Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Случаи, когда судимость является препятствием к трудоустройству». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В настоящее время лицам с погашенной судимостью нужен специальный допуск к работе. КС РФ разъяснил, что при погашенной судимости и нетяжких преступлениях сотрудник может работать с детьми. Для этого нужно учесть ряд дополнительных обстоятельств, таких как отношение сотрудника к труду, форма вины при совершении преступления и т. д. Как именно это нужно сделать, не было сказано, поэтому изначально работодатель мог этот вопрос решить самостоятельно. То есть он мог, например, создать комиссию, разработать локальный акт, в котором прописать порядок оценки критериев, выработанных КС РФ. Но такой вариант не исключал предвзятого отношения работодателя к работнику, как в пользу того, чтобы его оставить на работе, так и для того, чтобы уволить.
Как работодателю узнать, что сотрудник судим?
Сообщить об этом могут только правоохранительные органы, но при этом по закону обязанности предоставлять такие сведения работодателю у них нет.
Чтобы отстранить сотрудника от работы на время уголовного преследования в идеале нужно получить копию постановления о возбуждении в отношении него уголовного дела. Но закон не обязывает следователя или прокурора сообщать такие сведения работодателю, так как он не является участником уголовного производства. Более того, любая информация в ходе предварительного расследования может быть разглашена, только если это не противоречит интересам самого расследования. Поэтому маловероятно, что об этом факте работодателя специально известят. Но если от коллег или из СМИ стало известно о проблемах работника с законом, то работодателю стоит подстраховаться и самому проявить инициативу, направив запрос в прокуратуру с просьбой подтвердить, является ли данный сотрудник фигурантом уголовного дела. В запросе следует указать, что такая информация нужна для исполнения требований ст.ст. 331.1 и ч. 2 ст. 351.1 ТК РФ. Следует так же помнить, что факт уголовного преследования означает получение работником статуса подозреваемого или обвиняемого. Если по делу он пока проходит только как свидетель, уволить его нельзя.
Конституционный суд РФ обязал пересмотреть дела всех заявителей, но очевидно, что уволенных по данному закону было гораздо больше тех, кто добился отмены данной нормы. Многие из тех, кто не имел отношение к жалобе в КС РФ, также потребовали восстановить их на работе на основании пересмотренных норм. Тут возникла еще одна загвоздка. Согласно ч. 3 ст. 392 ГПК РФ дело может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам на основании позиции КС РФ только в отношении тех лиц, которые обращались в КС РФ. Для иных лиц процессуальное законодательство такой возможности не предусматривает. В то же время еще в 2004 году КС РФ разъяснил, что признание какого-либо правового акта неконституционным влечет пересмотр судебного решения, в котором применены данные нормы, в порядке, установленном отраслевым законодательством (определение от 05.02.2004 № 78-О). Это касается и тех лиц, которые не были участниками конституционного судопроизводства. Правда, есть ряд важных обстоятельств:
лица, судимые за преступления против половой неприкосновенности и свободы, не могут работать в детских учреждениях ни при каких условиях.
— решение суда должно еще не вступить в законную силу;
— если решение вступило в законную силу, оно не должно быть исполнено полностью или частично;
— в постановлении КС РФ не должен быть указан момент, когда нормативный акт утрачивает силу.
КС РФ , как обычно, не указал точную дату утраты силы неконституционной нормы закона, а потому требование об исполнении судебного решения на практике случае стало трактоваться по-разному. П отказе работнику в восстановлении на работе не возникает необходимости инициировать исполнительное производство и тем самым доказывать данное обстоятельство для того, чтобы пересмотреть судебное решение. То есть, если не пропущены сроки на пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам, позиция КС РФ подлежит применению. Чаще всего суды крайне ограниченно толкуют ч. 3 ст. 392 ГПК РФ. Обычно во внимание принимается только разъяснение Верховного суда РФ на этот счет. В частности, суды ссылаются на п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 № 31, согласно которому перечень оснований для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, содержащийся в ч. 3 и ч. 4 ст. 392 ГПК РФ, является исчерпывающим. Мнение КС РФ по этому вопросу игнорируется.
По завершении нашей статьи мы хотим попросить каждого ее прочитавшего ответить себе всего лишь на один вопрос: «Готовы ли вы принять на работу человека с погашенной судимостью, будь вы правомочны в принятии этого решения»? Признаться, автор этой статьи сам не может ответить на него однозначно. С одной стороны приходит понимание того, что, в первую очередь, важно смотреть на личные и профессиональные качества человека, а уж потом только на его прошлое. Правильно-то правильно, но насколько легко это сделать? К большому сожалению, в нас до сих пор живет убеждение, что тюрьма не делает людей лучше, не исправляет их, а только вовлекает их в ту среду, которую принято считать преступной. Но, как говорится, нет дыма без огня… С пустого места так бы судить не стали.
Благодарим за внимание.
В нашем блоге мы периодически обсуждаем трудоустройство различных категорий граждан. Были и несовершеннолетние, и стажеры, и трудоспособные инвалиды. На фоне этого мы не можем упустить из виду достаточно обширный контингент граждан, имеющих действующую или погашенную судимость.
Почему?
Исходя из данных неофициальных источников, на сегодняшний день в России проживает около 20% населения, которые в разное время были осуждены по уголовной статье.
Кто-то из них до сих пор отбывает наказание в «местах не столько отдаленных», кто-то находится на свободе и продолжает заниматься противоправной деятельностью, кто-то же встал «на путь исправления» и пытается наладить свою жизнь в соответствии с общепринятыми нормами.
Ручаться за количество именно таких граждан будет, как минимум, опрометчиво – статистику, даже неофициальную, никто не ведет (хотя стоило бы). Разумеется, каждому из них когда-то пришлось столкнуться со сложностями при трудоустройстве на работу.
Сегодня мы постараемся рассказать об этом, а также укажем на те сферы деятельности, где ранее осужденным гражданам путь закрыт навсегда.
Допуск к работе лиц с погашенной c судимостью
В настоящее время лицам с погашенной судимостью нужен специальный допуск к работе. КС РФ разъяснил, что при погашенной судимости и нетяжких преступлениях сотрудник может работать с детьми. Для этого нужно учесть ряд дополнительных обстоятельств, таких как отношение сотрудника к труду, форма вины при совершении преступления и т. д. Как именно это нужно сделать, не было сказано, поэтому изначально работодатель мог этот вопрос решить самостоятельно. То есть он мог, например, создать комиссию, разработать локальный акт, в котором прописать порядок оценки критериев, выработанных КС РФ. Но такой вариант не исключал предвзятого отношения работодателя к работнику, как в пользу того, чтобы его оставить на работе, так и для того, чтобы уволить.
Для того чтобы ранее судимому сотруднику получить допуск к работе с детьми, ему нужно написать заявление в произвольной форме и приложить к нему ряд документов, на основании которых и будет сделан вывод, может сотрудник работать с детьми или нет. У комиссии есть 30 дней на принятие решения (п. 10 Постановления № 796). В случае необходимости проверки представленных документов этот срок может быть увеличен еще на 30 дней (абз. 4 п. 11 Постановления № 796). Примечательно, что работнику необязательно лично подавать это заявление, присутствовать на заседании и приезжать за получением решения комиссии (п.п. 7, 15 и 28 Постановления № 796). Хотя личное присутствие работника на заседании ему только на руку: он сможет дать пояснения комиссии, если у нее есть какие-то сомнения в отношении его кандидатуры. Такой документ сотрудник должен представить работодателю как при приеме на работу, так и впоследствии, если проблемы с законом возникли в процессе работы. Проверить достоверность предоставленного решения довольно легко. Во-первых, информация о решении комиссии публикуется в интернете на официальном сайте регионального правительства (п. 30 Постановления № 796). Во-вторых, оно оформляется на специальном бланке, форма которого приведена в Постановлении № 796.
Как работодателю узнать, что сотрудник судим?
Сообщить об этом могут только правоохранительные органы, но при этом по закону обязанности предоставлять такие сведения работодателю у них нет.
Чтобы отстранить сотрудника от работы на время уголовного преследования в идеале нужно получить копию постановления о возбуждении в отношении него уголовного дела. Но закон не обязывает следователя или прокурора сообщать такие сведения работодателю, так как он не является участником уголовного производства. Более того, любая информация в ходе предварительного расследования может быть разглашена, только если это не противоречит интересам самого расследования. Поэтому маловероятно, что об этом факте работодателя специально известят. Но если от коллег или из СМИ стало известно о проблемах работника с законом, то работодателю стоит подстраховаться и самому проявить инициативу, направив запрос в прокуратуру с просьбой подтвердить, является ли данный сотрудник фигурантом уголовного дела. В запросе следует указать, что такая информация нужна для исполнения требований ст.ст. 331.1 и ч. 2 ст. 351.1 ТК РФ. Следует так же помнить, что факт уголовного преследования означает получение работником статуса подозреваемого или обвиняемого. Если по делу он пока проходит только как свидетель, уволить его нельзя.
Конституционный суд РФ обязал пересмотреть дела всех заявителей, но очевидно, что уволенных по данному закону было гораздо больше тех, кто добился отмены данной нормы. Многие из тех, кто не имел отношение к жалобе в КС РФ, также потребовали восстановить их на работе на основании пересмотренных норм. Тут возникла еще одна загвоздка. Согласно ч. 3 ст. 392 ГПК РФ дело может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам на основании позиции КС РФ только в отношении тех лиц, которые обращались в КС РФ. Для иных лиц процессуальное законодательство такой возможности не предусматривает. В то же время еще в 2004 году КС РФ разъяснил, что признание какого-либо правового акта неконституционным влечет пересмотр судебного решения, в котором применены данные нормы, в порядке, установленном отраслевым законодательством (определение от 05.02.2004 № 78-О). Это касается и тех лиц, которые не были участниками конституционного судопроизводства. Правда, есть ряд важных обстоятельств: лица, судимые за преступления против половой неприкосновенности и свободы, не могут работать в детских учреждениях ни при каких условиях. — решение суда должно еще не вступить в законную силу;
— если решение вступило в законную силу, оно не должно быть исполнено полностью или частично;
— в постановлении КС РФ не должен быть указан момент, когда нормативный акт утрачивает силу.
Можно ли уволить работника, который подозревается в преступлении?
В соответствии с п.2 статьи 351.1 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в сфере образования при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, перечисленные в статье 331 ТК РФ. Работник отстраняется от работы с несовершеннолетними на весь период производства по уголовному делу без сохранения заработной платы на основании сведений, которые поступили от правоохранительных органов.
Работодатель не может на период отстранения работника предложить ему иную работу в школе, не связанную с непосредственным контактом с детьми, поскольку ограничение действует не только на тех, кто вступает в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности (т.е. педагоги, тренеры, детские врачи), но и на административно-управленческий, технический и вспомогательный персонал всех организаций сферы образования.
В соответствии со статьей 331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:
- имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности
- имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;
- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти.
Прокуратура или инспекция по труду может привлечь руководителя к административной ответственности, если выявит, что работает педагог, имеющий судимость по определенным статьям (нарушение законодательства о труде для должностных лиц – от 1 до 5 тыс. рублей, ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Процедура внесения информации о судимости в базе данных МВД
Чтобы внести информацию о судимости в базу МВД, необходимо принимать законные условия. Они гласят, что внести информацию в общую базу может исключительно ограниченное количество лиц, как и убрать эти сведения. В этот список входят следователи, дознаватели и прокуроры, при условии что обвинение доказано.
Чтобы данные о судимости оказались в общей базе, ответственные за её внесение лица должны следовать специальному алгоритму, согласно которому, прежде всего, должно быть возбуждено уголовное дело. Возбудить его может исключительно должностное лицо. После этого у следователя есть сутки, чтобы передать информацию о деле в отдел регистрации и учета. Оттуда сведения о совершенном преступлении должны быть отправлены в ведомство инфоцентра. Задача инфоцентра заключается в передаче статистики о правонарушениях за сутки в ГИАЦ.
Важно заметить, что существует несколько типов информационных центров, зависимо от типа правонарушения, которыми занимаются.
Комментарий к статье 351.1 ТК РФ
Комментируемая статья введена в ТК впервые. Введение такого запрета обусловлено прежде всего желанием общества защитить определенный круг субъектов в сфере нравственно-воспитательной деятельности и детско-юношеского спорта от негативного влияния лиц, осужденных, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию за преступления, приведенные в комментируемой статье. Эта новелла ТК в полной мере соответствует Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ратифицированной Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 N 1559-I) , согласно которой государства — участники Конвенции обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка, принимают все необходимые законодательные меры в целях защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или от небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке, а также обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.
———————————
Сборник международных договоров СССР. Вып. XVLI. М., 1993.
Следует отметить, что законодатель вводит ограничения на занятия трудовой деятельностью для определенного круга работников в зависимости от личностных качеств субъектов, характера их труда. Прежде всего такие меры устанавливаются в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха, социальной защиты и социального обслуживания. Поэтому к работе с несовершеннолетними не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, и т.п.
ЧАСТЬ ПЯТАЯ
Формальные ограничения
К формальным ограничениям, которые строго не регламентируются на законодательном уровне, можно отнести:
- Отказ в приёме на работу в социальные и медицинские заведения, учреждения культуры. При приёме на работу в отделах кадров этих учреждений обязательным является предоставление справки об отсутствии судимости. При наличии судимости в устройстве на работу может быть отказано по любому формальному предлогу. Причиной является нежелание руководства организаций допускать в свои структуры граждан с криминальным прошлым.
- Запрет занимать некоторые должности в организациях финансового и банковского сектора. При устройстве на работу служба безопасности не только потребует справку об отсутствии судимости у кандидата на должность, но и проверит наличие судимости у его близких родственников. Подобная практика связана с необходимостью предотвратить попытки криминальных структур получить контроль и доступ к управлению денежными средствами.
Мнение законодательства
Вернувшись из тюремного заключения, люди оказываются безработными, что часто способствует совершению новых преступлений, т. к. выбора, куда устроиться, у них нет. Кроме того, даже те вакансии, на которые они могут претендовать, становятся недоступным для них из-за негативного отношения работодателей.
Согласно законодательству (ст. 331 Трудового кодекса), лица, судимые ранее и отбывавшие срок в колониях, не могут устраиваться исключительно на указанные в законе должности. Их не могут взят на работу педагогом, госслужащим и пр.
Согласно ст. 9 Постановления ВС РФ «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел РФ», такие лица не могут быть приняты на работу в государственные учреждения. Подобное ограничение установлено и в НПА, которые регулируют такие виды деятельности:
Также судимому человеку нельзя устроиться в медицинские, образовательные, культурные и социальные заведения. Полный перечень должностей указан в статьях 331 и 351 Трудового Кодекса Российской Федерации.
Тем не менее, все остальные профессии открыты для бывших заключенных с погашенной судимостью. Если человек сталкивается с постоянными отказами при приеме на работу, то такое обстоятельство является нарушением закона. Если работодатель не указывает причину отказа, следует обратиться в суд.
Какие ограничения может выставить работодатель
Работодатель может потребовать справку о судимости даже в том случае, если она не вошла в список обязательных документов при оформлении на работу. Если человек претендует на должность, связанную с денежными потоками и т. п., но при этом был судим за махинации с деньгами, то работодатель вправе отказать такому соискателю.
Тем не менее, закон не запрещает работодателям требовать документ об отсутствии судимости при приеме на должности, где это не является необходимым. Но официальной причиной отказа в приеме на работу в таком случае не может быть справка об отбывании заключения, т. к. это незаконно.
Гражданин может записать на диктофон разговор с руководителем без его согласия, если его права грубо нарушаются. Кроме того, соискатель может потребовать письменное обоснование отказа.
С этими доказательствами гражданин может обратиться в суд для защиты своих интересов. Но нет гарантии, что в документе работодатель укажет истинную причину отказа. Это чаще всего становится препятствием при отстаивании своих прав в судебных органах.
Уголовное дело во время работы
Работник может подвергнуться уголовному преследованию, работая на должности, которая несовместима с судимостью и преследованием по УК РФ.
При получении от правоохранительных органов сведений о том, что работник подвергнут уголовному преследованию, работодатель обязан отстранить работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда. В период отстранения от работы (недопущения к ней) зарплата сотруднику не начисляется (ст. 76 ТК РФ).
Отстранение от работы осуществляется приказом руководителя организации, составленным в произвольной форме. В приказе следует указать основание отстранения от работы, например, наименование и реквизиты документа, полученного от правоохранительных органов.
Приказ должен содержать и срок отстранения (на период производства по уголовному делу до его прекращения или до вступления в силу приговора суда).
Во избежание трудовых споров нужно ознакомить работника с таким приказом под роспись. Если по окончании уголовного преследования работник был осужден, то в день вступления приговора в законную силу трудовой договор расторгается. Основанием расторжения следует указать п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ – по не зависящим от воли сторон обстоятельствам вследствие осуждения работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы.
Обычно работодателей интересует личность кандидата: навыки, опыт и так далее. Но некоторые обращают внимание и на окружение потенциального сотрудника.
В анкете или на собеседовании может быть вопрос: «Есть ли судимость у вас или ваших родственников?» В таком случае лучше не обманывать и ответить честно. Объясните работодателю, что вы уже много лет не общаетесь с отцом и он никак не влияет на вашу жизнь.
Все зависит от предпочтений работодателя и того, какое впечатление вы произведете на собеседовании. Из-за этого возможны различные сценарии, вот пара примеров.
Отца одной моей знакомой разыскивали за мошенничество на десятки миллионов рублей, но это не помешало ей успешно проходить собеседования в разные организации. В итоге она уже несколько лет работает в банке. Бывает и наоборот. Знаю случай, когда человеку, у чьего родственника была судимость, намекнули, что именно из-за родственника на работу взяли другого кандидата.
В общем, бывает по-разному.
Начну разбор вопроса с того, что действующее законодательство не имеет такого основания для отказа в трудоустройстве перспективному кандидату, как «судимость близкого родственника», ни в одном федеральном законе такого основания просто нет, оно отсутствует.
В ходе разбора данного вопроса мною были исследованы следующие федеральные законы на предмет наличия такого основания для отказа в трудоустройстве, как «судимость близкого родственника»:
1) федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-ФЗ;
2) федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.2010 № 403-ФЗ;
3) федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1;
4) федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации;
5) федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «О федеральной службе безопасности».
6) нормативно-правовые акты, посвященные Федеральной службе охраны (ФСО).
Здесь приведен обширный перечень нормативно-правовых актов, но ни в одном я не нашел такого основания для отказа в трудоустройстве, как «судимость близкого родственника».
Проанализировав основные требования к кандидатам для трудоустройства в правоохранительные органы, можно сделать вывод о том, что судимость близкого родственника не является основанием для отказа в трудоустройстве кандидата.
Внимание! В соответствии с пунктом № 41 «Инструкции о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 18 июля 2014 г. № 595» в случае получения по результатам проверки достоверности сообщенных кандидатом сведений данных о наличии судимости у его близких родственников решение о приеме его на службу принимается соответствующим руководителем индивидуально, с учетом тяжести совершенного преступления, степени родства, взаимоотношений и частоты общения, материальной или иной зависимости кандидата, характера предстоящей службы в органах внутренних дел.
Таким образом, руководитель отдела, подразделения сам решает и берет ответственность на себя за такое решение, брать в свой отдел толкового сотрудника или нет, но это было раньше.
Внимание! В 2017 году Верховный суд РФ признал недействующим пункт 41 Инструкции о порядке отбора граждан Российской Федерации и приёма документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (приложение № 1), утверждённой приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 июля 2014 г. № 595, в той части, в какой данный пункт допускает принятие руководителем (начальником), наделённым в установленном порядке правом рассмотрения документов, представляемых кандидатом, решения об отказе кандидату в приёме на службу в органы внутренних дел или в направлении для поступления в образовательную организацию высшего образования системы Министерства внутренних дел Российской Федерации для обучения по очной форме только на основании полученных данных о наличии у родственников кандидата судимости.
То есть Верховный Суд РФ фактически своим решением просто взял и отменил пункт 41 вышеуказанной Инструкции, в нынешних условиях данный пункт просто не может быть реализован на практике.
Как указал Верховный суд РФ: «оспариваемое нормативное положение наделяет соответствующее должностное лицо, по сути, неограниченной дискрецией (действовать по своему усмотрению) и позволяет при прочих одинаковых условиях наличие у родственников кандидата судимости либо использовать для принятия отрицательного для кандидата решения, либо нет. Однако это не согласуется с требованием правовой определенности и принципом равного доступа к государственной службе».