Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет повышающего коэффициента транспортного налога в 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.
Повышенный коэффициент для транспортного налогообложения
Для хозяев некоторых видов ТС уплататранспортного налога способна стать более дорогим удовольствием. В особенности это касается дорогих автомобилей, на которые более высокие налоги. Повышенный коэффициент калькуляторрассчитывает по следующей формуле:
Окончательный размер налогообложения =» Сумма налога, согласно стандарту правил × коэффициент для повышения ставки
Он работает только для легковых авто, стоимостью 3 млн. руб. В данном случае налог по повышенному коэффициенту физ.лицу подсчитывать не нужно. Это за него сделают в налоговой. Человеку просто придет уведомление с суммой, которую нужно заплатить.
А вот организации вынуждены самостоятельно высчитывать налог. Кроме того, они обязаны рассчитать авансовый платеж. А поскольку к разным транспортным средствам устанавливается свой налог, его нужно рассчитывать с учетом оригинальной ставки.
Повышенный коэффициент могут убрать, даже если автомобиль стоит дороже трех миллионов. Для этого он должен быть достаточно старым – через три года уплата повышенного коэффициента уже не требуется. Отсчет начнут после выпуска авто. Заканчивается – когда внесли последний платеж.
Для примера рассмотрим таблицу использования высоких ставок на транспортный налог:
Среднестатистическая цена | Сколько лет после выпуска | Используемые коэффициенты |
3—5 млн рублей | До трех лет | 1,1 |
5—10 млн рублей | До пяти лет | 2 |
10—15 млн рублей | До десяти лет | 3 |
15 млн рублей и больше | До двадцати лет | 3 |
Главные факты о транспортном налоге
Транспортный налог в 2022 году должен платить владелец автомобиля, а не тот, кто им пользуется. Ничего рассчитывать не стоит – это сделает налоговая инспекция. О том, что налог посчитан, уведомят за месяц до его внесения. Уведомление может прийти в персональный кабинет (если он есть, на почту документ не отправят). Налоговая ставка зависима от региона, льготные преимущества также прикреплены к областям. Но чтобы получить льготы, нужно заявление. Платите не только за себя, но и родню. А если этого не сделать, начислят пеню. 3 декабря стоит проверить, не образовалась ли задолженность.
Получить юридическую помощь по вопросам нормы алкоголя за рулем можно на нашем сайте.
Таблица повышающих коэффициентов
Сумма транспортного налога на дорогостоящие легковые автомобили исчисляется с учётом повышающего коэффициента (п.2 ст.362 НК РФ):
Размер повышающего коэффициента | Средняя стоимость автомобиля | Возраст автомобиля |
1,1 | 3 000 000 – 5 000 000 рублей | 2-3 года |
1,3 | 3 000 000 – 5 000 000 рублей | 1 — 2 года |
1,5 | 3 000 000 – 5 000 000 рублей | до 1 года |
2 | 5 000 000 – 10 000 000 рублей | до 5 лет |
3 | 10 000 000 – 15 000 000 рублей | до 10 лет |
3 | от 15 000 000 рублей | до 20 лет |
Расчёт средней стоимости автомобиля
Для получения информации о том, какой же повышающий коэффициент применить к легковому автомобилю и, как следствие, безошибочного исчисления транспортного налога – необходимо произвести расчёт средней стоимости автомобиля. Регулирует расчёт средней стоимости приказ Минпромторга России от 28.02.2014 г. № 316. На основании данного документа предоставляется возможность производить расчёт средней стоимости автомобилей:
- произведённых на территории РФ (или на территории РФ присутствует уполномоченное лицо производителя);
- не произведённых на территории РФ (уполномоченное лицо производителя не присутствует на территории РФ).
Автомобиль произведён на территории РФ | Автомобиль не произведён на территории РФ |
средняя стоимость автомобиля рекомендованная розничная цена данного автомобиля на 1 июля рекомендованная розничная цена данного автомобиля на 1 декабря |
средняя стоимость автомобиля максимальная цена продажи данного автомобиля на 31 декабря налогового периода минимальная цена продажи данного автомобиля на 31 декабря налогового периода коэффициент приведения каталожной цены автомобиля в рублёвом эквиваленте сумма утилизационного сбора и ввозной таможенной пошлины за подобный автомобиль курс иностранной валюты к валюте РФ на 01 января года выпуска автомобиля курс иностранной валюты к валюте РФ на 31 декабря года выпуска автомобиля |
Ошибки в использовании повышающего коэффициента
Если исчислением транспортного налога для физических лиц занимаются налоговые органы, то юридические лица выполняют данную процедуру самостоятельно. При этом очень важно в этом случае не допустить ошибок, чтобы не оказаться среди должников по неуплаченному транспортному налогу, т.к. даже если налог уплачен частично – всё равно обязательство налогоплательщика в данном случае будет рассматриваться неисполненным.
Среди распространенных ошибок встречаются следующие:
Ошибки | Пояснение |
Неверно определён возраст автомобиля |
В соответствие с п.2 ст.362 НК РФ и письмом ФНС России от 02.03.2015 N БС-4-11/3274@ срок исчисления количества лет начинается с года выпуска автомобиля. Например: автомобиль стоимостью 4 000 000 рублей выпущен в 2013 году. В 2016 году повышающий коэффициент к транспортному налогу в отношении данного автомобиля не применяется, т.к. количество лет, прошедших с момента выпуска автомобиля, составляет 4 года. |
Автомобиль не обнаружен в Перечне автомобилей Минпромторга, по которым введён повышающий коэффициент, поэтому повышающий коэффициент на начислили | В случае, если в Перечне Минпромторга автомобиль не обнаружен, но по возрасту и стоимости должен подлежать начислению повышающего коэффициента – не применить коэффициент будет считаться ошибкой, повлекшей недоуплату транспортного налога. Минпромторгом разработана методика расчёта средней стоимости автомобиля, используя которую возможно произвести расчёты как для автомобиля, дилер которого находится на территории РФ, так и для автомобиля, дилер которого на территории РФ не присутствует. В случае отсутствия дилера на территории РФ данные о рекомендованной розничной стоимости возможно получить в таких каталогах, как «Audatex», «DAT», «Kelley Blue Book», «Mitchel», «Motor», «Canadien Black Book», «Schwacke». |
Повышающий коэффициент не применяется к авансовым платежам по уплате транспортного налога | В соответствие с п. 2.1 ст. 362 НК РФ и Федеральным законом от 04.11.2014 № 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» исчисление сумм авансовых платежей налогоплательщиками-организациями необходимо производить с учётом повышающего коэффициента. |
Как учитывается неполный месяц владения ТС?
Как было сказано выше, если юридическое лицо имеет ТС в собственности неполный период, нужно применять коэффициент владения. Разберем, как все это учитывается, на примере.
Компания 10 марта 2020 года зарегистрировала свой легковой автомобиль мощностью 150 л.с. (это НБ). Налоговая ставка в регионе составляет 10 рублей. Как же в этом случае рассчитать аванс за первый квартал и транспортный налог по итогам года?
Обратите внимание, что существует правило «15-го числа»:
- автомобиль поставлен за учет в периоде с 1 по 15 число месяца (включительно)
- авто снято с учета в период с 16 по 30 (31) число месяца (для февраля с 16 по 28/29)
В рассматриваемом случае как раз работает это правило. Автомобиль зарегистрирован 15-го марта, значит, этот месяц для исчисления налога учитывается полностью.
Сначала рассчитываем коэффициенты владения:
- первый квартал – 0,3333 (1 месяц владения/3 месяца отчетного периода)
- по итогам года – 0,8333 (10 месяцев/12 месяцев)
Затем переходим к авансовым платежам:
- первый квартал – ¼*150*10*0,3333=125 рублей
- второй – ¼*150*10=375 рублей
- третий – ¼*150*10=375 рублей
Суть транспортного налога и вероятность его отмены в 2021 году
Транспортный налог действует в России и представляет собой сбор, обязательный для всех владельцев транспортных средств. Платежи, взимаемые с автовладельцев, направляются в государственный бюджет и должны расходоваться на поддержание и улучшение состояния и качества российских дорог.
Конечно, многие автовладельцы крайне недовольны необходимостью ежегодной уплаты налога, и большинство из них считает порядок расчётов несправедливым, а суммы – чрезмерно крупными для средних слоёв населения. Кроме того, обязанность распространяется даже на граждан, не пользующихся авто. Не раз ходили слухи о возможной отмене налоговых платежей за транспорт, но у правительства свои планы на этот счёт.
Отменят ли транспортные налоги для всех россиян в 2021-ом году? Нет, пока никаких данных об отмене нет. Более того, нет и нормативно-правовых актов, предполагающих замену таких налоговых выплат иными, например, неоднократно обсуждаемыми топливными сборами за счёт увеличения акцизных ставок на бензин. Они, согласно предварительным подсчётам, не покроют всех расходов: потери для региональных бюджетов могут достигнуть 150 миллиардов рублей ежегодно.
Другой предлагавшийся вариант – определение суммы отчислений с учётом класса экологичности транспортного средства. Это позволило бы поддержать современные мировые тенденции и снизить объёмы вредных выбросов в атмосферу, но вряд ли покрыло бы расходы на обслуживание и ремонт дорог, осуществляемые бюджетными средствами. Так что, скорее всего, ситуация останется прежней, если только не будет принят закон, отменяющий налог (это маловероятно, ведь пополнение бюджета необходимо).
С какими трудностями можно столкнуться
Транспортный налог сопряжен с рядом трудностей. Им недовольны не только автовладельцы, но и налоговики. Система сбора непродуманна, несовершенна, несправедлива. Граждане как могут увиливают от уплаты данного сбора, собираемость налога оставляет желать лучшего.
Продавшие ТС лица часто с удивлением узнают, что им все еще продолжают начислять налоги за автомобиль, которым они давно перестали владеть, так как новые хозяева не спешат сообщать в соответствующие органы, что в их жизни произошли изменения и они обзавелись железным конем.
Если для юридических лиц просрочка срока оплаты чревата арестом расчетных счетов и иными санкциями, то на физическое лицо можно максимум подать в суд и начислить пеню. Такие меры не особо пугают тех, кто решил как можно дольше не платить по счетам.
Стоит сказать и о налоговых ставках. Прогрессивная система ставок является несправедливой: из-за разницы в 1 лошадиную силу ТС уже относится к следующей группе, и платеж возрастает в разы. В той же Москве владелец авто мощностью 100 л.с. является плательщиком налога в сумме 1200 рублей, а тот, у кого показатель составил 102 л.с. заплатит уже 2550 руб. Разница всего в 2 л.с., а сумма получается в два раза больше.
Члены Правительства регулярно вступают в спор, решают, как модернизировать, изменить систему взимания транспортного налога, сделать его не таким «грабительским». Но пока дальше разговоров дело не пошло, и трудности, связанные с данным платежом, остаются ровно на том же месте, где были несколько лет тому назад.
Ошибки, встречающиеся при расчете транспортного налога с учетом повышающего коэффициента
Расчетом транспортного налога для физлиц занимается ИФНС. Однако, юридические лица осуществляют расчет налога самостоятельно. Производя расчеты, очень важно, чтобы в них не допускались ошибки, иначе даже частичная уплата налога будет говорить о том, что свое обязательство налогоплательщик не выполнил.
К наиболее распространенным ошибкам относят следующие:
- Неправильно определен возраст ТС. Число лет авто рассчитывается с начала года выпуска, а не с даты приобретения автомобиля.
- В перечне авто Минпромторга отсутствует авто, по которому введен повышающий коэффициент. Поэтому по нему не был начислен коэффициент. Даже если в перечне Минпроторга данный автомобиль отсутствует, но его возраст и стоимость соответствуют требованиям, то коэффициент необходимо применять. Иначе это будет расцениваться как ошибка, повлекшая за собой неуплату данного налога.
К каким машинам применяется налог на роскошь
Владельцам дорогих автомобилей нужно быть внимательными – все положения, касающиеся повышающего коэффициента, обязательны для исполнения при уплате сбора, зачастую именуемого«налогом на роскошь». С каждым годом соответствующие критерии конкретизируются, появляются обновленные градации, с которыми автомобилистам для своего же блага лучше познакомиться. Транспортный налог в целом, как и повышающий коэффициент в частности, по своей сути различен, постоянно меняется и может применяться для разных видов ТС.
Повышающие коэффициенты по транспортному налогу в 2023 году претерпели некоторые корректировки. Конкретная модель автомобиля, помимо того, что должна отвечать требованиям по цене, обязана наличествовать в перечне Минпромторга, как облагаемая повышенной уплатой налога – преимущественно, это новые дорогие машины зарубежных марок с высокими техническими показателями.
Ставки транспортного налога для юридических лиц в 2021 году
Подробные данные по налоговым ставкам в 2021 году представлены в виде таблицы в статье 361 НК РФ. В не` входят несколько видов автотранспортных средств:
- легковые авто;
- мотоциклы и мотороллеры;
- автобусы;
- грузовые автомобили;
- самоходные ТС на пневматическом и гусеничном ходу;
- снегоходы и мотосани;
- катера и моторные лодки;
- яхты и другие парусно-моторные суда;
- гидроциклы;
- несамоходные (буксируемые) суда;
- самолеты и иные воздушные суда.
Например, налоговая ставка по легковым авто выглядит так:
Наименование объекта налогообложения | Налоговая ставка (в рублях) |
---|---|
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 2,5 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 3,5 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 5 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 7,5 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 15 |
Данные ставки применяются только в том случае, если регион не установил собственные.
Что такое налог на роскошь и зачем он нужен
Вплоть до 2014 года транспортный налог (ТН) зависел только от двух показателей – места, где проходила регистрация автомобиля, а также характеристик его мотора (мощности, измеряемой в лошадиных силах). После корректировки для расчета этой величины стал использоваться еще один показатель – стоимость автомобиля.
А поскольку под эту статью подпадали ТС, стоимость которых стартовала от 3 миллионов рублей, то неудивительно, что в народе этот вид налогообложения граждан прозвали налогом на роскошь.
Что касается обоснований для введения повышенного коэффициента для владельцев дорогих авто, то он обусловлен не только желанием пополнить государственную казну за счет состоятельных граждан, но и большим объемом двигателей, устанавливаемых на таких авто.
А как известно, чем более внушительным является этот показатель, тем большим становится объем вредных выбросов в атмосферу со всеми вытекающими отсюда последствиями. Естественно, это всего лишь официальная версия, имеющая очень мало общего с реальной картиной, поскольку старые автомобили коптят небо еще сильнее.
Другое дело, что такое решение позволяет действительно неплохо пополнять казну, поскольку в стране немало автомобилей, стоимость которых переваливает за 3 миллиона, да и негласная поддержка отечественного автопрома также имеет место.
Повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей
Для автомобилей, стоимость которых выше 3 млн. рублей предусмотрены повышающие коэффициенты:
Средняя стоимость автомобиля | Возраст автомобиля | Коэффициент |
---|---|---|
От 3 000 000 до 5 000 000 руб. | до 3 лет | 1,1 |
От 5 000 000 до 10 000 000 руб. | до 5 лет | 2 |
От 10 000 000 до 15 000 000 руб. | до 10 лет | 3 |
Более 15 000 000 руб. | до 15 лет | 3 |
Определение повышающего коэффициента
Определение повышающего коэффициента для расчета транспортного налога производится в соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ:
- 1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. до 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
- 2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн. руб. до 10 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
- 3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн. руб. до 15 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
- 3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн. руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
Повышающий коэффициент для транспортного налога в 2022 году
Дата публикации 28.01.2020
Организация в июле 2019 года приобрела легковой автомобиль Volvo V90 Cross Country 2019 года выпуска. В перечне Минпромторга этот автомобиль указан под номером 529 в категории авто от 3 до 5 млн руб. При этом в графе “Количество лет, прошедших с года выпуска” указано значение “от 1 до 2 лет (включительно)”. Каким будет повышающий коэффициент по транспортному налогу за 2019 год?
Законодательство не содержит прямого ответа на вопрос об исчислении транспортного налога за 2019 год в отношении указанного автомобиля. По нашему мнению, целесообразнее транспортный налог по нему исчислять с применением повышающего коэффициента.
В соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ исчисление суммы транспортного налога производится с применением повышающего коэффициента, который составляет 1,1 в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет; 2 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет; 3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, а также в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
Перечень указанных легковых автомобилей, подлежащий применению в 2019 году, размещен на официальном сайте Минпромторга России.
Автомобиль VOLVO V 90 Cross Country D 4 AWD Auto Cross Country Pro с дизельным двигателем объемом 1969 куб. см поименован в позиции 529 Перечня легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет. При этом по данной позиции в графе “Количество лет, прошедших с года выпуска” есть указание, что коэффициент применяется по автомобилям, с даты выпуска которых прошло от 1 до 2 лет включительно.
Как указано в п. 2 ст. 362 НК РФ, исчисление сроков для целей применения коэффициентов начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля. Каких-либо иных пояснений в части применения правил исчисления сроков НК РФ не содержит.
В этой связи в рассматриваемой ситуации возможны два подхода к исчислению указанных сроков.
Один подход основывается на разъяснениях, приведенных в письме ФНС России от 02.03.2015 № БС-4-11/3274@, где указано, что при исчислении за 2014 год транспортного налога в отношении легкового автомобиля 2011 года выпуска количество лет, прошедших с года выпуска этого автомобиля, составляет 4 года. Значит, при исчислении транспортного налога количество лет, прошедших с года выпуска автомобиля, должно определяться в целых годах. Тогда для целей п. 2 ст. 362 НК РФ возраст автомобиля составляет один год сразу же после выпуска этого автомобиля заводом-изготовителем (в т.ч. и в период до конца того календарного года, в котором изготовлен автомобиль).
Соответственно, получается, что при исчислении транспортного налога за 2019 год по автомобилю 2019 года выпуска количество лет, прошедших с года его выпуска, составляет 1 год. Поэтому такой автомобиль подпадает в определенную Перечнем категорию “от 1 до 2 лет включительно”. Следовательно, при уплате транспортного налога за 2019 год необходимо применить повышающий коэффициент 1,1.
Другой подход основывается на разъяснениях, приведенных в письме Минфина России от 11.06.2014 № 03-05-04-01/28303 (доведено до сведения налоговых органов письмом ФНС России от 07.07.2014 № БС-4-11/13195@), где указано, что при исчислении за 2014 год транспортного налога в отношении легкового автомобиля 2014 года выпуска количество лет, прошедших с года выпуска этого автомобиля, составит не более 1 года.
Применяя это разъяснение по аналогии к рассматриваемой ситуации, получаем, что для автомобиля, выпущенного в 2019 году, для целей исчисления транспортного налога за 2019 год количество лет, прошедших с года выпуска, составляет не более 1 года. Следовательно, такой автомобиль не подпадает в определенную Перечнем категорию “от 1 до 2 лет включительно” и при уплате транспортного налога за 2019 год повышающий коэффициент применять не требуется.
Материалами арбитражной практики и разъяснениями контролирующих органов непосредственно по ситуациям, которые аналогичны ситуации, приведенной в вопросе, мы не располагаем. В этой связи считаем целесообразным в порядке, предусмотренном пп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ, обратиться в налоговый орган по месту учета с письменным запросом о порядке исчисления и уплаты транспортного налога в рассматриваемом случае. Следование данному разъяснению освобождает налогоплательщика от налоговой ответственности, а также является основанием для неначисления пеней (пп. 3 п. 1 ст. 111 и п. 8 ст. 75 НК РФ).
Определение времени эксплуатации автомобиля
В Перечне можно найти ссылки на количество лет с даты производства машины (столбец № 6). После окончания такого срока транспортное средство, как бы приобретает статус «бюджетной» машины. То есть коэффициент Кп при определении величины налога на транспорт уже не используют.
Каким образом определить период эксплуатации транспорта? Так, для целей коэффициента Кп, который увеличивает величину платежа, время с момента изготовления машины считают с учётом зарегистрированной даты изготовления автомобиля (включая ее).
ПРИМЕР
При расчете налога на транспорт с использованием повышающего коэффициента Кп за 2020 год по машине ценой от 3 до 5 млн рублей, изготовленной в 2014 году, срок, прошедший со времени производства этого т/с, составляет 4 года. С учетом методики исчисления, с 2017 года коэффициент Кп к этому средству передвижения применять не нужно.
Учитывая вышесказанное, при определении времени с даты изготовления автомобиля нужно оканчивать годом, за который идет налог. Именно этот подход подтверждают разъяснения налоговиков, основанные на Налоговом кодексе (письмо ФНС от 02.03.2015 № БС-4-11/3274).