания, продажи – другая, а управление, неформально, будет сосредоточено в третьей.

Налоговым, правоохранительным органам и конкурентам будет труднее собрать информацию об операциях группы (особенно при несовпадении учредителей и должностных лиц).

А по отдельности каждая компания не будет представлять из себя ничего интересного.

Кроме того, правоохранительные органы уделяют недостаточно внимания вопросу сохранения налоговой тайны персоналом соответствующих ведомств. До сих пор неизвестны судебные разбирательства, в результате которых госслужащие были бы наказаны за «недосмотр».

А ведь неоднократно поступали в продажу базы данных с доходами физических лиц и сведениями о налогоплательщиках, известные только налоговым и правоохранительным органам».

16 ноября 2005 года появились изменения в Законе «О противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

С момента их вступления в силу, многих стал волновать вопрос: что же теперь будет с адвокатской, аудиторской и прочими тайнами?

Неужели каждый аудитор, который проводил проверку на вашем предприятии, повинуясь своему гражданскому долгу, отправит копию аудиторского отчета в налоговую?

А адвокат, после того как вы ему «как на духу» расскажете о своих проблемах, поднимет трубку, наберет номер ФНС и скажет: «Только что у меня был очень подозрительный тип. Записывайте координаты…»?

Минфин разъяснил порядок представления налоговым органом сведений о налогоплательщике адвокату

13 сентября 2020 г. 17:52

Адвокаты могут получить информацию о плательщиках только с согласия последних

Департамент налоговой и таможенной политики Министерства финансов РФ подготовил
Письмоот 13 июля 2020 г. № 03-02-08/48955, в котором даны разъяснения по вопросу о представлении налоговым органом сведений о физическом лице, составляющих налоговую тайну, его адвокату.
Исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков отметил, что таким разъяснением нарушается принцип состязательности сторон, так как сторону защиты лишают возможности получать необходимые сведения.

Также он сообщил, что Федеральная палата адвокатов РФ совместно с Минюстом России разрабатывает соответствующий законопроект об усилении гарантий адвокатов, направленных, в том числе, на усиление института адвокатского запроса.

По мнению Минфина, любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов составляют налоговую тайну (п. 1 ст. 102 НК РФ), но к ней не относятся общедоступные сведения, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя, сведения об ИНН, налоговых нарушениях и мерах ответственности за них.

Что не является налоговой тайной

Как для физлиц – индивидуальных предпринимателей, так и для компаний не будут являться налоговой тайной:

  • номер ИНН (его легко узнать по фамилии человека или названию фирмы, а они не относятся к тайне);
  • сведения об имевших место налоговых нарушениях (эта информация содержится открыто в ЕГРЮЛ и ЕГРИП);
  • результаты проверок налоговыми органами (запрещено распространение налоговой информации только о кандидатах в выборные органы);
  • налоговый режим, используемый налогоплательщиком (общий или один из специальных);
  • данные о платежах в госструктуры (они помещаются в открытую Государственную информационную систему);
  • информация, переданная вышестоящим инстанциям из местных властей или иностранным органам в рамках международного сотрудничества.

Какая информация считается конфиденциальной

В контексте рассматриваемой темы вполне закономерно возникает вопрос об определении конфиденциальной информации. Четкого пояснения самого понятия в законах РФ нет, однако есть перечень сведений, которые носят секретный характер — он представлен в президентском указе № 188, подписанным 06.03.1997 года. В документе указано, что к такой категории принадлежат данные, которые:

  • относятся к тайнам следствия и судебного производства, а также связаны с лицами, которым обеспечивается государственная защита согласно ФЗ-119;
  • касаются частной жизни (событий, обстоятельств, фактов) человека, за исключением тех данных, которые подлежат распространению в СМИ в рамках действующих законодательных нормативов;
  • классифицируются как служебные материалы, операции с которыми ограничиваются статьями ГК РФ;
  • связаны с сущностью полезной модели, изобретения либо промышленного образца до момента официальной публикации и получения патента;
  • принадлежат к категориям врачебной, адвокатской и других профессиональных тайн, использование которых происходит в соответствии с правилами, предусмотренными ФЗ и Конституцией Российской Федерации;
  • идентифицируются как тайна коммерческой деятельности.
Читайте также:  12 важных вопросов про налоговый вычет на покупку квартиры

Сведения, доступ к которым должен быть беспрепятственным

Юридически (в ФЗ-149) закреплено не только понятие информации ограниченного доступа и перечень видов тайн, но и сведения, которые должны распространяться и предоставляться в обязательном порядке. Не допускаются ограничения в отношении:

  • статистики загрязнения воздуха, температурных показателей и других сведений, связанных с состоянием окружающей среды;
  • отчетности и муниципальных и федеральных органов власти, включая сведения об использовании бюджетных денег, кроме тех данных, которые определяются как служебная либо государственная тайна;
  • нормативно-правовой базы, устанавливающей права, обязанности и свободы граждан, положение компаний, полномочия госструктур, а также регулирующей их взаимоотношения;
  • библиотечных, музейных и архивных фондов, изначально созданных для предоставления гражданам той или иной информации;
  • прочих сведений, касающихся, в частности, специфических областей, таких как работа некоммерческих организаций или АО.

Категории информации по степени конфиденциальности

Информация, используемая в предпринимательской и иной деятельности весьма разнообразна. Вся она представляет различную ценность для организации и ее разглашение может привести к угрозам экономической безопасности различной степени тяжести. Боязнь лишиться таких активов заставляет компании создавать иные формы системы защиты, в том числе и организационную, а главное – правовую.

В связи, с чем информация разделяется на три группы:

  • Первая – несекретная (или открытая), которая предназначена для использования как внутри Организации, так и вне нее.
  • Вторая – для служебного пользования (ДСП), которая предназначена только для использования внутри Организации. Она подразделяется, в свою очередь, на две подкатегории:
    • Доступная для всех сотрудников Организации;
    • Доступная для определенных категорий сотрудников Организации, но данная информация может быть передана в полном объеме другому сотруднику для исполнения трудовых обязанностей.
  • Третья – информация ограниченного доступа, которая предназначена для использования только специально уполномоченными сотрудниками Организации и не предназначена для передачи иным сотрудникам в полном объеме или по частям.

Информация второй и третьей категории является конфиденциальной.

Примерный перечень конфиденциальной информации:

  1. Информация, составляющая коммерческую тайну – сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам;
  2. Банковская тайна – сведения об операциях, о счетах и вкладах организаций – клиентов банков и корреспондентов;
  3. Иные виды тайн: адвокатская тайна, нотариальная тайна, тайна переписки и т.д.;
  4. Информация, имеющая интеллектуальную ценность для предпринимателя – техническая, технологическая: методы изготовления продукции, программное обеспечение, производственные показатели, химические формулы, результаты испытаний опытных образцов, данные контроля качества и т.п. и деловая: стоимостные показатели, результаты исследования рынка, списки клиентов, экономические прогнозы, стратегия действий на рынке и т.п.

Формы представления информации

Акустическая информация. Разговоры – передача акустической информации. Есть виброакустика, когда акустическая волна воздействует на стекло или трубу отопления (соответствующая поверхность вибрирует) можно попытаться снять вибрацию. Аналогично – электроакустика (через розетки). Двойные двери с тамбуром у начальников – решение, которое позволят уменьшить уровень акустического сигнала за пределами защищаемого помещения.

Побочное электромагнитное излучение. На определенной частоте в телевизоре можно было поймать сигнал соседей. То же самое качается розетки, в которой есть электричество.

Применительно к конфиденциальной информации не имеет смысла – проще купить информацию у сотрудника. Поэтому угроза считается не актуальной.

Информация обрабатываемая (циркулирующая) в ИСПДн.

Видовая информация в виде текста, изображений и т. д., например та информация, которая отображается в мониторе. Речь идет о канале, по которому может быть нарушена конфиденциальность + физический доступ. Мы можем посмотреть на бумажный документ, нарушив конфиденциальность (+ физическая нарушение целостности).

Информация в виде сигналов.

Зачем давать согласие на разглашение налоговой тайны

Налогоплательщик может дать добровольное согласие на раскрытие налоговой тайны, если этого требует контрагент или необходимость участия в тендерах. Но что касается ИТ компаний, то для них предоставление согласия – обязательное условие аккредитации.

С октября 2022 года действует новый порядок, утверждённый постановлением Правительства РФ от 30.09.2022 № 1729. В пункте 17 этого документа приводится перечень причин отказа в предоставлении государственной аккредитации IT-компаний. Одна из таких причин — отсутствие согласия на раскрытие налоговой тайны. А из-за отказа в аккредитации компания не сможет пользоваться налоговыми и другими льготами.

В общем случае согласие подаётся вместе с другими документами на получение аккредитации.

Обратите внимание: IT-компания вправе предоставить согласие о раскрытии налоговой тайны только в отношении одного профильного органа, то есть Минцифры. Кроме того, можно выбрать, какие именно сведения будут раскрыты.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *