Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в правилах рассмотрения жалобы по налоговым проверкам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Статья НК РФ закрепляет право налогоплательщиков по обжалованию принятых им актов. Помимо этого указанный нормативный документ в своей главе 19 регулирует и устанавливает порядок обжалования, сроки, а также определяет основные вопросы при рассмотрении названных дел.
Особенности обжалования решений ФНС
Кроме того, порядок регулирования таких дел дополняется обширной судебной практикой. А некоторые разъяснения (касающиеся определённых терминов), следует брать из официальных писем самого органа ФНС.
В соответствии с требованиями ст. 100 НК РФ результат любой проверки налоговой в обязательном порядке должен быть оформлен в виде акта. При этом возможности по обжалованию этого документа действующее законодательство не предусмотрело. Однако, налогоплательщику предоставляется право по подаче соответствующих возражений на акт.
По итогу истечения срока на подачу возражений органом ФНС выносится решение, которое в силу положений налогового законодательства уже допустимо обжаловать. Оно может содержаться в себе основания для привлечения к ответственности либо отказ от привлечения к таковой.
При этом сроки обжалования решения налогового органа будут напрямую зависеть от его вступления в законную силу:
- если оно не вступило в законную силу: в течение месяца года с момента вступления (п.2 ст. 139.1 НК РФ). При этом документом, обжалующее решение будет именно апелляционная жалоба;
- если оно вступило в законную силу: в течение одного года, при этом документ, содержащий возражения, будет именоваться как жалоба (ст. 139 НК РФ).
Статья 137 Налогового кодекса РФ «Право на обжалование»
- Статья 100 Налогового кодекса РФ «Оформление результатов налоговой проверки»
- Статья 139.1 Налогового кодекса РФ «Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы»
- Статья 139 Налогового кодекса РФ «Порядок и сроки подачи жалобы»
Когда жалобу оставят без рассмотрения
При получении жалобы вышестоящий налоговый орган в пятидневный срок имеет право не принять ее к рассмотрению в части или полном объеме по следующим основаниям:
- Если прошел срок, установленный законодательством для подачи такого вида жалобы, а заявление о восстановлении срока не подано;
- Если прошел срок, установленный законодательством для подачи такого вида жалобы, но основания, указанные в заявлении о восстановлении срока, не являются уважительными;
- Если жалоба не была подписана заявителем;
- Если в течение срока рассмотрения жалобы, заявитель ее отозвал;
- Если ранее уже предпринималась попытка обжалования заявителем данного акта налогового органа, действий или бездействия его должностных лиц по этим же основаниям.
Как написать апелляционную жалобу на решение районного (городского) суда
Чтобы отстоять свою точку зрения в рамках судебного заседания стороны гражданского процесса представляют доказательства, ходатайствуют о допросе свидетелей, о назначении судебной экспертизы.
Однако зачастую граждане не согласны с вынесенным судебным решением по гражданскому делу, считают, что их доказательства не были учтены при вынесении решения либо считают, что суд неправильно применил процессуальные или материальные нормы закона.
В этом случае сторона, чьи интересы ущемлены вынесенным судебным решением, обжалуют вынесенное решение, доказывая свою правоту в суде второй инстанции.
До внесения изменений в ГПК РФ до 2012 года судебные первой инстанции обжаловались в кассационном порядке, исключение составляли лишь решения мировых судей — они обжаловались в апелляционном порядке.
Как подать апелляционную жалобу
Подать апелляционную жалобу на решение суда имеют возможность все лица, принимающие участие в судебном процессе. В частности, отстаивать свою позицию могут не только стороны процесса – то есть, ответчик и заявитель, у которых есть апелляционный интерес. Но помимо сторон податьапелляционный документ могут третьи лица, при условии, что их интересы должны быть затронуты рассматриваемым судебным решением.
Но важно соблюдать сроки подачи апелляции, поскольку жалоба может быть написана и подана только в определенный отрезок времени. Это время ограничено периодом пока оспариваемое судебное решение не вступает в силу. Иногда сроки продлевают, но чтобы это осуществить, нужно найти уважительную причину. Иначе прошение об оспаривании дела и продлении процедуры вообще не будут рассматривать.
К тому же срок обжалования зависит от того, к какой категории относится дело.
Вид производства | Сроки подачи |
Уголовное | 10 суток |
Арбитражное | Месяц |
Гражданское | Месяц |
Прежде чем заниматься рассмотрением особенностей такого документа, как определение апелляционного суда по гражданскому делу, важно отметить его общее понятие, которое довольно часто встречается в юридической литературе.
Итак, описываемым документом является решение, вынесенное в ходе пересмотра дела судом второй инстанции, отнесенного к апелляционной категории. Документ непременно должен быть составлен в соответствии с установленными требованиями, а также содержать в своем тексте постановление, вынесенное судом. Что касается образца апелляционного определения по гражданским делам, то их можно найти на официальных сайтах судебных органов второй инстанции. Также пример такого документа можно изучить ниже.
Апелляция по уголовным делам
Обжалование решения суда по уголовным делам в рамках апелляционного процесса позволяет не только обжаловать приговор, но и в некоторых случаях полностью оправдать подсудимого.
Право апелляционного обжалования по уголовным делам закреплено в Главе 45.1 УПК РФ.
В отличие от остальных видов судебного процесса, во время уголовного разбирательства выносится не решение суда, а приговор. В соответствии со ст. 389.4 УПК РФ, обжаловать приговор можно в течение 10 дней с момента его официального оглашения. Осужденные, которые на момент постановления приговора находились под стражей, могут подать апелляцию в течение 10 дней с момента вручения копии приговора. В случае, если сроки были нарушены, законодательством предусмотрена возможность их восстановления. Для реализации данного права необходимо предоставить доказательства, которые подтвердят наличие уважительных причин при несоблюдении уголовно-процессуальных норм.
Апелляционное обжалование решения по уголовным делам включает в себя изучение и тщательную проверку вновь открывшихся доказательств. В ходе судебного рассмотрения жалобы будут учтены показания новых свидетелей.
Достоинства и недостатки апелляционного обжалования
Институт апелляционного обжалования (как и система досудебного урегулирования налоговых споров в целом) обладает целым рядом достоинств как с точки зрения налогоплательщика, так и с точки зрения государства.
Во-первых, он позволяет значительно разгрузить судебную систему в части рассмотрения налоговых споров, а следовательно — минимизировать организационные, кадровые, временные энергозатраты и бюджетные расходы при осуществлении правосудия. Кроме того, даже в случае последующего переноса налогового спора в суд апелляционное обжалование позволяет обеим сторонам лучше подготовиться к судебному процессу, реально оценить свои возможности, предварительно апробировать систему доказательств и аргументацию.
Во-вторых, подача апелляционной жалобы не требует уплаты государственной пошлины, что актуально не только для налогоплательщика, но и для налоговых органов, поскольку согласно п. 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 Закона N 137-ФЗ с 01.01.2007 признан утратившим силу п. 5 ст. 333.40 НК РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета. Несмотря на то, что Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ введен пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, согласно которому государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков (к таким органам относятся и налоговые органы), освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, суды придерживаются позиции, что уплаченная налогоплательщиком при подаче заявления в суд государственная пошлина относится к судебным расходам. Таким образом, с 1 января 2007 года подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная налогоплательщиком государственная пошлина в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с налогового органа как стороны по делу .
См.: пункт 5 информ. письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2007. N 4.
В-третьих, подача апелляционной жалобы автоматически влечет отсрочку исполнения решения о привлечении к ответственности. Дело в том, что согласно п. 1 ст. 101.3 НК РФ решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу. В случае же подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части. До этого момента с налогоплательщика нельзя принудительно взыскать сумму недоимки (пени, штрафы). «Таким образом, налогоплательщик получает существенную отсрочку исполнения решения под довольно низкий в условиях финансового кризиса процент (размер пени составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день отсрочки)» . С другой стороны, подача апелляционной жалобы не лишает лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, права добровольно исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части (п. 9 ст. 101 НК РФ).
Кузнецов В.В. Практика и перспективы развития института апелляционного обжалования решений налоговых органов // Налоговые споры: теория и практика. 2009. N 2. С. 5.
В-четвертых, грамотная организация работы с жалобами позволяет установить устойчивую обратную связь между налоговыми органами разных уровней, усилить внутриведомственный контроль и своевременно формировать объективную оценку работы нижестоящих налоговых органов и их должностных лиц, на регулярной основе осуществлять мониторинг эффективности применения налогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений. Кроме того, как на позитивный момент (довольно спорный, на наш взгляд) нередко указывают на простоту и оперативность административного обжалования в сравнении с судебным порядком рассмотрения налоговых споров.
К недостаткам апелляционного обжалования относят влияние ведомственных интересов на результаты рассмотрения жалобы и недостаточную (по сравнению с судебным процессом) формализацию процедуры, неготовность налоговых органов в части материально-технического и кадрового потенциала справиться с масштабным увеличением работы по рассмотрению жалоб, нормативную недоработанность процедурных вопросов обжалования, а также общее увеличение «протяженности» налогового спора во времени. «Обязательность досудебного урегулирования затрудняет рассмотрение налогового спора и делает его более длительным» . Вместе с тем полагаем, что перечисленные выше плюсы перевешивают минусы апелляционного обжалования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Брызгалин А.В., Симонов М.В. Отражение отдельных хозяйственных операций в бухгалтерском учете в связи с изменениями налогового законодательства в 2009 году // Налоги и финансовое право. 2009. N 2.
- Брызгалин В.В. Обязательность досудебного порядка урегулирования налоговых споров как условие реализации права на судебную защиту // Налоговые споры: теория и практика. 2009. N 3.
- Грищенко А.В. Отстаиваем свои права без суда, или Досудебное обжалование решений налоговиков // Налоговая проверка. 2009. N 2.
- Кузнецов В.В. Практика и перспективы развития института апелляционного обжалования решений налоговых органов // Налоговые споры: теория и практика. 2009. N 2.
- Лобанов А.В. Досудебное урегулирование налоговых споров: что нас ждет? // Налоги и налогообложение. 2008. N 8.
- Мезенцев А. Настройка «камерального» механизма // Расчет. 2009. N 3.
- Ручкина Г.Ф., Курков П.А. Некоторые правовые проблемы реализации полномочий подразделения налогового аудита // Налоги. 2009. N 1.
- Смирнова Е.Н. Досудебная процедура обжалования решений налоговых органов о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности // Ваш налоговый адвокат. 2009. N 2.
- Хаванова И.А. Дискуссионные вопросы досудебного обжалования в налоговых спорах // Налоговые споры: теория и практика. 2009. N 6.
- Чуряев А.В. Неопределенность норм НК РФ о порядке досудебного обжалования решения налогового органа // Налоговые споры: теория и практика. 2009. N 1.
- Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2001. N 7.
- Информ. письмо Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2007. N 4.
- Постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 8815/07 по делу N А41-К2-19605/06 // Вестник ВАС РФ. 2008. N 3.
- Постановление ФАС Московского округа от 28.06.2007 N КА-А40/4473-07 по делу N А40-66572/06-99-309 // СПС «КонсультантПлюс: СудебнаяПрактика».
- Постановление ФАС Московского округа от 30.06.2008 N КА-А40/5503-08 по делу N А40-66415/07-75-400 // СПС «КонсультантПлюс: СудебнаяПрактика».
- Постановление ФАС Московского округа от 25.09.2006 N КА-А40/9059-06 // СПС «КонсультантПлюс: СудебнаяПрактика».
- Постановление ФАС Поволжского округа от 02.02.2009 по делу N А12-10757/2008 // СПС «КонсультантПлюс: СудебнаяПрактика».
- Постановление ФАС Центрального округа от 22.04.2008 по делу N А09-7486/07-12-21 // СПС «КонсультантПлюс: СудебнаяПрактика».
Общая характеристика судебного порядка обжалования. Судебный порядок обжалования является универсальной формой защиты налогоплательщиком своих прав. Обжалование в судебном порядке может быть проведено по отношению к любому акту налоговых органов, действиям (бездействию) их должностных лиц независимо от того, обжаловал ли налогоплательщик эти акты или деяния в ином порядке и имеются ли по жалобе иные решения, полученные во внесудебном порядке ранее. Напомним, что для нормативных актов налоговых органов предусмотрена исключительно судебная форма обжалования.
В рамках судебного порядка обжалования физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, получает возможность обжаловать не только сами акты или деяния налоговых органов и их должностных лиц, но и информацию, послужившую основанием для их совершения или принятия.
За судебным решением налогоплательщик может обратиться независимо от того, обращался ли он ранее с аналогичной жалобой в вышестоящий налоговый орган (к вышестоящему должностному лицу налогового органа) и вынесено ли на момент его обращения решение по жалобе.
С 1 января 2009 г. решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
Объекты обжалования в суде. К актам налоговых органов и действиям (бездействию) их должностных лиц, которые могут быть обжалованы в судебном порядке, относятся принятие актов или совершение деяний коллегиально или единолично, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения указанных деяний и принятия актов, в результате которых:
– нарушены права и свободы гражданина;
– созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
– незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Основания для обжалования нормативных правовых актов налоговых органов могут быть сформированы путем обнаружения несоответствия обжалуемой нормы или в целом нормативного акта:
– Конституции;
– федеральным законам;
– нормативным правовым актам Президента РФ;
– нормативным правовым актам Правительства РФ.
Отдельные нормативные акты налоговых органов, которые отнесены действующим законодательством к группе затрагивающих права и свободы граждан и в связи с этим подлежащих обязательной регистрации в Минюсте России, могут быть обжалованы на основании отсутствия подобной регистрации.
Перечень инстанций, рассматривающих жалобы в судебном порядке. При судебном обжаловании налогоплательщик согласно действующему законодательству имеет возможность при условии соблюдения соответствующего порядка обратиться за защитой своего нарушенного права в одну из трех судебных систем РФ:
1) в суд общей юрисдикции;
2) арбитражный суд;
3) Конституционный Суд РФ.
В связи с тем, что налоговое законодательство относится к сфере публичного права, рассмотрение возникших на основе его правоотношений в третейском суде исключено.
Разграничение подсудности дел по обжалованию актов налоговых органов и деяний их должностных лиц происходит по критерию организационно-правового статуса субъекта, реализующего свое право (п. 2 ст. 138 НК):
– для организаций и индивидуальных предпринимателей – арбитражный суд;
– физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, – суд общей юрисдикции.
Следует помнить, что если обжалуемое действие (решение) отнесено действующим законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, то оно подлежит исключительной подсудности данному суду.
НДС в мировой практике налогообложения появился сравнительно недавно, около 50 лет назад. По своей сути НДС можно признать налогом на потребление. Налог обычно взимается с добавленной стоимости продукции при каждой операции ее продажи и приобретения. НДС относится к универсальным косвенным налогам.
В России НДС был введен в том числе для решения задачи гармонизации национальной налоговой системы с налоговыми системами стран – членов Европейского экономического сообщества. НДС отнесен к числу федеральных налогов, и поступления от его уплаты формируют примерно половину всех налоговых доходов федерального бюджета России.
Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты НДС, с 1 января 2001 г. является часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 21 «Налог на добавленную стоимость»).
Налогоплательщиками НДС являются:
– организации;
– индивидуальные предприниматели;
– лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с ТК.
До вступления в силу гл. 21 НК индивидуальные предприниматели не являлись плательщиками НДС.
Объект налогообложения:
– реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;
– передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
– выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
– ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с гл. 21 НК в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
Налоговая база устанавливается отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с гл. 21НКиТК.
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) исчисляется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Налоговый период. С 1 января 2006 г. для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 2 млн руб., налоговый период устанавливается как квартал.
Во всех остальных случаях налоговым периодом является календарный месяц.
Для НДС предусмотрено три вида налоговых ставок:
– 0 % (льготная ставка);
– 10 % (льготная ставка);
– 18 % (основная ставка).
Порядок исчисления налога. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли конкретных налоговых баз.
Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в определенном налоговом периоде.
При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.
В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с НК.
Налоговые вычеты. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму исчисленного налога на установленные в ст. 171 НК налоговые вычеты.
В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.
Порядок и сроки уплаты налога. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.
Уплата налога по всем остальным операциям, признаваемым объектом налогообложения, на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено НК.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах. Налоговые агенты производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.
Налоговая отчетность. Налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено НК.
Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Статья 139.3. Оставление жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения
1. Вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что:
1) жалоба подана с нарушением порядка, установленного пунктом 1 статьи 139.2 настоящего Кодекса, или в жалобе не указаны акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица, подавшего жалобу;
2) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного настоящим Кодексом, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
4) ранее подана жалоба по тем же основаниям;
5) до принятия решения по жалобе налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу, в порядке, установленном пунктом 1.1 статьи 139 настоящего Кодекса.
2. Налоговый орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи.
В случае, предусмотренном подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи, налоговый орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части в течение пяти дней со дня получения информации или документов об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу.
Решение об оставлении жалобы без рассмотрения вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, в течение трех дней со дня его принятия.
3. Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой в сроки, установленные настоящим Кодексом для подачи соответствующей жалобы, за исключением случаев оставления жалобы без рассмотрения по основаниям, предусмотренным подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи.
4. Положения настоящей статьи, за исключением положений подпунктов 2 и 5 пункта 1, применяются также к апелляционной жалобе.
В каких случаях решение отменяется
После подачи апелляции решение может быть отменено, если были нарушены следующие нормы процессуального права:
- состав суда был незаконным;
- решение принималось без присутствия стороны, и эта сторона не была уведомлена о дате и времени проведения поведения суда;
- окончательное решение суда не заверено судьей, который вел дело;
- в процессе вынесения решения или рассмотрения дела нарушились правила о языке;
- вынесено решение по отношению к правам и обязанностям лица, не являющегося участником дела;
- отсутствовал протокол заседания суда;
- во время вынесения решения суда была разглашена конфиденциальная информация.
В таком случае рассмотрение дела происходит на основании гражданско-процессуального законодательства. Для того чтобы отменить решение, нужно обязательно доказать, что были ущемлены права.
Апелляционная жалоба: пример составления
Рассмотрите пример, чтобы понять, как составить документ:
- Куда подается? Пример: «В коллегию суда по гражданским делам Ярославского городского суда».
- От кого? Пример: «От ответчика: Петрова Петра Петровича».
- Адрес. Пример: «150008 г. Ярославль ул. Машиностроителей д. 2».
- ФИО второй стороны. Пример: «Истец: Комаров Иван Иванович».
- Адрес второй стороны. Пример: «150008 г. Ярославль ул. Шоссейная д. 5».
- Номер дела. Пример: «Гражданское дело №2-333/2018».
- На какое судебное решение? Пример: «Апелляционная жалоба на решение районного суда города Ярославля от 20.08.2018».
- Дата вынесения решения, какой вопрос был рассмотрен. Пример: «20.08.2018 районным судом города Ярославля внесено решение по иску Комарова И. И. к Петрову П. П. «О взыскании денежных средств по расписке», которым требования истца были в полном объеме удовлетворены».
- С чем не согласна сторона? Пример: «С решением по части взыскания процентов за использование чужих денежных средств я не согласен. Считаю, что решение суда в данной части не соответствует закону, является необоснованным и подлежит отмене по следующим основаниям…»).
- Основания подачи жалобы. Пример: «1. Суть рассматриваемого дела заключалась в следующем… 2. Исходя из 3 части статьи 196 РФ, суд принимает решение по требованиям, которые заявил истец. Комаров И. И. просил суд взыскать с меня деньги и проценты в соответствии с условиями расписки, дополнительного требования о взыскании денег по процентам за пользование чужими деньгами истец Комаров не заявлял. Значит, суд начальной инстанции нарушил следующие нормы права…».
- Документы, подтверждающие основания. Пример: «На основании вышеперечисленного и исходя из ст. (укажите номера статей)».
- «Прошу…».
- Требования. Пример: «1. Решение районного суда г. Ярославля от 20.08.2018 по иску Комарова И. И. к Петрову П. П. «О взыскании денежных средств по расписке» в части взыскания дополнительных процентов отменить. 2. Принять новое судебное решение в данной части, которым Комарову И. И. в удовлетворении требований о взыскании дополнительных процентов отказать».
- Приложения. Пример: «Чек об оплате госпошлины и копии апелляционной жалобы».
- Дата подачи. Пример: «30.08 2018 г.».
- Подпись.
Ниже приведен пример апелляционной жалобы.
Основания для подачи апелляции
Каждому гражданскому лицу, проигравшему судебный процесс, следует знать следующие нюансы, при которых возможна подача жалобного ходатайства, возражающего против решением суда первой инстанции:
- Если есть моменты, когда проигравшая сторона в корне не согласна с резолюцией суда или с какими-то отдельными аспектами резолюции.
- Если у лица появились дополнительные доказательства по делу, отменяющие или смягчающие его вину, но данные факты не были ранее учтены в судебной процедуре по обстоятельным причинам.
- С юридической стороны процедура обжалования должна быть построена исключительно на некорректном вынесении решения суда: отсутствие доказательной базы, неверные ссылки на законы, равно как и их трактовка применительно к делу, а также выделение приоритетов в пользу одной из сторон с игнорированием законных доводов ответчика.
Важно! Все факты, приводимые в тексте жалобы, должны быть изложены максимально грамотным юридическим языком без каких-либо надуманных фраз. Основная цель — доказательство правоты проигравшей стороны именно в рамках рассмотренного искового ходатайства, без выдвижения каких-либо дополнительных требований.