Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Задолженность по налогам: как проверить и как списать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Да, но только те, которые человек успел накопить до момента подачи заявления в арбитражный суд или в МФЦ. Списание долгов по налогам физических лиц, которые успели образоваться у человека во время прохождения банкротства, не допустимо.
Списываются ли налоги при банкротстве физических лиц?
Как списать долги? Списание долгов по налогам при прохождении банкротства проходит по той же последовательности, что и списание прочих задолженностей – перед банками МФО, физ лицами.
Списание налоговой задолженности физических лиц произойдет в результате признании гражданина финансово несостоятельным. Надо отметить, что списание налогов в результате банкротства происходит полное, то есть до погашения долгов в лице ФНС и бюджета средств, вырученных от продажи имущества должника, уже не остается.
Списание налогов при банкротстве — это лишь часть процедуры списания долгов. Если вы — не предприниматель, то вряд ли у вас накопились такие долги именно по налогам, что необходимо обратиться за банкротством. Если вы — обычное физ лицо, то, скорее всего, налоговую недоимку судебный пристав просто спишет с вашей с банковской карты после того, как ИФНС получит судебное решение о признании вас должником.
Помните, что судебная задолженность со счета должника может быть погашена даже с кредитной карты приставами. Пристав не будет разбираться, какой у вас счет в банке — дебетовый или кредитный, он просто проведет автоматическое списание, так как банк обязан предоставить в ФССП всю информацию обо всех счетах и картах открытых по вашему ФИО и ИНН.
Как происходит списание безнадежных долгов по налогам?
Итак, понятие «списание безнадежной налоговой задолженности» является многогранным: под этот способ освобождения от долгов попадает и их аннулирование по общему правилу (если истек срок взыскания), и налоговая амнистия. В первую очередь разберемся, когда долг аннулируется по ст. 59 Налогового кодекса РФ. Нужно отметить, что налоговая может требовать оплаты долга в течение 3 лет.
Этот срок предусмотрен и для транспортного налога, и для платежей за недвижимость (квартиры, дома и т.д.) и землю. Списать налог возможно при условии, что налоговый орган:
- не отправил требование о его уплате налогоплательщику;
- не подал исковое заявление в суд (при наличии задолженности налоговики имеют право обращаться в суд для взыскания долга с налогоплательщика);
- не предъявил исполнительный документ к исполнению.
Для списания налога не нужно обращаться с какими-либо заявлениями в налоговый орган, поскольку долг списывается инспекцией самостоятельно. Но, конечно, если основания для того, чтобы списать долг, есть, а этого не происходит, налогоплательщик вправе обратиться с соответствующим заявлением в налоговую инспекцию. При возникновении спорной ситуации может потребоваться обращение в суд для признания задолженности безнадежной и, соответственно, для ее последующего списания.
Налоговая амнистия для ИП: кому и как спишут налоги и взносы
В конце прошлого года был принят судьбоносный закон, направленный на списания долгов по налогам и взносам. В нашей статье мы расскажем о том, кто вправе воспользоваться данным правом и как это работает на практике.
Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ предусмотрено списание налоговой задолженности для следующих категорий налогоплательщиков:
- физлицам простят долги перед бюджетом по имущественным налогам (транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог), которые образовались по состоянию на 01.01.2015, а также пени, начисленные на указанную задолженность;
- ИП, а также физлицам, которые ранее занимались коммерцией, долги по налогам, которые образовались в период ведения предпринимательской деятельности по состоянию на 01.01.2015, а также пени и штрафы, начисленные на указанную задолженность;
- бывшим и нынешним ИП, а также адвокатам, нотариусам и иным лиц, которые занимаются или ранее занимались частной практикой, будут прощены долги по страховым взносам, образовавшиеся за расчетные периоды до 01.01.2017.
Возможно ли списание налоговой задолженности?
По вопросу возможности списания налоговой задолженности, ст. 59 НК РФ говорит о возможности признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списанию в следующих случаях:
- в случае ликвидации юрлица, исключения юрлица из ЕГРЮЛ по решению налоговой
- в случае признания ИП банкротом в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, которые не погашены из-за недостаточности имущества должника
- если гражданин признан банкротом
- если гражданин умер или объявлен умершим, списание осуществляется в той части, которая превышает размер наследства
- если судом принят акт, согласно которому налоговой пропущен срок исковой давности для взыскания задолженности
- в иных случаях
Комментарии к ст. 59 НК РФ
Постановлением Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 N 16507/04 установлено, что решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика.
Минфин России в письме от 07.12.2005 N 03-02-07/1-331 разъяснил, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» (далее — Постановление N 100) определены конкретные основания, по которым признаются безнадежными к взысканию недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды и порядок их списания.
При решении вопросов о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням по региональным и местным налогам и сборам органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано применять данный порядок.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не предусматривает возможности списания задолженности по налогам и сборам в рамках статьи 59 НК РФ с действующих организаций (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 14.05.2008 N А06-4902/2007).
Отражение пени по договору
Штраф в отношении партнера за несоблюдение условий контракта вносятся в учетах продавца следующим образом:
Бухгалтерский: Дебет 76.02-Кредит 91.01.
Налоговый:
- в доходах не по реализации по подоходному налогу;
- в прибыль УСН при внесении средств на счет предприятия или через кассу.
Для отражения пеней по контрактам в автоматическом режиме, рекомендуем воспользоваться Видом договора и Видом операции при внесении средств на расчетный счет. Там имеется раздел аналитики.
Покупатель учитывает штрафные санкции в учетах следующим образом:
Бухгалтерский: Дебет 91.02-Кредит 76.09.
Налоговый:
- в доходах не по реализации по подоходному налогу;
- не относятся к расходам УСН, поскольку не перечислены в закрытом списке расходов по УСН.
Комментарий к статье.
Комментируемая статья приводит основания для списания недоимки и пени. Статьей 59 НК РФ определен перечень оснований признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
При этом те основания, которые прямо не указаны в данной статье, не применяются.
Например, НК РФ не предусмотрено списание задолженности по пеням в связи с тяжелым финансовым положением организации. На это указано и в письме Минфина России от 09.06.2012 N 03-02-07/1-140.
В Определении Верховного Суда РФ от 22.11.2018 N 306-КГ18-10607 по делу N А65-26432/2016 указано, что институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов). Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания их таковыми, утверждены Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@.
В пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление облагается государственной пошлиной применительно к подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ как иное заявление неимущественного характера и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 АПК РФ.
При отсутствии упомянутого судебного акта, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена.
Вместе с тем исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в указанной справке объективной информации такая справка должна содержать сведения об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.
В Определении Верховного Суда РФ от 01.11.2017 N 18-КГ17-179 отмечено, что исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В Постановлении ФАС Московского округа от 01.10.2012 N А40-12109/12-99-58 указано, что поскольку подпункт 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ и Приказ ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ требуют для вынесения решения о признании недоимки, пеней и штрафов безнадежными к взысканию и списании обязательного наличия судебного акта (решения), в котором в резолютивной или мотивировочной части было бы указано на утрату возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, то в отсутствие такого судебного акта, но при наличии фактической утраты налоговым органом возможности взыскания задолженности налогоплательщик для реализации своих прав, предусмотренных статьей 59 НК РФ, вправе обратиться в суд с требованием о признании недоимки, пеней, штрафов не подлежащими взысканию в связи с истечением установленных статьями 46, 70 НК РФ сроков на взыскание в принудительном порядке.
В Постановлении ФАС Московского округа от 18.09.2012 N А40-12187/12-116-23 суд пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика возможности иным способом, помимо судебного, установить обстоятельства, связанные с пропуском налоговым органом срока взыскания спорной задолженности, и защитить свои права и законные интересы.
Установление факта пропуска налоговым органом сроков взыскания недоимки, пени и штрафов, числящихся на лицевом счете налогоплательщика, порождает юридические последствия в сфере экономической деятельности, предусмотренные статьей 59 НК РФ и принятыми в соответствии с ней подзаконными актами. Без установления данного факта судом невозможно списание задолженности, сроки взыскания которой пропущены, поскольку иного порядка списания или других действий с такой задолженностью не установлено.
В Постановлении ФАС Поволжского округа от 01.11.2012 N А55-32323/2011 суд отклонил довод налогового органа, согласно которому оснований, предусмотренных статьей 59 НК РФ, для признания спорной задолженности безнадежной и исключения спорной задолженности перед бюджетом из лицевого счета налогоплательщика не имеется, тогда как наличие в документах внутриведомственного контроля, каким является лицевой счет налогоплательщика, сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, по мнению налогового органа, само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Суд указал на то, что отсутствие порядка списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, не может служить препятствием для реализации предусмотренных законом прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 01.09.2009 N 4381/09, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания. Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из пункта 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного Приказом Федеральной налоговой службы от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@, акт сверки и справка, выдаваемая налоговым органом в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 32 НК РФ, являются документами, подтверждающими состояние расчетов налогоплательщика по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Списание безнадежных налоговых долгов
С 2012 года Налоговой службе дали возможность списывать безнадежную налоговую задолженность физических. Соответствующие правки были внесены ст.4-5 ФЗ-330 от 2011 года.
Списание задолженности допускается в части недоимок по налогам, пени и штрафам. Стоит обратить внимание, что законодательные нововведения не распространились на недоимки, возникшие в связи с ведением предпринимательской деятельности физическими лицами без образования юрлица: ИП, адвокатами и нотариусами.
Инициатива о внесении правок в действующее законодательство исходило от самой налоговой службы и было призвано избавиться от числящихся за гражданами долгов, начисленных по ошибке. В их числе:
- транспортный налог;
- земельный налог;
- имущественный налог.
Нередко налоги начислялись из-за ошибок в реестре Росреестра, ГИБДД или БТИ. Например, гражданам нередко приходило налоговое требование об уплате налога за имущество, которое фактически им не принадлежало или было продано к этому моменту.
Но если налоговики планировали списывать только несправедливо начисленные налоги, то на практике были включены все налоги, по которым истек срок давности в три года. Сюда были включены налоги, которые в ФНС так и не смогли взыскать в течение трехлетнего периода, а также начисленные штрафные санкции: пени, штрафы.
Задолженность списывается, если в течение трех лет:
- не была отправлено требование об уплате налогов и сборов, а также пени и штрафов;
- не было подано исковое заявление в суд о взыскании задолженности;
- не предъявлен исполнительный документ к исполнению (судебный приказ или исполнительный лист).
Списание НДФЛ физического лица в 2019 году
Со списанием налога на доходы физических лиц все немного сложнее. Чтобы имелась возможность признания задолженности по НДФЛ безнадежной, должны выполняться все перечисленные ниже условия:
- доходы, с которых должник не уплатил НДФЛ, должны быть получения в период с 1 января 2015 по 1 декабря 2017 года;
- НДФЛ не был удержан налоговым агентом должника (например, работодателем);
- налоговый агент сообщил в ФНС о невозможности удержания с доходов НДФЛ.
Также существует перечень доходов, в отношении которых такое правило неприменимо (то есть, даже при выполнении перечисленных выше условий НДФЛ придется уплатить):
- выигрыши и призы, полученные налогоплательщиком при участии в лотерее, конкурсе, акции и т.д.;
- подарки от индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, полученные в натуральной форме (определяемых по ст. 211 НК РФ);
- материальная выгода (при условии соблюдения правил ст. 212 НК РФ);
- проценты и дивиденды;
- вознаграждения за выполнение работы, оказание услуги, выполнение трудовых обязанностей.
Как рассчитывается срок исковой давности по налогам
Срок исковой давности по налогам нужен для того, чтобы сотрудники налоговой службы могли оповестить плательщика о наличии долга, а в случае, если он не отреагирует – подать иск в суд.
Прежде всего стоит учесть, что с организаций или ИП налоговая может взыскать долг, даже не обращаясь в суд – в бесспорном порядке. Считается, что если в ИФНС начислили долг, то предприниматель должен его оплатить без всяких вопросов.
В этом случае после отказа заплатить налоги по требованию, налоговая издает решение о взыскании долга, затем направляет платежное требование в банк, где открыты счета должника. Если на счетах должника есть достаточная сумма, то ее банк обязан ее перечислить на указанный счет бюджетной системы.
С обычных граждан (которые не являются ИП) взыскать долг можно только в судебном порядке. Для этого в ИНФС должны прежде всего выставить требование об уплате налога должнику.
Однако общий процесс сложный и включает в себя несколько этапов:
- сначала налоговая «обнаруживает» недоимку. Происходит это автоматически на следующий день после окончания срока для оплаты (разумеется, если налог не был уплачен);
-
затем ИФНС выставляет требование об уплате налога. Выставляют его в течение 3 месяцев после того, как долг обнаружен (для долгов меньше 500 рублей этот срок составляет 1 год). Есть несколько особенностей, связанных с доначислением налогов по итогам проверки, но это относится скорее к организациям.
В требовании об уплате указывается сумма долга, пояснение о его происхождения, реквизиты для уплаты и предельный срок для оплаты (если срок не указан, он равен 8 рабочим дням).
- если в течение 2 месяцев после того, требование было направлено должнику, он не оплатил долг, то принимается решение о взыскании. Подать в суд ИФНС может в течение 6 месяцев после даты, указанной в требовании. С учетом 2 месяцев ожидания остается 4 месяца.
Срок в 6 месяцев касается случаев, когда ИФНС взыскивает денежные средства в сумме более 3 000 рублей. Если объектом взыскания будет другое имущество, срок составит до 2 лет.
А при сумме долга меньше 3 000 рублей налоговая будет «ждать», пока сумма превысит это значение, но не больше 3 лет. Если и через 3 года долг будет меньше 3 тысяч, в суд подадут для взыскания накопленной суммы. Но с учетом срока давности привлечения к ответственности (3 года), взыскать долг будет фактически невозможно.
На какие долги распространяется амнистия
Государство в целях поддержки финансового состояния населения и оптимизации бюджета принимает решения о прощении обязательств по отчислениям в бюджет. Обязательства по платежам населению уже прощались в 2015 и 2017 годах; как часто бывает налоговая амнистия, сказать сложно, — закономерность ее проведения не прослеживается, процедуру осуществляют по мере необходимости. На фоне резкого колебания иностранной валюты в 2015-2020 гг. люди задаются вопросом, будет ли налоговая амнистия в 2020 году и на кого она распространит действие.
Неблагоприятные финансовые процессы в стране, пандемия, которая усугубила ситуацию, вызвали необходимость в проведении амнистии по налогам физических лиц в 2020 году и прощении обязательств по обязательным платежам индивидуальным предпринимателям. Инициатор процедуры — глава государства, он подписал указ президента о списании налогов и пени в 2020 году, впоследствии опубликовали федеральный закон и внесли изменения в действующие нормативные акты.
Комментарий к ст. 59 НК РФ
1. Безнадежные долги по налогам и сборам — это недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического (кризис, падение производства, обвал рубля, крах банковской системы и т.п., крупные убытки, явившиеся следствием остановки производства; простои, вызванные крупными авариями, пожарами, тяжелое материальное положение физического лица и т.п.), социального (революции, гражданские войны, этнические, религиозные и т.п. конфликты, забастовки) и юридического (запреты, исходящие от органов государства) характера.
Безнадежные долги по налогам и сборам списываются в порядке, установленном:
— по федеральным налогам и сборам — Правительством Российской Федерации.
О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам см. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. N 100;
— по региональным налогам и сборам — исполнительными органами субъектов Российской Федерации (к примеру, в Москве такое решение вправе принять мэр города и Правительство Москвы);
— по местным налогам и сборам — исполнительными органами местного самоуправления (администрациями городов и районов, исполкомами и т.д.). В обоих городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге такое решение принимают органы исполнительной власти этих двух субъектов РФ (мэр или правительство).
2. Правила, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В связи с принятием части 1 НК РФ отношения по поводу списания налоговой задолженности из карточки расчетов с бюджетом стали регулироваться ст. 59. Изначально в ней предусматривалось лишь одно основание для такого списания – когда уплата и (или) взыскание недоимки, числящейся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера.
В постановлении Правительства РФ от 12.02.2001 № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» (далее – постановление № 100) было установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам в случаях:
- а) ликвидации организации в соответствии с законодательством РФ;
- б) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
- в) смерти или объявления судом умершим физического лица – по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов – в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.
Поскольку указанный перечень оснований для признания недоимки безнадежной к взысканию являлся исчерпывающим и не подлежащим расширительному толкованию, в остальных случаях задолженность числилась за налогоплательщиком и отражалась в карточке расчетов с бюджетом, в том числе и в случаях, когда налоговый орган утратил право принудительного ее взыскания. Причем давность такой задолженности могла исчисляться годами, а то и десятилетиями.
Первоначально суды основывались на буквальном применении указанных норм.
Каким образом будут списываться долги?
3. Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
4. Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика физического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию.
Таким образом, списание долгов должно произойти в автоматическом режиме, т.е. налоговая инспекция должна без участия человека провести все необходимые проверки и списать долги.
Если Вы хотите проверить, аннулированы ли старые долги, то можете воспользоваться следующей формой:
Отображение налоговых штрафных санкций в бух.учете
Для отображения понесенных затрат, которые возникают при начислении штрафов и пени, используется счет 99 Прибыль и убытки. Для удобства он разбивается на два субконто – пеня и штраф. Дебет этого счета корреспондирует с соответствующим налоговым платежом, который отображается по кредиту счета 68 и 69.
Бытуют мнения в бухгалтерских кругах, что для отображения начисленных пеней и штрафов можно также использовать счет 91 Прочие расходы. Однако в таком случае возникает постоянное налоговое обязательство, что несколько усложняет сам процесс их учета.
Кроме того, если начисленные пени и штрафы будут отображаться на 91 счете, то это приведет к снижению налогооблагаемой базы и нарушит подлинность предоставления информации, отображенной в финансовых показателях организации.
Важно! Признанные в бухгалтерском учете пеня и штрафы не имеют своего отображения в налоговом учете, поэтому никак не уменьшат ваше налоговое обязательство.
Списание налоговой задолженности юридических лиц
Важно! Конкретных сроков списания налоговых задолженностей в текущем году не установлено.
Юридическим лицам можно рассчитывать на списание на законных основаниях следующих недоимок:
- по штрафам, пеням, страховым взносам, которые Пенсионный Фонд и Фонд социального страхования доначислили в 2017-2022 гг. за периоды, которые истекли до 1 января 2017 года, и по ним истек срок, установленный для взыскания, до момента подписания акта приема-передачи сведений в ФНС;
- По штрафам, пеням и страховым взносам, которые появились по состоянию на 1 января 2017 года, сведения о которых были направлены в ФНС от Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, а ФНС утратила право взыскания этих средств.